«Бум! И сразу — темно». 23 года назад разбились Фетисов и Константинов
7 июня 1997 года «Детройт Ред Уингз» победил «Филадельфию Флайерз» в четвертом матче финала плей-офф и выиграл Кубок Стэнли, первый с 1955 года. Торжества продолжались несколько дней. Они включали встречу с владельцами абонементов, чемпионский парад, командный ужин и прочее. 13 июня состоялось последнее мероприятие — игра хоккеистов в гольф. Вскоре после него игроки планировали разъехаться по отпускам. Билеты у многих были уже на руках, но вскоре их пришлось менять.
Российские защитники «Детройта» Вячеслав Фетисов и Владимир Константинов, а также массажист команды Сергей Мнацаканов решили вернуться из гольф-клуба вместе и сели в один лимузин. Но водитель Ричард Гнайда вышел из кабины. «Он как-то засуетился и исчез», — вспоминал в своей книге «Овертайм» Вячеслав Фетисов.
Через несколько минут его привел Константинов. Однако лимузин вновь не тронулся с места. По воспоминаниям Фетисова, водитель выскочил из кабины и стал уточнять у других шоферов, как ехать назад. Когда машина тронулась, было около девяти часов вечера.
«Вдруг лимузин резко, градусов на 60, пошел влево. Какого черта он перестраивается? Смотрю, машина идет с ускорением, будто нога шофера давит на газ. Или он педали перепутал, или уснул, а может, и специально так сделал, я не знаю. Мы стали кричать», — вспоминал Фетисов.
В этот момент лимузин вылетел на разделительную полосу и врезался в дерево. «Бум! И сразу — темно», — писал Фетисов. Двукратный олимпийский чемпион отметил, что ему повезло, так как удар пришелся на бедро и грудь. Константинов и Мнацаканов полетели головами вперед, в перегородку, и получили намного более серьезные травмы. Врачи допускали, что Константинов не выживет.
Фетисов вышел из госпиталя первым. «Меня выписали как можно быстрее, для того чтобы показать людям, что хотя бы один из нас уже на ногах», — пояснял он. Через десять дней после аварии защитник произвел символическое вбрасывание перед благотворительным хоккейным матчем с участием спортсменов из других видов спорта, музыкальных исполнителей, артистов и других знаменитостей.
«Минут десять люди стоя аплодировали и кричали мое имя», — вспоминал Фетисов. Тогда, в 39 лет, он решил провести в большом хоккее еще один сезон. Константинов и Мнацаканов все еще находились в коме, из которой вышли лишь спустя несколько недель.
Болельщики разбили у госпиталя палатки, стояли со свечками и пели We Are The Champions. Дерево, в которое врезался лимузин, украсили гирляндами. Все игроки «Детройта» не выходили из госпиталя, где им выделили отдельную комнату, три дня.
В итоге Фетисов подписал новый контракт с «Детройтом» и в 1998 году выиграл второй Кубок Стэнли подряд. После победы в четвертом матче над «Вашингтон Кэпиталз» был на льду и Константинов. Его вывезли на инвалидной коляске, так как полученные травмы еще не позволяли ему ходить.
По традиции Кубок Стэнли первым поднимает капитан, а после передает второму по значимости и авторитету игроку команды. В 1997 году таким стал Фетисов, в 1998-м — Константинов. Травмированный хоккеист при помощи партнеров совершил в инвалидной коляске круг почета. На его коленях стоял главный трофей НХЛ. Весь сезон игроки «Детройта» провели с нашивками на свитерах, которые гласили: «Верим». Далее шли инициалы Константинова и Мнацаканова.
В январе 1998 года «Детройт» был на традиционном для всех обладателей Кубка Стэнли приеме у президента США, которым тогда являлся Билл Клинтон. Прилетел в Вашингтон и Константинов.
Имя Константинова выгравировано на Кубке Стэнли как обладателя трофея 1998 года. Игроки, приходящие в «Детройт», не берут его 16-й номер. В марте 2020 года хоккеиста ввели в Зал спортивной славы Мичигана.
Константинов рисует картины. Однажды в пригороде Детройта прошла его выставка «Животные и вдохновение». Было представлено около 70 работ, которые продали, а деньги направили в Ассоциацию по лечению травм мозга штата Мичиган. Бывший хоккеист не восстановился от травм полностью. Но может передвигаться самостоятельно с помощью специального приспособления.
В июне 2002 года «Детройт» выиграл еще один Кубок Стэнли. Константинов принял участие в командных торжествах на льду.
Водитель Гнайда в ноябре 1997 года предстал перед судом. Действие его прав на момент аварии было приостановлено. Компания, предоставлявшая лимузины, не смогла пояснить, как он оказался за рулем. Гнайду приговорили к девяти месяцам тюрьмы и 200 часам общественных работ в учреждениях для пациентов с травмами головы.
В июле 1997 года в Детройте прошел ураган. И с корнем вырвал то самое дерево, в которое врезался лимузин.