«Мнение тренеров в биатлоне никого не интересует». Неизвестное письмо
В конце марта неспокойный биатлон прорвался через очередной скандал: несколько сборников обратились к президенту Союза биатлонистов (СБР) Александру Кравцову с просьбой найти замену тренеру Александру Касперовичу.
В конце марта — начале апреля группа специалистов обратилась к Кравцову с просьбой назначить вместо Касперовича Валерия Польховского — мэтра, отличного практика, организатора и политика, чья репутация, правда, пострадала после нескольких неприятных историй.
Текст письма: «Министру спорта Российский Федерации Мутко В. Л., президенту Федерации Союза биатлонистов России Кравцову А. М.
В связи со сменой руководства СБР тренерский коллектив вторично обращается к вам с просьбой рассмотреть на должность главного тренера по биатлону Польховского В. Н. для плодотворной работы к Олимпийскии играм — 2018, учитывая его профессиональные качества, которые будут способствовать достижению высоких результатов».
Под письмом оставили подписи девять тренеров (в скобках указаны их спортсмены-сборники):
Леонид Мякишев (Дарья Виролайнен)
Константин Вайгин и Сергей Ярков (Екатерина Зубова)
Дмитрий Кучеров (Дмитрий Малышко)
Валерий Иванов (Ольга Вилухина)
Валерий Захаров (Светлана Слепцова)
Андрей Русских (Екатерина Шумилова)
Владимир Путров (Антон Шипулин)
Николай Князев
Sports.ru связался с одним из инициаторов письма — заслуженным тренером России Леонидом Мякишевым.
— Два года назад мы тоже писали письмо с просьбой вернуть Польховского, поэтому теперь все было, можно сказать, наработано. Я старенький, давно тренирую, взялся за это дело — те, кто помоложе, они побаиваются: их с работы могут убрать. А я не боюсь, мне ничего не грозит.
— Когда вообще было запущено это дело?
— Я стал заниматься заранее, но до тренерского совета мы вопрос не поднимали. Письмо было написано 29 марта, совет состоялся 31-го в Тюмени. Там же шел чемпионат России, и была возможность собрать подписи многих тренеров.
— Вы лично подходили и предлагали оставить подпись?
— Да, но я не стал охватывать всех подряд — у многих
— Были те, кто отказывался подписать письмо?
— Один-два человека — опять же, потому что их на работе сильно прижимают. Каждый из нас сам написал свою фамилию и поставил подпись.
— Когда письмо было составлено и подписано, к кому вы пошли?
— Раньше отсылали одновременно Прохорову и Мутко. Теперь, чтобы не подставлять Кравцова, я пошел только к нему — это было уже в Москве в апреле. Мы с Александром Михайловичем давно знакомы, хорошо поговорили, он сказал: я вас услышал. Я его спросил: нам идти к Мутко? Он ответил: к Мутко я сам пойду и все с ним согласую, тебя поставлю в известность.
— Что потом?
— Все остановилось, из прессы я узнал, что главным тренером назначен Касперович. И не поймешь, то ли он главный, то ли нет, за что отвечает? Получилось, что мнение тренерского совета опять никого не интересует, а мы же готовим народ. У нас может быть один суперспортсмен за всю жизнь — это нормально, что мы переживаем за свой труд.
Фигура Польховского нас устраивала, кроме того, за ним шел Королькевич, с которым хотели работать девочки из сборной.
Бывший главный тренер сборной России по биатлону Валерий Польховский. Фото ТАСС
— То есть, если бы главным тренером стал Польховский, Королькевич бы продолжил работу в России?
— Однозначно, с ними все было оговорено. Это же самое я сказал и при встрече Кравцову, но…
— Чего в вашем посыле больше: поддержки Польховского или недоверия Касперовичу?
— Польховский, может быть, не идеальный тренер. Но сейчас у нас на местах нет того, кто был бы ему конкурентом. Конечно, Касперович гораздо слабее, есть у него кое-какие проблемы. Он кричал-кричал, что тренирует Логинова, а теперь вообще забыл про него. Есть много таких моментов… Я знаком с Касперовичем, мы вместе работали в молодежке. Но молодежка — это другое, в сборной все совсем
— Проще говоря,
— Да. У меня была ситуация, когда тоже звали в команду, но я честно сказал: не готов. Надо уметь оценивать свои возможности.
— Польховский следил за ситуацией?
— Я не все могу рассказать, это его дело — зачем я его буду тормошить? Он чуть-чуть поник, когда ситуация не получила развития. Сейчас мы с ним созваниваемся. Со стороны некоторых девочек есть желание уйти на самоподготовку к Королькевичу — Польховский сказал, что в случае чего поможет. Мы уже не задаем вопрос по смене главного тренера — уже поздно, время пошло, команда ездит на сборы.
— Что вы собираетесь делать?
— Сейчас тоже поедем на сбор в Раубичи, поговорим с тренерами команды. Коновалова я знаю, у нас хорошие отношения. Ефимова не знаю, ничего не буду говорить. Посмотрим, как там пойдет работа, дальше будем принимать решение.
— Допускаете, что некоторые девушки в ближайшее время уйдут на самоподготовку?
— Возможно. Но это трудный вопрос, нельзя говорить за других. Все стремятся в сборную — нужно, чтобы сильные готовились с сильными. Свое мнение мы до сведения руководства довели — будем жить, работать дальше.