Почему Уимблдон — лучший турнир на свете
Валерия Ли показывает уникальность британского турнира «Большого шлема»
В ряду турниров «Большого шлема» (не говоря обо всех остальных) Уимблдон стоит особняком: он один играется на траве, только его называют не Open, а просто чемпионат (The Championships), только его Центральный корт не носит имя игрока и, конечно, на нем одном действует дресс-код. А ведь это далеко не все особенности, делающие британский «Шлем» главным теннисным турниром мира.
Старейший турнир планеты
Первый Уимблдонский турнир состоялся в 1877 году, что делает его старейшим теннисным турниром на свете. На протяжении всей своей истории турнир проходит во Всеанглийском клубе лаун-тенниса и крокета (AELTC), который сменил адрес в 1922-м, но как был, так и остается в лондонском пригороде Уимблдон.
Играют только в белом. Очень белом
Фото Globallookpress
Правило о «преимущественно белой» (predominately white) форме для участников турнира было введено в 1963-м. В 1995-м оно было модифицировано до «практически целиком белой» (almost entirely white) одежды, а в прошлом еще ужесточено: не допускаются ни кремовый, ни другие вариации белого, а полоска цвета на форме не может быть шире 1 см.
Фирмы, одевающие игроков, заранее предоставляют свою форму во Всеанглийский клуб для утверждения. Решение о том, соответствует ли одежда игрока правилам в отдельный соревновательный день, остается на усмотрение турнирного рефери.
Игроков такие строгие правила, конечно, раздражают, но нельзя не согласиться, что турниру это придает торжественности.
Модные заявления
Производители формы и игроки, ограниченные дресс-кодом, ищут другие способы самовыражения. Больше всех преуспел в этой области Nike, в разные годы одевавший Марию Шарапову в смокинг, Серену Уильямс — в тренч, а Роджера Федерера — в кардиган (подробнее об этом — здесь). Да и вообще, последние турниры подтверждают, что белый — это далеко не всегда скучно.
Леди и джентльмены
Участников турнира традиционно называют не банально мужчинами и женщинами, а джентльменами и леди. Так, женский одиночный разряд зовется не иначе как ladies’ singles, а во время матчей судьи на вышке называют игроков «мистерами» и «мисс» (замужних теннисисток — «мадам»). То есть когда Мария Шарапова выигрывает сет, над кортом раздается: «Set — Ms Sharapova», — а когда Энди Маррей берет челлендж, говорится: «Mr Murray is challenging the call…»
Киплинг
Игроков, выходящих на Центральный корт Уимблдона, провожает на матч фрагмент самого популярного английского стихотворения (по версии BBC) — «Если» Редьярда Киплинга (1910, перевод
«И будешь тверд в удаче и в несчастье,
Которым, в сущности, цена одна».
Нет рекламы
Фото Globallookpress
Многие крупные турниры в сознании зрителей (особенно — телезрителей) ассоциируются с их спонсорами. Так, на кортах Australian Open всегда видна реклама Kia, на «Ролан Гаррос» — BNP Paribas, на US Open — JP Morgan. И только в AELTC реклама запрещена: корты и весь клуб оформлены в фирменных зеленом и фиолетовом цветах, а марки, с которыми турнир сотрудничает, — это не
Своя формула посева
Уимблдон — единственный турнир «Большого шлема», определяющий мужской посев не в строгом соответствии с мировым рейтингом, а по своей формуле: к рейтинговым очкам игроков по состоянию на последний понедельник перед стартом соревнований добавляются все очки, заработанные ими на травяных турнирах за последние 12 месяцев, и 75 процентов очков с травяных турниров годом раньше. Традиционно это объясняется специфичностью травяных кортов: есть немало игроков, которые играют на этом покрытии гораздо лучше или хуже, чем на всех остальных.
Членство в клубе
Всеанглийский клуб лаун-тенниса и крокета, своей всемирной известностью обязанный исключительно Уимблдону, продолжает функционировать как частный спортивный клуб. В нем 375 постоянных членов, 100 временных, имеющих право играть на кортах AELTC, а также некоторое количество почетных. Чтобы стать членом клуба, нужно либо пройти сложную процедуру рекомендаций, номинаций и утверждений, либо выиграть Уимблдон в одиночном разряде (на фото — чемпионка-2013 Марион Бартоли со значком члена клуба). Готовиться к турниру на кортах клуба, а не тренировочного павильона Аоранги имеют право только чемпионы прошлых лет.
Иногда приходит королева
Фото Globallookpress
Елизавета II является патроном Всеанглийского клуба, и хотя она сама посещает Уимблдон примерно раз в 40 лет (последний — в 2010; на фото — Энди Маррей и Яркко Ниеминен кланяются Ее Величеству), члены королевской семьи — не редкие гости на турнире. Только за последние годы на матчи приходили и герцог с герцогиней Кембриджские (Уильям и Кейт), и принц Уэльский с герцогиней Корнуольской (Чарльз и Камилла). Эдвард, герцог Кентский (кузен королевы) — президент AELTC и традиционно награждает победителей турнира.
С 2003 года упразднена традиция поклонов игроков королевской ложе перед и после матча. Исключения составляют только Ее Величество и Его Высочество принц Уэльский.
С Центрального корта уходят вместе
Фото Globallookpress
Еще одна уимблдонская традиция — после матчей на Центральном корте победитель и проигравший покидают корт вместе. Трудно сказать, с чем это связано, и еще труднее избавиться от неловкости при виде расстроенного теннисиста, мнущегося в ожидании своего радостного соперника, но нарушают этот порядок действительно редко.
Чемпионы начинают защиту титула в одно и то же время
Фото Globallookpress
Как правило, на турнирах «Большого шлема» верхние и нижние половины одиночных сеток играются по очереди, причем в один день проходят матчи противоположных частей мужского и женского турниров. На Уимблдоне же расписание первых дней на Центральном корте не зависит от результатов жеребьевки: чемпион всегда открывает турнир в понедельник, а чемпионка — во вторник. Когда в прошлом году Марион Бартоли свой титул не защищала, эта честь перешла финалистке Сабин Лисицки.
Middle Sunday
Несмотря на то что Уимблдон длится две недели, в воскресенье сыграть на турнире можно только однажды — в финале. Седьмой день соревнований — Middle Sunday — традиционно является выходным. Впрочем, в случае плохой погоды на первой неделе матчи все же могут быть поставлены и на первое воскресенье, как это происходило в 1991-м, 1997-м и 2004-м. В таких случаях объявляется «народное воскресенье» — People’s Sunday, — когда попасть на корты проще, а билеты дешевле.
Очередь
Фото Globallookpress
Знаменитая очередь (The Queue) на Уимблдон — это и символ fair play, и народная забава, позволяющая самым преданным и терпеливым попасть на одну из главных спортивных площадок мира. В эпоху Passbook и Viagogo это уникальное и
Ястреб Руфус
Фото Globallookpress
Сторожевой ястреб Руфус охраняет корты AELTC от голубей полтора десятка лет и за это время стал одной из достопримечательностей турнира. В прошлом году один из партнеров Уимблдона даже представил о нем шикарный ролик:
Тот самый матч
Пять лет назад на Уимблдоне в течение трех дней игрался матч, ставший самым длинным в истории тенниса. Джон Изнер в первом круге турнира-2010 обыграл Николя Маю за 11 с лишним часов со счетом 70:68 в решающей партии. Сейчас даже тем, кто наблюдал эту встречу в реальном времени, с трудом верится, что это действительно произошло. Между тем очень символично, что матч-легенда состоялся на турнире-легенде, показав, что и на самом быстром покрытии можно играть три дня, и на корте №18 можно сотворить историю, а в человеке, который нанес тебе самое обидное поражение в жизни, можно найти друга на всю жизнь.
Клубника со сливками (и Pimm’s)
Как и на любом спортивном мероприятии мирового уровня, на Уимблдоне можно съесть и выпить практически что угодно. Фирменные напитки турнира — шампанское и лимонадные коктейли на основе ликера Pimm’s, а главное лакомство — конечно, клубника со сливками. Ягоды, собранные накануне в графстве Кент, доставляются в AELTC в 5:30 утра, проверяются, чистятся и расладываются в прозрачные креманки (минимум десять в одной). В прошлом году одна порция стоила 2,5 фунта, а за турнир съедается порядка 28 тонн клубники под 7 тыс. литров сливок.
Чемпионы едут на бал
В последний день турнира для всех победителей и их команд проводится закрытый торжественный прием — Champions’ Ball. Широкой публике с него показывают, как правило, только фотографии чемпионов с трофеями, но на пресс-конференции после женского финала почти всегда звучит вопрос: «А что вы наденете?»