Минспорту предложили отдать арены «Спартака» и «Зенита» единому оператору
Министерству спорта предстоит рассмотреть проект концепции централизованного управления крупными стадионами и ледовыми аренами в России, сообщил РБК представитель вице-премьера Дмитрия Чернышенко, курирующего в том числе развитие спорта.
Автор концепции — компания Diversus Group, которая, по словам ее акционера и гендиректора Николая Альтштейна, работала над документом полтора года «по собственной инициативе», а в процессе проводила консультации с Минспортом. Документ изначально был направлен вице-премьеру, который, в свою очередь, перенаправил его в профильное министерство для проработки. В сам Минспорт, правда, документ пока еще не поступил, сообщил его представитель.
Чем известна Diversus Group
Diversus Group принадлежит предпринимателю Николаю Альтштейну (ранее носил фамилию Троцюк). Компания основана в 2006 году и, как указано на ее сайте, занимается проектами в области информационных технологий, инжиниринга, поставок продуктов питания. В частности, производит витаминизированную питьевую воду, партнером группы по этому проекту выступает хоккеист Евгений Малкин. Он в создании концепции развития стадионов участия не принимал, уточняют в Diversus Group.
Среди других проектов — создание быстровозводимых систем для защиты футбольных полей и переоборудования стадионов под неспортивные мероприятия.
Выручка по РСБУ головного ООО «Диверсус групп» в 2020 году составила 20,6 млн руб., чистая прибыль — 1,4 млн руб. Консолидированные показатели группа не раскрывает.
Что предлагают
В концепции предлагается создать публично-правовую компанию для управления и эксплуатации «значимых спортивных объектов», среди которых и стадионы, построенные к ЧМ-2018. Публично-правовые компании — это особый вид некоммерческих организаций, которые принадлежат государству. В ЕГРЮЛ сейчас есть сведения лишь о пяти юрлицах с такой организационно-правовой формой: одна занимается достройкой жилья для обманутых дольщиков, другая — комплексным обращением с отходами, еще две — строительством объектов гособоронзаказа и бюджетными стройками гражданских объектов, и, наконец, в июне был учрежден единый регулятор азартных игр.
Целями новой госкомпании должны стать развитие спортивных объектов, их модернизация, переоснащение, адаптация к проведению различных мероприятий и, как следствие, повышение инвестиционной привлекательности. Планируется, что функционал спортивных объектов будет расширен и за счет этого увеличатся источники дохода. Арены, по замыслу авторов концепции, могут использоваться как экскурсионные центры, концертные площадки, конгресс-холлы и т.п. При этом централизованное управление должно сократить экономическое неравенство за счет перераспределения доходов между спортивными объектами, указано в концепции.
Значимые спортивные объекты предлагается передать на баланс создаваемой компании, но для этого муниципальные и региональные власти должны будут сначала передать их в федеральную собственность. Предполагается, что власти регионов и муниципалитетов обратятся в Росимущество, которое подготовит документы для передачи стадионов. РБК направил запрос в Росимущество.
В концепции перечислен примерный перечень спортивных объектов, которые могли бы перейти в ведение публично-правовой компании, — это 38 стадионов и 43 крытых ледовых арены. В списке есть в том числе стадионы, которые строили или готовили к ЧМ-2018 регионы за счет собственных бюджетов: например, «Газпром Арена» в Санкт-Петербурге, «Фишт» в Сочи, «Лужники» в Москве, «Казань Арена».
Попали в перечень и некоторые частные стадионы, например «Открытие банк Арена» «Спартака» и «РЖД Арена», принадлежащая железнодорожной монополии. Альтштейн пояснил, что предполагается перевод в публично-правовую компанию объектов, принадлежащих государству, но владельцы частных также смогут передать объекты по своей инициативе, тем самым снизив операционные издержки.
После выхода публикации в «Спартаке» пояснили, что не поддерживают эту идею. «Это все равно, что снимать квартиру или дом у самого себя, будучи собственником объекта. Предпочитаем оставаться хозяевами у себя дома», — сказал РБК глава медиадепартамента «Спартака» Антон Фетисов.
РБК направил запросы в пресс-службу РЖД.
Передача спортивных объектов с баланса регионов, уверены авторы концепции, будет выгодна местным властям, поскольку «органам исполнительной власти в непростых экономических условиях приходится постоянно изыскивать источники дополнительного финансирования для надлежащего содержания» стадионов. Содержание каждой футбольной арены обходится государству в 300–350 млн руб. в год, уточняют в Diversus Group.
В границах спортивных объектов, если концепция будет реализована, предлагается создать специальные спортивные экономические зоны — территории опережающего спортивного и экономического развития. Управлением этими территориями также займется публично-правовая компания. Территории должны способствовать привлечению спортивных инвестиций и развитию экономики региона, для этого предлагается ввести особое правовое регулирование, в рамках которого резиденты зон получат меры господдержки — в частности, налоговые и таможенные.
Кто и как управляет стадионами сейчас
В 2018 году правительство утвердило концепцию наследия чемпионата мира по футболу. В этом документе также было указано, что одним из вариантов управления стадионами может стать схема «единая организация — оператор». Но эта модель, подробно тогда не описанная, реализована не была. Среди других моделей управления в концепции наследия указаны варианты, когда собственник управляет стадионом самостоятельно или с привлечением специализированной компании, а также модель, которая предусматривает передачу управления сторонней внешней компании, как, например, в Санкт-Петербурге: там стадион «Газпром Арена» передан в управление футбольному клубу «Зенит».
В то же время концепция 2018 года предполагала передачу стадионов, построенных за счет федерального бюджета, регионам. Сейчас эксплуатация стадионов осуществляется в соответствии с концепцией наследия, уточнили в пресс-службе Минспорта. Стадионы в Волгограде, Екатеринбурге, Калининграде, Нижнем Новгороде, Ростове-на-Дону, Самаре и Саранске переданы в собственность регионов, те утвердили бизнес-планы. Стадионы закреплены на праве оперативного управления за государственными автономными учреждениями, которые на договорных основаниях передают стадионы в пользование профессиональным футбольным клубам, пояснили в министерстве.
В концепции наследия указывается, что возможность выхода стадионов на самоокупаемость в ближайшие три—пять лет «существенно ограничена» из-за высоких затрат на эксплуатацию, невысокого уровня доходов местных футбольных клубов, сезонности использования объектов, а также ограничены возможности многофункционального использования стадионов для проведения иных мероприятий. В этот период потребуется дополнительное финансирование для обеспечения полноценной операционной деятельности стадионов, указано в концепции наследия чемпионата.
Всего на реализацию концепции с 2018 по 2023 год были заложены 16 млрд руб., 11,5 млрд руб. из которых — это средства федерального бюджета, почти 820 млн руб. — из региональных и муниципальных бюджетов. Почти 3,7 млрд руб. закреплены за внебюджетными источниками.
Опыта управления крупными спортивными объектами, как правило, в регионах нет, поэтому идея отдать их под единое управление вроде бы логична и красива, признает партнер Cushman & Wakefield Денис Соколов. Но, отмечает эксперт, стадионы — это еще и важные узлы городской жизни, и элемент конкуренции городов друг с другом за людей, за таланты: «Стадион может стать визитной карточкой города, и эту конкуренцию нужно не потерять».
Региональные власти могут лучше понимать, как развивать стадион с точки зрения потребностей городской жизни, обращает внимание Денис Соколов.
О судьбе стадионов ЧМ-2018 читайте здесь.