Без «Газпрома» и ЛУКОЙЛа. На что живут частные футбольные клубы в России
Российский футбол традиционно финансируется из двух источников: это бюджетные средства и госкорпорации или крупные сырьевые компании. Причем их доля в последние годы увеличивается. К примеру, среди 16 клубов Российской премьер-лиги (РПЛ) в сезоне 2020/21 остался только один, который можно назвать полностью частным и не имеющим доли ведущих представителей сырьевой отрасли, — это «Краснодар» Сергея Галицкого.
В то же время в низших футбольных дивизионах России появляются небольшие частные проекты, которыми занимаются энтузиасты — не самые крупные игроки на рынке бизнеса. Так, в Москве в 2016-м владельцем инвестиционной компании «Велес Капитал» Евгением Шиленковым был организован «Велес», в Тольятти в 2018-м директором металлургической компании «Акрон Холдинг» Павлом Морозовым создан «Акрон», а в Северной Осетии в 2019-м силами семьи предпринимателей Гуриевых, занимающихся добычей и переработкой полезных ископаемых, возрождена «Алания». Все эти клубы в сезоне 2020/21 борются за попадание в элиту из Футбольной национальной лиги.
В мае 2020-го два частных клуба Профессиональной футбольной лиги — «Долгопрудный» из одноименного города и «Олимп» из Химок — объединились в один под названием «Олимп-Долгопрудный», председателем совета директоров которого я являюсь.
С каким бюджетом можно бороться за выход в ФНЛ
Владельцами «Олимп-Долгопрудного» являются две строительные компании — «Долгопрудненская строительная компания» и «Звенигородская ДСК». Инвесторы любят игру и хотят создать качественный продукт на собственные заработанные деньги. Бюджет основной команды лидера группы 2 ПФЛ составляет 100 млн руб. При переходе в ФНЛ (туда попадают лидеры всех четырех групп ПФЛ при соответствии финансовым требованиям. — РБК) он может возрасти до 150–200 млн. До 60% бюджета уходит на зарплатный фонд, остальное — обеспечение команды: сборы, выезды, проведение домашних матчей.
К примеру, на базу в Сорочанах (долей в этом коммерческом объекте также владеет «Олимп-Долгопрудный») команда заезжает на полноценные сборы, а тренировки проводит на домашнем поле — стадионе «Салют», который арендован у Московской области. Недавно мы постелили здесь новое искусственное поле с подогревом, расходы на которое составили 40 млн руб. В будущем планируется увеличить вместимость с 6 тыс. до 10 тыс. человек. И в случае реализации задуманного стадион сможет принимать матчи уровня РПЛ. Пока же клуб ведет диалог с городскими властями для одобрения изменений.
Также «Олимп-Долгопрудный» развивает академию — это обязательный критерий для прохождения лицензирования в ФНЛ. В первый год только на содержание уйдет почти 26,5 млн руб., впоследствии к этой сумме добавятся траты на улучшение инфраструктуры.
Бюджет клуба средний по меркам ПФЛ: кто-то укладывается и в 20 млн, а у кого-то — 200 млн руб. «Долгопрудный» до объединения вполне успешно существовал на 40 млн в сезоне 2019/20, заняв второе место в зоне «Запад». И это очередное доказательство того, что в частном футбольном клубе деньги всегда расходуются эффективнее по сравнению с клубами, зависящими от региональных бюджетов.
Приведу пример из своего опыта работы министром спорта Северной Осетии. ГАУ «Спартак-Владикавказ» финансировался в разные годы на суммы от 25 млн до 55 млн руб., но клубу таких средств не хватало для достижения результата. Покрывать все статьи расходов футбольного клуба государственное учреждение не может в принципе из-за особенностей законодательства: например, невозможно официально выплачивать премиальные сотрудникам и даже осуществлять трансферную деятельность.
На чем зарабатывают клубы ПФЛ
Сейчас клубы ПФЛ могут зарабатывать только на трансферах, готовя игроков для перепродажи в высшие дивизионы. Это все равно не позволит даже выйти в ноль, но закроет часть бюджета. Например, в 2016-м «Долгопрудный» с бюджетом 20 млн руб. продал 19-летнего Андрея Мостового (на данный момент игрок «Зенита» и сборной России, чья стоимость, согласно данным Transfermarkt, составляет €3 млн) в подмосковные «Химки» за 1,5 млн руб. По меркам ПФЛ, это очень удачный трансфер. В истории клуба — самая крупная продажа. «Долгопрудный» мог бы заработать еще больше на проценте от перепродажи, но в «Зенит-2» из «Химок» Мостовой ушел свободным агентом, отработав весь контракт. В теории, продавая пять-шесть таких игроков в год, клуб ПФЛ может закрывать до 50% бюджета, но на практике эта цель практически недостижима.
Другие способы заработка клубам ПФЛ практически недоступны. «Олимп-Долгопрудный» продает рекламные площади на стадионе, экипировке, сайте и даже в трансляциях. Лига права на показ матчей не реализует, поэтому пресс-служба организовывает все сама: игры транслируются в клубном YouTube (в среднем смотрят 2–2,5 тыс. уникальных пользователей в онлайне), там размещаются интеграции.
К сожалению, реалии в ПФЛ таковы, что на реализации билетов «Олимп-Долгопрудный» пока тоже не зарабатывает. В поисках своей лояльной аудитории клуб дает право бесплатного посещения матчей оставившим заявки на получение карты болельщика. До ограничений в Московской области по коронавирусу стадион регулярно посещали около 1 тыс. фанатов. В будущем клуб планирует реализовывать билеты через продажу при обеспечении лояльности владельцам карт болельщиков.
На областном уровне футбол сейчас конкурирует с другими развлечениями — кино, выставками, ресторанами. Клубу нужно сильно постараться, чтобы семья из нашего города в выходной день выбрала поход на матч «Олимп-Долгопрудного», а не в ТЦ или кафе. В первую очередь важно создать крутой футбольный продукт, чтобы команда качественно играла и этим привлекала внимание. А также планировать активности в matchday, чтобы болельщик приходил не за пять минут до стартового свистка, а за полчаса-час.
Тем не менее на билетах и matchday даже топовые европейские клубы зарабатывают не так много: согласно отчету Deloitte, за 2019-й этот показатель может составить максимум 16% от годового бюджета, а вообще колеблется на уровне 2–3%. ЦСКА, «Спартак» и «Зенит» в этом плане работают неплохо, но на уровне ПФЛ мы даже уходим в минус — учитывая, что напечатанные билеты отдаем бесплатно.
Почему частные инвесторы
Насколько мне известно, сейчас для губернатора Московской области Андрея Воробьева в приоритете массовый спорт. Эта же тенденция прослеживается во многих других субъектах страны. Но при резком сокращении государственных вложений в клубы мы рискуем потерять футбол.
Снять спорт с бюджетной иглы можно только при одном условии. Обязательно нужны изменения в налоговом законодательстве, чтобы частный бизнес разного уровня пришел в индустрию. Заинтересовать инвесторов можно налоговыми преференциями — например, так было сделано в Китае в 2014-м.
Все футбольные клубы местной Суперлиги принадлежат частным компаниям, которые взамен на вложения в футбол получают снижения по ставкам на подоходный налог (с 25 до 15%) и на налог на предпринимательскую деятельность / НДС (с 20 до 3%). В то же время для равновесия, когда зарплаты игроков и суммы трансферов в чемпионате Китая зашкаливали из-за слишком больших инвестиций в футбол, в 2018-м правительство установило стопроцентный налог на покупку легионеров.
В России с подобным предложением в Государственную думу выходил Валерий Газзаев, в прошлом футболист и тренер, а сейчас депутат нижней палаты. Его законопроект «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации в целях установления положений, стимулирующих финансирование деятельности по развитию профессионального спорта в Российской Федерации» зарегистрирован еще в июле 2018-го, но до сих пор так и не был рассмотрен. Газзаев предложил прогрессивную шкалу снижения зачисляемой в бюджеты субъектов РФ части НДС для всех частных компаний, вкладывающихся в профессиональные спортивные клубы. Так налоговая ставка для них могла бы быть максимально снижена с 17 до 12,5%.
В текущей ситуации российский футбол ждет только деградация. Чтобы создать конкурентную среду и чтобы футбол стал полноценным бизнесом, мог зарабатывать деньги, нужны масштабные изменения. Сопротивляется Министерство финансов: там боятся потерять часть дохода от налогов, предоставив льготы предпринимателям. Но в этой ситуации стоит смотреть на перспективу. Да, возможно, в первые годы это действительно скажется негативно, но в перспективе от ухода бюджетных средств из спорта все только выиграют.