Сорокин — РБК: «Нельзя мерить Евро только экономическими показателями»
— Бюджет турнира в Петербурге по-прежнему составляет 3,5 млрд руб.?
— Да. Это общий бюджет оргкомитета, и бюджет, который город тратит на подготовку в том числе к финалу Лиги чемпионов УЕФА 2022 года.
— За два года он изменился?
— Нет, ничего не поменялось. Мы остались в тех же рамках, несмотря на продление жизнедеятельности оргкомитета еще на год. И то же самое относится к подготовке города. Все остались приблизительно в тех же рамках, которые были обозначены, без выделения дополнительных средств.
Алексей Сорокин (49 лет)
— глава оргкомитета Евро-2020 в Санкт-Петербурге;
— возглавлял заявочный комитет «Россия-2018», который боролся за проведение чемпионата мира по футболу 2018 года в России;
— работал председателем и генеральным директором Организационного комитета по подготовке и проведению чемпионата мира по футболу «Россия-2018».
Сколько принесет Евро Петербургу
— Является ли серьезный экономический эффект от Евро необходимым условием для страны-организатора?
— Не все спортивные соревнования организовываются с презумпцией необходимости экономического эффекта. Этот эффект гораздо более многогранен. При этом, конечно, приезд в город значительного количества болельщиков влечет за собой большое движение денежных средств и, как следствие, это выражается в положительных экономических эффектах.
В Санкт-Петербург прибудет значительное количество болельщиков как из-за рубежа, так и из российских городов. Для них это сродни отпуску: гостиница, рестораны, сувениры. Все это прямые и косвенные доходы города от въездного и внутреннего туризма.
— Проводились ли исследования, сколько Евро принесет Петербургу в денежном эквиваленте?
— Нет, пока не проводились. Такие исследования начинаются во время турнира, а завершаются уже постфактум, как это было с чемпионатом мира в России. И, мне кажется, город должен быть заинтересован в таких исследованиях. Я уверен, что выводы и анализ будут городом сделаны.
— В России часто говорят о том, что спорт должен приносить деньги и быть экономически оправдан. А сейчас вы говорите про то, что Евро — это не совсем про то, чтобы заработать.
— Моя позиция предельно проста. Такие турниры, как Евро, несут большой социальный эффект, положительно влияют на развитие спорта. Люди объединяются на почве любви к футболу. Поэтому нельзя мерить организацию таких событий только экономическими показателями.
Невозможно заработать на спорте во всем. В противном случае, если исходить исключительно из экономической логики, везде следует построить рестораны вместо стадионов. Потому что они быстрее приносят экономический эффект. Стадион же как объект практически никогда не окупается. И это не секрет — во всем мире так. Но это не значит, что стадионы не надо строить.
— Сколько недосчитаются организаторы из-за коронавирусных ограничений?
— Билетная программа находится в ведении правообладателя, то есть УЕФА. И здесь точные цифры нам неведомы, но можно примерно предположить. Вместимость арен была сокращена вдвое. Что повлекло сокращение билетов всех трех категорий: по €185, €125 и €85. Путем несложных подсчетов можно вывести среднюю цену билета — а вместе с ней и упущенный доход. Но надо понимать, что билетная выручка не является основным кост-драйвером Евро.
В отношении телетрансляции все доходы УЕФА остались в более или менее задуманных параметрах. Это касается и партнеров, и спонсоров. Несмотря на пандемию, все проходит вполне успешно. Недавно к УЕФА присоединились новые партнеры. Мы видим интерес новых спонсоров к европейскому футболу. Поэтому, думаю, что финансовый баланс более или менее сохранится.
— Насколько выросли цены на проживание в Петербурге после новости о принятии матчей Евро и увеличились ли после объявления о проведении дополнительных игр?
— Цены радикально не выросли, потому что федеральные и городские власти предприняли определенный комплекс мер для того, чтобы избежать каких-то скачков цен. Дело в том, что в Санкт-Петербурге традиционно в летний сезон цены слегка возрастают — это абсолютно нормально. Но мы видим, что сейчас находимся во вполне разумных рамках.
— Какой из матчей оказался наименее популярным? Остались ли еще билеты?
— Большая часть билетов на четыре матча основного пакета Санкт-Петербурга была реализована в 2020-м. Мы знали, что они будут необыкновенно популярны, и у нас нет проблем с заполнением стадиона. К сожалению, в силу сокращения вместимости пришлось проводить так называемую негативную лотерею. Всем, на кого пал жребий, вернули деньги за билеты. Для любого организатора это процесс неприятный, но вынужденный.
Что касается дополнительных матчей, то здесь рано подводить какие-то итоги, потому что продажи начались совсем недавно, 2 июня, и еще идут. О том, насколько они популярны или нет, можно будет сделать вывод только непосредственно перед началом этих матчей.
— Много ли билетов сдали болельщики, чьи матчи перенесли из Дублина в Петербург?
— Конечно, большую часть тех, кто планировал пойти на дублинский матч, мы потеряем — это абсолютно нормально. Некоторые люди просто не планировали путешествовать куда-то за границу.
— А они уже сдали билеты?
— У них было время сдать билеты, был определенный срок для тех, кто хочет получить денежную компенсацию. При этом для тех, кто для себя счел возможным приехать в Санкт-Петербург, был выделен определенный период для продажи, когда они в приоритетном порядке могли приобрести билеты на те матчи, которые изначально планировали посетить, но в Санкт-Петербурге. Этот срок завершен, и теперь уже билеты находятся в свободной продаже.
«Не вижу ничего страшного в продаже пива на стадионе»
— Стоит ли вернуть пиво на стадионы во время чемпионата России, учитывая то, что на Кубке конфедераций — 2017 и во время ЧМ-2018 оно было?
— Опыт чемпионата мира был успешным, никаких сложностей, никаких негативных дисциплинарных последствий из-за этого мы не наблюдали. Продано было в среднем около полутора бокалов пива на человека, если брать всю совокупность болельщиков, посетивших матчи чемпионата мира.
В этой модели распределения доходов от пива они не идут целиком концессионеру. Концессионер всегда делит их с правообладателями. Нормальная бизнес-схема. И ни один крупный турнир не является исключением. Поэтому о каких-то сверхприбылях говорить сложно. Но в любом случае это выгодно, это часть футбольной культуры, это позволяет обеспечить дополнительный доход футболу. Поэтому как болельщик, переживающий за развитие индустрии футбола в России, я выступаю за пиво на стадионах.
Я не считаю неправильным продавать пиво на стадионах, потому что, во-первых, это не крепкий алкоголь. Мне кажется, что с точки зрения развития футбольной культуры мы уже эволюционно пришли к возможности продавать пиво. Может быть, если бы вы у меня спросили 15 лет назад, у меня было бы иное мнение, но сейчас, как мне кажется, это не несет никаких угроз. Мы доросли до продажи пива на стадионах. Меня подкрепляет опыт Кубка конфедераций и чемпионата мира, которые прошли на территории Российской Федерации, и никаких сложностей этического и дисциплинарного или иного порядка мы не испытывали.
Ну и еще, я сам часто становился свидетелем, как перед походом на футбол, люди приобретали иные напитки и употребляли их «впрок» до входа в стадион, потому что там нет возможности выпить пива. Такой сценарий иногда гораздо хуже, чем если это можно сделать цивилизованным, культурным способом под присмотром стюардов. Не надо стимулировать людей к тому, чтобы они максимально «набрались впечатлений» до похода на стадион. Как правило, с этим связаны инциденты, с которыми мы, как организаторы, сталкиваемся.
«Всерьез потерю Петербургом Евро не обсуждали»
— В конце апреля вы говорили, что УЕФА компенсирует расходы на проведение дополнительных матчей. Какая сумма будет выплачена, какой процент от затрат составляет сумма компенсации?
— Размер суммы этичней будет спросить у «Зенита», потому что это является предметом договоренности между УЕФА, клубом и стадионом. Могу сказать лишь, что сумма компенсации за дополнительные матчи пропорциональна компенсации за четыре основных матча пакета Евро, который получил Санкт-Петербург. Она достаточна для того, чтобы со стороны стадиона оказать необходимый сервис для правообладателей.
— За годы подготовки к Евро был ли риск того, что Петербург потеряет турнир?
— Вы знаете, у нас такой иммунитет уже к различного рода слухам, домыслам, что мы, наверное, уже на каком-то этапе перестали обращать внимание на появляющиеся сообщения в соцсетях, даже исходящие от политических или общественных деятелей. Никогда этот вопрос всерьез не обсуждался на полях УЕФА, поэтому на все остальные домыслы мы просто не считали необходимым реагировать.
Всерьез мы это никогда не обсуждали. Санкт-Петербург планомерно готовился к Евро. Конечно, был определенный сложный период прошлой осенью по понятным причинам. Многое уже было готово, и нам нужно было возобновить активную фазу подготовки зимой. Но, на мой взгляд, мы спокойно, без оглядки на какие-то слухи, готовились к Евро.
— Действительно ли обсуждалась возможность, что Питер и Лондон разделят между собой турнир?
— Может, такие дискуссии и велись, но, скорее всего, весьма кулуарные и до нас они не доходили. Можно предполагать что угодно, но мы все-таки привыкли ориентироваться на более или менее официальную информацию и на открытые формальные обсуждения. Таковых не было.
— То есть в УЕФА не дискутировали на эту тему?
— Конечно, УЕФА допускал вариант, что некоторые города могут по тем или иным причинам оказаться неспособными провести матчи Евро в приемлемом для УЕФА формате. В этом случае они должны были быть перераспределены между городами, готовыми к проведению Евро в условиях пандемии, — что в конечном счете и произошло.
— Именно между двумя городами.
— Но должны быть очень веские аргументы для того, чтобы взять и отнять у города право проведения Евро. Если подготовка идет в плановом режиме и параметры проведения никак не отличаются от других городов, просто так это делать, наверное, несправедливо было бы.
Единственное, что мы услышали на каком-то этапе: выраженным предпочтением УЕФА является проведение Евро хотя бы с каким-то количеством зрителей. Это, на мой взгляд, вполне обоснованно, потому что по всей Европе мы видим улучшение ситуации. По крайней мере со слов наших коллег организаторов, подавляющее большинство наблюдает улучшение ситуации. Нет причин проводить Евро без зрителей.
Будущее Fan ID в России
— В России вводится Fan ID, и это практически уже решенный вопрос, судя по последним заявлениям. Fan ID для чемпионата России — это плюс или минус?
Ранее правительственная комиссия по законопроектной деятельности одобрила инициативу по введению персонифицированных карт на посещение спортивных соревнований по примеру чемпионата мира по футболу 2018 года.
Министр спорта Олег Матыцин заявлял, что с сезона 2021/22 на матчах чемпионата и Кубка России по футболу будет введена система идентификации болельщиков. В марте в Российской премьер-лиге в тестовом режиме ввели добровольный аналог Fan ID.
— Внутри Fan ID зашито много возможностей. Это не должно стать ограничительной мерой ни в коем случае. Да, там есть функционал, связанный с безопасностью, но, если он совмещен с дополнительными преимуществами, то Fan ID ничем не отличается от карты лояльности, которая существует в очень многих клубах. Конечно, в наше время люди должны себя чувствовать комфортно и безопасно на стадионе. Один из способов достичь этого — понимать, кто непосредственно находится на стадионе.
В том или ином формате этот функционал существует уже давно. В Англии большинство болельщиков заходят на стадион по абонементам. То есть клуб знает, кого они пускают. Надо просто найти адекватную модель, при которой Fan ID не несет в себе ореол каких-то ограничений, а наоборот, является хорошим инструментом, который вмещает в себя массу преимуществ. Это может быть карточка, которая по сути является платежным средством вместе с накопительной системой, вместе с картой лояльности. Вопрос в исполнении. И в таком случае, конечно, я за.
— На чемпионате мира наибольший антураж создали болельщики из Латинской Америки. Их было больше, они были громче. Кто будет двигателем праздника на Евро, на ваш взгляд?
— Прежде всего это будут, конечно, наши с вами сограждане, плюс гостящие в Санкт-Петербурге болельщики. Именно они создают атмосферу. В городе сделано все для того, чтобы эта атмосфера была. Будут действовать три фан-зоны. Город великолепно украшен. Очень много различных культурных, развлекательных мероприятий в городе, концерты. Будут работать площадки на подступах к стадиону. В целом будет весело, и те, кто приедут, точно не пожалеют.
— Ваш прогноз выступления сборной России на чемпионате Европы?
— Мы крайне заинтересованы в том, чтобы сборная прошла как можно дальше. Потому что именно это обеспечивает интерес россиян к турниру. Потому, конечно, желаем нашей сборной всяческого успеха. Надеемся на улучшение результата чемпионата мира.