Илья Ковальчук — РБК: «Политика и бизнес на Олимпиаде превзошли хоккей»
Илья Ковальчук — менеджер сборной России на Олимпиаде в Пекине. В качестве хоккеиста принимал участие в пяти Олимпиадах, выиграл золотую (2018) и бронзовую (2002) медали. Также в составе российской национальной команды Ковальчук завоевал два золота (2008, 2009), два серебра (2010, 2015) и три бронзы (2005, 2007, 2019) чемпионатов мира. На клубном уровне выступал в НХЛ за «Атланту», «Нью-Джерси», «Лос-Анджелес», «Монреаль» и «Вашингтон». В России играл за «Спартак», «Ак Барс», «Химик», СКА и «Авангард». В 2015, 2017 и 2021 годах становился чемпионом России и выигрывал Кубок Гагарина. О завершении спортивной карьеры пока не объявлял.
«Шипачев сможет повести команду за собой»
— Какие сборные, на ваш взгляд, будут претендовать на медали Олимпиады?
— Очень хорошие сборные у Финляндии и Канады. Крепкая команда у шведов. Легких игр не предвидится. У той же Америки состав молодой, но все ребята с амбициями. Нельзя сбрасывать со счетов и чехов. Самое главное — эпидемиологическая ситуация. Пока из-за пандемии непонятно, кто вообще доедет до Пекина. Всем надо беречься.
Сборная России начала подготовку к Олимпиаде 17 января. Команда провела сбор в Новогорске, а 23-го числа тренерский штаб во главе с Алексеем Жамновым огласил окончательный состав, в который вошли 25 основных игроков и шесть запасных. 3 февраля россияне прилетят в Пекин. На 5-е запланирован контрольный матч с Латвией, но пока его проведение под вопросом из-за эпидемиологической ситуации.
— Какова обстановка с коронавирусом в сборной России?
— Все в порядке. Каждый день начиная с 20 января сдаем ПЦР-тесты. Все тренируются, находятся в обойме.
— Как оцениваете сбор в Новогорске?
— Считаю, что сбор прошел очень хорошо. Тренировки проходили по два-три раза в день на льду и в зале. Нагрузки большие, их график строился заранее. К началу Олимпиады ребята должны подойти в оптимальной форме.
В КХЛ они провели очень много матчей. Позади фактически целый сезон. Игроки были в разном состоянии. А для такого скоротечного турнира, как Олимпиада, очень важно быть готовым на все 100 и физически, и ментально.
— Есть ли предпосылки к изменению основного состава до первого матча Олимпиады?
— Все живы и здоровы. Делать замены можно только из-за травмы или болезни. Пока к стартовому матчу Олимпиады готовятся ранее названные 25 игроков.
— Нападающий Артем Анисимов находится в основе или среди запасных? Говорилось, что из-за коронавируса он будет переведен в запас, а его место займет Владимир Ткачев. Но уже на следующий день Анисимов возобновил тренировки.
— Анисимов входит в шестерку запасных, Ткачев — в основной состав. Дело в том, что были некоторые недопонимания результатов ПЦР-тестов. Решили не рисковать. Но сейчас Артем тренируется, все в порядке.
Как и говорилось ранее, шансы оказаться в составе есть у всех. Все осознают, в каких условиях мы находимся. Ребята прекрасно понимают: нужно быть готовыми. Спасибо им за работу и профессиональный подход к делу. Я, как спортсмен, прекрасно понимаю, что находиться среди запасных не так просто. Но то, как они трудятся и проявляют себя, заслуживает уважения.
— Капитан сборной на Олимпиаду — Вадим Шипачев. Его назначили тренеры или выбрали хоккеисты?
— Процедура была совместной. Мы раздали ребятам бюллетени, они проголосовали. Затем мы обсудили кандидатуры претендентов и пришли к общему знаменателю.
Я думаю, человеческие и лидерские качества Вадима не вызывают сомнений. Ребята его уважают. Вадим много чего выиграл, здорово выступает и в этом сезоне. Думаю, он заслуженно стал капитаном сборной. Это огромная часть и ответственность. Шипачева я знаю давно и хорошо. И не сомневаюсь, что он к этой роли готов и поведет команду за собой.
Условия в Пекине полностью устраивают
Хоккейный турнир Олимпиады пройдет с 9 по 20 февраля. На групповом этапе сборная России сыграет с командами Швейцарии (9 февраля), Дании (11 февраля) и Чехии (12 февраля).
— Появилась определенность с парами защитников и тройками атаки?
— Наработки, конечно, уже существуют. Ребята тренируются в определенных сочетаниях. Есть точечные изменения, но они связаны с тем, что кто-то приехал на сбор раньше, кто-то — позже. Исходя из этого, мы распределяем и нагрузки. Также активно работаем над игрой в неравных составах. Сочетания спецбригад уже тоже есть.
— Наилучшие шансы стать основным вратарем у Ивана Федотова, который являлся таковым на Кубке «Первого канала»?
— Трудятся все четверо. По просьбе наставника вратарей я дважды в день принимаю участие в тренировках голкиперов и вижу, что ребята работают с горящими глазами — и в 8:30 утра, и в 3 часа дня. По 35–40 минут они занимаются индивидуально, готовятся. А кто будет основным, кто вторым и третьим, думаю, решат Алексей Юрьевич (Жамнов. — РБК) и тренер вратарей перед первой игрой на Олимпиаде.
— Представляете, в каких условиях вам предстоит жить, тренироваться и играть в Пекине? Все ли устаивает?
— Что есть, то есть, изменить мы ничего не можем и понимаем, в какое время живем. Олимпиада вообще, можно сказать, висела на волоске. Слава богу, что власти Китая и организаторы проделали огромную работу и смогли обеспечить безопасность гостей Пекина.
Шесть представителей нашей хоккейной делегации, включая доктора и тренера по физической подготовке, улетели в Китай 30 января, чтобы как раз на месте увидеть, где предстоит жить, работать и играть. Нам скидывают видео, впечатления. Условия хорошие, комфортные и, самое главное, одинаковые для всех.
— Четвертый снайпер чемпионата КХЛ Антон Бурдасов не получил шанс проявить себя ни на Кубке «Первого канала», ни на сборе перед Олимпиадой. Почему?
— Как говорил Алексей Юрьевич, в двух первых звеньях тренеры видят других ребят. Мы не видели смысла брать человека, который в клубе находится на лидирующих позициях, на незнакомую ему роль.
— Основной соперник России в группе — Чехия. Обычно чехи сильны организацией игры, оборонительными действиями. Но сильнейшей линией сегодняшних чехов представляется атака, а не защита. Как вы можете охарактеризовать эту команду?
— Я бы не стал сбрасывать со счетов ни одну команду, с которой нам предстоит встречаться в группе. Первая игра — со сборной Швейцарии. Сейчас мы просматриваем ее матчи на последнем чемпионате мира. Это сбалансированная и быстрая команда. В первую очередь мы готовимся к этой встрече.
Что касается чехов, то это всегда принципиальный соперник. У них очень хорошие центральные нападающие — Крейчи, Соботка, Коварж. Будем готовиться. Поскольку в Пекине нам играть с Чехией последний матч группового турнира, то мы сходим посмотреть на них живьем, подготовимся и подойдем к игре во всеоружии.
— Олимпийский чемпион и обладатель Кубка Стэнли Эрик Стаал не завершил карьеру, не так давно подписал контракт в АХЛ и приедет в Пекин. Его можно назвать ключевым игроком сборной Канады и главной звездой хоккейного турнира?
— Парень, конечно, опытный. Я его очень хорошо знаю, мы много друг против друга играли. Посмотрим, в какой форме он находится. Пока, если честно, у нас очень много забот, касающихся сборной России. Следить за канадской командой нет времени. Но мы знаем, что главный тренер Клод Жюльен получил травму и не сможет возглавить канадцев на Олимпиаде. Желаем ему скорейшего выздоровления. В целом, как я уже говорил, у Канады хорошая команда, в которой будет сплав опыта и молодости.
Сборная не имела отношения к паузе в КХЛ
КХЛ приостановила сезон из-за распространения коронавируса с 15 января. Сбор национальной команды начался не 20 января, как планировалось изначально, а 17-го.
— Обращалось ли руководство сборной к первым лицам КХЛ с просьбой приостановить сезон?
— От нас инициативы не было точно. Это решение КХЛ. К нему все шло, потому что многие ребята болели, большое число матчей перенесли. Здоровье игроков и зрителей дороже всего.
— Без игроков из НХЛ у России больше или меньше шансов на победу на Олимпиаде? Или, может быть, вообще нет разницы?
— Очень хотелось, чтобы возможность сыграть на Олимпиаде имели все. Все-таки хоккей — одно из ключевых соревнований Игр, оно приковывало внимание всего мира, всей прессы. Но произошло так, что политика и бизнес-интересы превзошли спортивные.
Что касается шансов, то, считаю, есть пять-шесть команд, у которых одинаковые шансы на победу. Судьбу медалей решат мелочи — выполнение игрового задания, дисциплина, самоотдача. Нельзя недооценивать и другие команды, не стоит забывать, что несколько лет назад швейцарцы играли в финале чемпионата мира, а немцы — в решающем матче предыдущей Олимпиады.
Изначально НХЛ одобрила участие своих хоккеистов в Играх. После этого все сборные назвали по три игрока, которые гарантированно попадут в состав, если не будут испытывать проблем со здоровьем. ФХР включила в эту тройку нападающих Александра Овечкина («Вашингтон») и Никиту Кучерова, а также голкипера Андрея Василевского (оба — «Тампа-Бэй»). Однако из-за новой волны коронавируса НХЛ и профсоюз игроков решили отказаться от поездки на Олимпиаду.
— Еще осенью вы совершали поездку по Северной Америке, то есть ориентировались на игроков из НХЛ. Насколько тяжело вам было в короткие сроки переключиться на КХЛ?
— У нас многие представители штаба находились в России — Валерий Каменский, Игорь Есмантович, Алексей Трощинский. У нас было понимание, что игроки из КХЛ будут в составе даже в случае участия в Олимпиаде хоккеистов НХЛ. Плюс современные технологии позволяют просматривать на компьютере любые матчи, любых игроков, любые смены. Поэтому все было под полным контролем.
Еще за месяц до Кубка «Первого канала» мы активно просматривали хоккеистов КХЛ. После турнира сделали определенные выводы. После того как стало известно, что ребята из НХЛ не поедут в Пекин, мы полностью переключились на российскую лигу, находились в Москве, еще раз смотрели всех кандидатов.
На Олимпиаде важны мелочи
— На какой срок у вас подписан контракт с ФХР?
— До конца Олимпиады.
— Осознаете, что во многом именно от результата Олимпиады будет зависеть, останетесь ли вы, а также остальные члены штаба в сборной? Как вам в целом работается в роли менеджера в сравнении с хоккеистом?
— В хоккей играть проще. Хотя это больше ирония (смеется). Просто сейчас у меня совсем другая работа, в которой очень много организационных вопросов, общения — с МОК, ОКР, IIHF, тренерами и игроками. Это очень хороший опыт. Мне это нравится, чувствую себя в своей тарелке. Все делаем по совести. Наша главная задача — подвести ребят к Олимпиаде в идеальных кондициях.
Что касается тренерского штаба, то говорить о том, что их будущее зависит только от Олимпиады, не совсем корректно. Контракты тренеров подписаны до конца мая, то есть включают в себя и чемпионат мира. Все понимают, что тренерский штаб новый. Все ребята трудолюбивые, сплоченные, все одинаково видят систему и полностью отдаются работе. Но после Олимпиады, конечно, все равно будут какие-то разговоры и выводы. Посмотрим. Загадывать не будем. Сейчас все сосредоточены на этом важном и трудном турнире. Олимпиада всегда была вершиной для любого спортсмена.
— Соглашаясь на работу в сборной осенью прошлого года, вы отклонили предложения каких-либо клубов о продолжении карьеры? Вариант со «Спартаком» был реален?
— Я общался с несколькими командами, но до конкретных предложений дело не дошло. Потом позвонил Алексей Юрьевич, спросил, было бы мне интересно поработать менеджером сборной. Мне эта идея понравилась, супруга меня полностью поддержала. Это новый вызов, который я принял. Буду делать все возможное, чтобы команда выступила успешно.
— Вероятность вашего возвращения на лед в качестве хоккеиста в следующем сезоне еще сохраняется?
— Пока загадывать не будем. Думаю, после Олимпиады я буду лучше понимать свое будущее.
— Для вас предстоящая Олимпиада станет шестой. Что самое главное на этом турнире?
— В первую очередь концентрация. Пока ребятам тяжело осознать всю серьезность того, что нам предстоит, потому что мы находимся в Новогорске, в «пузыре», никуда не выходим. Психологически это сложно. Тем более у спортсменов накапливается усталость — эмоциональная, физическая. Но по приезде в Пекин все ощутят атмосферу праздника — даже несмотря на ограничения.
Современный хоккей в исполнении многих команд очень похож — они играют одинаково. Поэтому на Олимпиаде все будут решать детали и мелочи — важна каждая игра, каждый момент и каждая смена. Об этом мы говорим хоккеистам ежедневно.