Футбольные федерации России и Украины не смогли решить крымский вопрос
«Вопрос Крыма решается исключительно в стенах УЕФА, - рассказал Бондарев matchday.ua. - Нам очень мало сообщают. Есть информация, что скоро в Ньоне будет проведена еще одна встреча представителей ФФУ, ФИФА, УЕФА и РФС, на которой мы рассмотрим работу контактной группы УЕФА. Компромисс пока что не найден».
18 сентября состоялась первая встреча ФФУ, РФС, УЕФА и ФИФА, на которой было принято решение о создании рабочей комиссии УЕФА по решению «крымского вопроса». Сообщалось, что окончательное решение по данному вопросу будет принято в середине октября, однако рабочей комиссии не удалось уложиться в заданный срок.
Главной темой встречи в Ньоне стало участие в чемпионате России трех футбольных клубов из Крыма — симферопольского клуба ТСК, севастопольского СКЧФ и ялтинской «Жемчужины». Украинская делегация требовала применить санкции к России, считая, что выступление вышеуказанных команд в российских соревнованиях нелегитимно. 22 августа УЕФА приняла промежуточное решение не признавать участие крымских футбольных клубов во втором дивизионе чемпионата России.
При этом в России была проведена большая работа для того, чтобы с юридической точки зрения к выступлению крымских клубов вопросов не возникало.
Толстых и глава ФИФА Йозеф Блаттер. Фото ТАСС
Изначально «Таврия» и «Севастополь» были украинскими юридическими лицами и не могли выступать в российских соревнованиях. В командах были заявлены преимущественно футболисты с украинскими паспортами. В результате на месте этих клубов были созданы российские юридические лица. Команды получили новые названия: «Таврия» стала ТСК, «Симферополь» - СКЧФ, плюс к этим клубам добавилась ялтинская «Жемчужина». Прежние команды были расформированы, тренеры команд собрали футболистов с российскими паспортами.
Однако как только крымские клубы выступили в российских соревнованиях, украинская сторона сделала ряд заявлений, требуя, чтобы РФС был исключен из УЕФА и ФИФА. В числе возможных санкций называлось исключение российских клубов из еврокубков, а также перенос чемпионата мира 2018 года на другую территорию.
Украинские футбольные чиновники настаивали на том, что были нарушены две статьи устава ФИФА, 83-я и 84-я. В 83-й статье говорится: «Члены ФИФА и их клубы не могут играть на территории другого члена ФИФА без его разрешения». Текст 84-й статьи гласит следующее: «Ассоциации, лиги или клубы, входящие в состав члена ФИФА, не могут присоединиться к другому члену ФИФА или проводить матчи на территории другого члена ФИФА кроме исключительных случаев. При этом должно быть получено разрешение от обоих членов, их конфедерации и ФИФА».
Статус Крыма до сих пор с точки зрения мирового сообщества остается неопределенным. Россия считает Республику Крым и город федерального значения Севастополь субъектами РФ, тогда как на Украине результаты референдума не признают.
Генеральная ассамблея ООН большинством голосов приняла резолюцию, в которой референдум в Крыму назван не имеющим законной силы. Предполагается, что украинская сторона на переговорах делала акцент на том, что если УЕФА встанет на сторону России, то фактически признает Крым юрисдикцией РФС. При этом УЕФА, и ФИФА не являются политическими организациями, они всегда стараются подчеркнуть свою независимость - в этом была слабость украинской позиции.
Ранее представители ФИФА и УЕФА, включая лидеров организаций Йозефа Блаттера и Мишеля Платини, заявляли, что Россию нельзя лишать чемпионата мира 2018 года. В поддержку России на форуме в Санкт-Петербурге высказались также знаменитые футбольные тренеры - Алекс Фергюсон и Висенте Дель Боске, которые считают, что чемпионат мира 2018 года может быть проведен только в России.
Презентация России как страны-хозяйки ЧМ-2018. Фото Globallookpress
В то же время в некоторых странах Европы - в частности, в Германии и Великобритании, политики говорили о целесообразности переноса чемпионата мира в их же страны. Вице-премьер Великобритании Ник Клегг заявил, что Россию необходимо лишить чемпионата мира 2018 года из-за событий на Украине, также он не видел смысла в проведении в России Гран-при Формулы-1.