Российские футбольные клубы вышли на прибыль второй раз за семь лет
Шестнадцать клубов Российской премьер-лиги (РПЛ) по футболу в 2018 году получили чистую прибыль в размере 1,8 млрд руб. против убытка примерно на ту же сумму годом ранее. Об этом говорится в опубликованном в понедельник исследовании PwC и РПЛ об экономике российского футбола.
Доходы клубов в прошлом году выросли на 4,6% — до 59,4 млрд руб., а расходы, наоборот, сократились на 1,5% — до 57,6 млрд.
Выход в плюс обусловлен прежде всего успешной трансферной кампанией прошлого года — продажами за рубеж игроков ЦСКА Витиньо и Александра Головина, а также Квинси Промеса из «Спартака». ЦСКА и «Спартак» получили от этих трансферов более €60 млн, но российский чемпионат потерял высококлассных игроков.
Без учета волатильных трансферных доходов картина с футбольными финансами сложилась неоднозначная. С одной стороны, основная статья доходов клубов, связанная с коммерческой деятельностью, — спонсорские и прочие коммерческие поступления — сократилась с 51,9% от общей суммы доходов до 47,4%, или с 29,5 млрд до 28,2 млрд руб.
С другой стороны, призовые от УЕФА за выступления российских команд в евротурнирах и поступления match day (от билетов и мероприятий в день матча) выросли с 8,7 млрд до 11,6 млрд руб. Это отчасти связано с ростом посещаемости матчей: в среднем она увеличилась на 20% — до 16,8 тыс. человек на один матч.
В новом сезоне, однако, можно ждать сокращения призовых от УЕФА, поскольку в 2019 году российские клубы демонстрируют в Европе худшие результаты за много лет.
Финансовые результаты отдельных клубов традиционно не раскрываются, Российский футбольный союз (РФС) с этого года начал частично раскрывать результаты в индивидуальном порядке, но в очень ограниченном объеме.
В будущем клубы начнут раскрывать финансовые результаты на индивидуальной основе, выразил уверенность президент РПЛ Сергей Прядкин на презентации исследования.
Доходы от продажи медиаправ на российский чемпионат в 2018 году сократились с 2,6 млрд до 2,4 млрд руб. и в целом остаются на одном и том же уровне последние четыре года, следует из доклада PwC и РПЛ.
«Не секрет, что 70–80% бюджетов всех клубов — это игроки [расходы на персонал, включая зарплаты и премиальные футболистов]», — сказал партнер PwC в России Олег Малышев, передал с мероприятия корреспондент РБК. А трансферы — действительно «очень волатильные статьи, которые влияют на финансовую деятельность клубов», — подтвердил он.
«Пока совершенно очевидно, что большинство клубов своей коммерческой деятельностью не окупают свои расходы. Но мы видим позитивные сдвиги: повысилось качество спортивной инфраструктуры, пришел зритель на стадион. Клубы учатся зарабатывать больше за счет коммерческой деятельности», — сказал он.
Разница с ведущими европейскими чемпионатами заключается в том, что там основная статья доходов клубов — это медиаправа, в то время как в России эта статья дает все еще небольшой результат, рассказал Малышев. «Рост этой статьи зависит от конкретных усилий по привлечению зрительского интереса. Это история, которую нельзя поменять за один день», — отметил он.
Те статьи доходов футбольных клубов, которые наименее волатильны (спонсорские поступления, доходы в день матча), в конечном счете привязаны к аудитории, добавила менеджер практики консультационных услуг в области спорта PwC Анастасия Шалимова.
«Понятно, что спонсоры, приобретая спонсорские пакеты, по сути, покупают аудиторию клуба. Аналогично, вещатели, приобретая пакеты трансляций, приобретают прогноз по аудитории, который потом перепродают рекламодателям», — сказала она. Последние тенденции — рост посещаемости игр, рост аудитории в соцсетях — позволяют надеяться, что «эта спираль [доходов от аудитории] будет раскручиваться в положительную сторону», указала она.