Белорусская чемпионка Герасименя — РБК: «Если вернусь, попаду за решетку»
Политическая деятельность
Герасименя 18 августа подписала открытое письмо белорусских спортсменов с требованием признать недействительными выборы президента страны, на которых, по данным ЦИК, в шестой раз победил Александр Лукашенко. В середине октября она переехала в Вильнюс и возглавила Белорусский фонд спортивной солидарности.
— Чем занимается ваша организация?
— Помощью спортсменам, которые из-за возникшей ситуации не могут тренироваться и рискуют пропустить Олимпийские игры, поскольку не смогут квалифицироваться.
— Белорусские спортсмены также создали «Свободное объединение спортсменов Беларуси» (SOS BY). Чем ваши организации отличаются?
— Мы занимаемся исключительно помощью спортсменам, чтобы они смогли заниматься любимым делом. Ведь если федерация исключает спортсмена, не дает ему возможности тренироваться и выступать на соревнованиях, то ему некуда идти, нечем зарабатывать себе на жизнь. А SOS BY — это больше о политике, они агитируют высказать свою позицию, выходить на митинги.
— Вас поддерживают зарубежные атлеты?
— Да, нас очень многие поддерживают. Первыми оказали поддержку польские спортсмены. А когда Лену Левченко (баскетболистку) арестовали, ее поддержало очень много баскетболисток из других стран.
Говоря же именно о поддержке нашего фонда, то в силу объективных причин о нас немногим известно. Наша организация была создана недавно. И одна из задач — рассказать миру о нас.
Многие зарубежные спортсмены удивляются, когда им рассказываешь о происходящем у нас. Очень многие даже не имеют представления о возникшей ситуации в Белоруссии, хотя живут недалеко от нашей страны.
— Думается, на неосведомленность в первую очередь повлияла пандемия. Ведь все новостные сводки забиты новостями о коронавирусе.
— Конечно, всех заботит в первую очередь происходящее в их городе, стране. И это понятно.
В начале октября белорусские спортсмены обратились в Международный олимпийский комитет с просьбой расследовать притеснения атлетов по политическим мотивам и просили приостановить финансирование членства национального комитета (НОК) до нормализации ситуации. В ответ НОК Белоруссии заявил, что соблюдает Олимпийскую хартию.
Одним из ярких проявлений дискриминации авторы письма в МОК называют арест баскетболистки сборной Белоруссии Елены Левченко. Спортсменке, задержанной в конце сентября в аэропорту Минска перед вылетом на плановое лечение и реабилитацию, дали 15 суток за участие в несанкционированных акциях протеста, позднее арест был продлен на 72 часа.
Спустя несколько дней после обращения глава МОК Томас Бах отметил, что организация направила запросы в НОК и рассмотрит факты притеснения белорусских спортсменов.
Представители Белорусско-швейцарской ассоциации Razam.ch 23 октября провели у штаб-квартиры МОК в Лозанне акцию в поддержку арестованных спортсменов. Активисты требовали ускорить расследование фактов дискриминации и насилия в отношении белорусских спортсменов. Позднее МОК выразил озабоченность ситуацией с белорусскими спортсменами.
— После ареста Левченко спортсмены отправили письмо в МОК с просьбой применить санкции к НОК страны. Под каким флагом тогда белорусские спортсмены будут выступать на Играх?
— Под нейтральным, под красно-белым мы точно не сможем. Мы отправили письмо в МОК, чтобы рассказать о проблемах, с которыми сталкиваются спортсмены в нашей страны.
— Будете ли писать подобные обращения в международные спортивные федерации?— Мы будем делать все, чтобы белорусские спортсмены смогли выступать на соревнованиях вне зависимости от политических взглядов.
— За счет каких средств существует фонд?
— Пожертвований граждан, причем, разных стран. Также нас поддерживают белорусский IT-компании. В скором времени планируем запустить краудфандинговую кампанию для адресной помощи конкретных спортсменов.
— Вы уехали из Белоруссии из-за давления?
— Конечно. Если бы не уехала, то, думаю, меня бы арестовали вскоре после назначения руководителем фонда. К сожалению, сегодня в нашей стране законы не работают, а права не соблюдаются.
— Долго раздумывали над решением возглавить фонд, ведь нынешняя ситуация может затянуться?
— Нет, в течение суток приняла решение. Конечно, раздумывала, взвешивала за и против. Но происходящее в стране подталкивает к понимаю, что не надо сидеть сложа руки и ждать, когда все нормализуется, надо что-то предпринимать, делать ради этого.
Я ведь не планировала заниматься политикой. Я хочу лишь иметь возможность заниматься своим любимым делом, тренировать детей. Но на данный момент у меня этой возможности нет. Нас вынуждают выходить на улицы, заниматься политикой.
Знаете, люди на улицах нас часто благодарили за то, что мы, спортсмены, не боимся высказать свою позицию по отношению к власти и происходящему. Но я хотела бы поблагодарить их, поскольку если бы они не вышли на улицы, то ничего не было бы. Вряд ли бы спортсмены вышли на митинги.
— Как вам кажется, через сколько сможете вернуться в страну и может ли это произойти при Лукашенко?
— Мы все верим в победу, верим, что все это закончится. Вопрос лишь в том, сколько времени на это потребуется. Я понимаю, что на данный момент, скорее всего, я не смогу вернуться. Я понимаю, если вернусь, то, вероятно, окажусь за решеткой, поскольку в стране сейчас правовой дефолт. Но я верю, что все это скоро закончится и через несколько месяцев я буду дома.
— Многие спортсмены до сих пор не высказали свою позицию из-за боязни санкций со стороны национальных спортивных федераций, клубов?
— Не могу отвечать за каждого, кто не высказался. Наверняка, у них веские причины. Но большая часть из тех, с кем удалось пообщаться, выражали солидарность, поддерживали нас. Но в то же время говорили, что им нужно кормить семью и готовиться дальше (к соревнованиям).
Конечно, сейчас очень сложный год для всех спортсменов, особенно для представителей олимпийских видов. Все-таки Олимпийские игры проходят раз в четыре года. А с учетом переноса Олимпиады в Токио на 2021 год для кого-то предстоящие Игры, возможно, станут последними в силу возраста. И, конечно, они не хотят потерять возможность выступить на Олимпиаде. Они переживают за свою спортивную карьеру, боятся, что останутся без финансирования и не смогут продолжать тренироваться.
— А как вы относитесь к звездным спортсменам, отказавшимся от демонстрации своей позиции?
— Я думаю, у них тоже были свои причины, исходя из которых они не смогли открыто высказать свою позицию. И я уверена, что эта причина держит их в Белоруссии. Отвечать за всех я не могу, каждый делает выбор сам. Они сделали свой.