Непримиримые. Нужна ли миру дружба между Загитовой и Медведевой?
Вы можете говорить, что не любите бокс за кровищу и приземленность, а можете просто быть честными перед самими собой. Антагонизм, противостояние, дуэль, rivalry — все то, до чего самый честный из всех видов спорта дошел еще на заре прошлого века, питает индустрию и сейчас. И будет питать всегда.
Джо Фрейзеру нужен был Мохаммед Али, чтобы стать главной жертвой бессердечного гения. Джо Луису посчастливилось встретиться с Максом Шмелингом, иначе он никогда не стал бы подлинным героем нации, победившим любимого боксера Гитлера. Что было нужнее Майку Тайсону от Эвандера Холифилда — он сам или его уши — вопрос открытый, но даже спустя десятилетия средний обыватель быстрее вытащит из подсознания эту идиотскую историю, чем жесточайшие нокауты Железного Майка. И будет прав. Совсем скоро нас ждет третий бой этих парней — постаревших, остепенившихся, давно уже помирившихся, но по-прежнему неразделимых.
Парный антагонизм — исключительное изобретение пиар-машины. И чрезвычайно удобное в раскрутке. Зритель не способен удержать в голове информацию о нескольких персоналиях, а самим персоналиям крайне желательно не сойти с ума, пока из них не выжали все до капли. Два равносильных действующих лица — оптимально. Еще оптимальнее, чтобы они друг друга на дух не переносили. Единственное, чем можно заменить ненависть, — мастерством на уровне величия у обоих. Вы никогда не услышите ругань Рафаэля Надаля в адрес Роджера Федерера или критику Нейтаном Ченом Юдзуру Ханю, но на корте/льду они устроят друг другу настоящий ад. Затем пожмут руки, но только лишь затем, чтобы все повторить завтра.
Ни у кого в мире нет права разбивать эти пары — ни у болельщиков, ни у промоутеров. Ни даже у самих антагонистов.
Поэтому Алина Загитова vs Евгения Медведева все еще продолжает существовать, но в своем, особом виде — извращенном, исковерканном. Во всяком случае, точно не чисто спортивном. Мы не будем говорить о соперничестве между Алиной и Евгенией на катке. Это просто невозможно — не хватает аргументов в пользу его существования против статистики личных встреч. В сумме там 4–1 в пользу Загитовой и 4–0, если брать только взрослый уровень.
Вы никогда в жизни не соберете толпу на реванш, если одного из соперников стабильно «возят». Исключений лишь два — Мария Шарапова/Серена Уильямс и Загитова/Медведева. Я глубоко убежден, что самый короткий, самый действенный способ создать вокруг спорта культ — сделать его маргинальным. Можно долго выстраивать элитарную культуру, вкладывать кучу денег и бесконечно ждать, а можно открыть серийное ток-шоу по франшизе и подсчитывать прибыль.
Тогда, в феврале 2018-го, две изящные, техничные, лучшие фигуристки поколения дали русскому мужику моральное право включить телевизор и перемывать кости совсем еще юным девушкам, забыв про лутцы, недокруты и моухоки, не боясь осмеяния или осуждения. В тот самый момент, когда это произошло, фигурное катание стало спортом № 1. И другого варианта прийти в массы у него не было.
Частица их величия — в этом. Парадокс, но, возможно, поэтому их и запомнят. И не отпустят, что бы ни случилось.
Кому-то, быть может, это не понравится, но на самом деле в ток-шоу нет ничего плохого. Скажу больше: никто другой из действующих фигуристов не смог бы его организовать. И не сможет в обозримом будущем. У нас будет много чисто спортивных противостояний, куда более интригующих, чем это. Они есть уже в нынешнем сезоне, и под Олимпиаду их разогреют докрасна, доведут до абсолютного атлетического совершенства. Но массовый зритель приходил не для этого — ему нужен привычный формат и любимые звездные ведущие, у которых в рукавах друг для друга обязательно припасена острая шпилька.
Фигурному катанию в его нынешнем статусе не нужны подружки Алина и Женя. Ему нужны соперницы, битва характеров, Гран-при подколов, чемпионат обид и недопониманий, в которых, как на Кубке Первого канала, победитель определится по сумме подписчиков в Instagram, рекламных контрактов, дерзких панчей на пресс-конференциях и количеству приглашений на официальные мероприятия родной школы лично от ее директора. Именно без этих соревнований, а не без отмененных из-за пандемии чемпионатов Европы и четырех континентов, фигурное катание вернется в лигу неудачников. Интерес угаснет, ток-шоу закроют, а команду в лучшем случае переведут куда-нибудь на платное ТВ (последнее, кстати, не то чтобы метафора).
Поэтому они должны оставаться где-то рядом со спортом, даже если им уже никогда более не суждено будет столкнуться на соревнованиях. Обязаны показывать друг другу зубы, как бы сильно это ни ранило сердца адекватных болельщиков. И это продолжится до тех пор, пока им на смену не придут новые ведущие с еще более длинными и острыми шпильками. А точнее — если они придут.
Интересно, осознают ли сами девушки свою роль в этом процессе. А еще интереснее, что будем делать мы — все, кто хоть как-то связан с фигурным катанием, — когда у Алины и Евгении просто не останется моральных сил друг на друга. Страшные на самом деле темы. Как минимум неприятные.
Впрочем, пока не будем об этом. Лучше еще раз пересмотрим пресс-конференцию после командника. Ведь нам, если уж прямо, это все на самом деле нравится. Нужно просто честно себе в этом признаться.