Футбол, 11 мая 2021, 15:04

«Против традиций футбола». Отпугнет ли крах Суперлиги инвесторов из США

Американские владельцы клубов АПЛ попытались изменить экономику футбола путем создания нового турнира — Суперлиги. Уйдут ли деньги США из премьер-лиги — в материале РБК
Читать в полной версии
Фото: AP

Последствия неудачного проекта Суперлиги все еще переживают в Англии. Местные болельщики не прекращают акции протестов спустя несколько недель после выхода команд из проекта. Причем наибольшее давление оказывается именно на клубы с американскими владельцами — «Манчестер Юнайтед», «Ливерпуль» и «Арсенал». Фанаты «Манчестер Юнайтед», к примеру, уже сорвали матч чемпионата Англии с извечным соперником — «Ливерпулем» — и агитируют за бойкот спонсоров команды. Главная цель акций болельщиков — уход американских бизнесменов из клубов.

Как фанаты сорвали центральный матч в европейском футболе. Фоторепортаж
Другие

Но предложение о продаже получил пока лишь владелец лондонского «Арсенала» Стив Кронке, который управляет командой через компанию Kroenke Sports and Enterprises (KSE). И предложение поступило не от траста болельщиков, как нередко бывает в подобных случаях, а от представителя крупного бизнеса. Совладелец Spotify Дэниел Эк заявил о готовности выкупить «Арсенал» у Кронке за $1,8 млрд. Шведа уже поддержали Деннис Бергкамп, Тьерри Анри, Патрик Виейра, Арсен Венгер и другие легенды «Арсенала».

Forbes оценивает состояние 38-летнего Эка в $4,6 млрд. Он владеет 9% Spotify, одного из самых популярных сервисов для потоковой передачи музыки. Сегодня компания, котирующаяся на Нью-Йоркской фондовой бирже, оценивается в $54 млрд, писал Forbes.

В то же время состояние Кронке, который разбогател на строительном бизнесе, оценивается Forbes в $8,9 млрд. И не последнюю роль в его успехе сыграла жена Энн Уолтон, наследница соучредителя крупнейшей розничной сети Walmart Бада Уолтона, который умер в 1995 году. Именно после женитьбы Кронке получил крупные контракты на застройку территории рядом с супермаркетами Walmart. На данный момент состояние Энн Уолтон-Кронке оценивается в $8,4 млрд. В активах супругов помимо «Арсенала» все клубы крупных профессиональных североамериканских лиг из Денвера, а также две киберкоманды.

Глава Spotify привлек легенд «Арсенала» для покупки клуба
Футбол

Готовы ли американцы продать клубы?

В ответ на заявления Эка сын миллиардера Джош Кронке, выступая на форуме фанатов, заявил, что его семья «не собирается продавать» клуб, даже несмотря на протесты и неприкрытую ненависть болельщиков к владельцам.

Председатель «Ливерпуля» Том Вернер тоже отверг вариант продажи. По его словам, потребуется «безумное предложение», чтобы убедить Fenway Sports Group (FSG) продать клуб, который приносил прибыль до начала пандемии. «Мы говорили раньше, и хочу это сделать еще раз: этот клуб не продается! — отмечал он. — Если кто-то говорит, что сделал нам предложение, то делает это только ради саморекламы. Нам делают предложения, которые мы не считаем реальными. И мы не вели ни с кем переговоров. А если к нам на почту придет письмо с предложением, то мы отправим его в мусорное ведро».

Не продается и «Манчестер Юнайтед». По данным The Guardian, семья Глейзеров собирается довести стоимость манкунианского клуба до $10 млрд (сейчас клуб оценивается в сумму чуть более $3 млрд).

Американский бизнесмен Пол Конвэй, владеющий английским футбольным «Барнсли», скептически смотрит на шансы Эка реализовать задуманное. Он подчеркнул, что далеко не каждому миллиардеру по силам приобрести перечисленные клубы.

«Только суверенные фонды благосостояния и 50 самых богатых людей в мире (топ-50 богатейших людей по версии Forbes замыкает китаянка Ян Хуэйянь с состоянием $29,6 млрд. — РБК) могут себе позволить купить такие футбольные клубы, — цитирует The Athletic Конвэя, чья компания Pacific Media Group также владеет командами в Бельгии, Дании, Франции и Швейцарии. — Инвестиции в американский спорт сводятся к увеличению стоимости активов, которая может исчисляться миллиардами. Владельцы берут небольшую сумму комиссионных — миллионы долларов — для покрытия своих личных накладных расходов».

Американский бизнесмен Джордан Гарднер, являющийся совладельцем валлийского клуба из Английской лиги «Суонси», выразил уверенность, что давление общественности никак не повлияет на решения Глейзеров и Кронке, поскольку они никогда не интересовались своими командами и рассматривают их лишь в качестве бизнес-продукта.

«Барселона» выступила с заявлением после вердикта УЕФА по Суперлиге
Футбол

«Драма Суперлиги не окажет какого-либо долгосрочного влияния на американских владельцев в Премьер-лиге, — отметил совладелец датского «Хельсингера» и ирландского «Дандолка». — Их репутация пострадала, некоторые из них извинились и готовы двигаться дальше. Такие парни, как Глейзеры и Кронке, не особо интересовались своими клубами, поэтому я не вижу, чтобы негативная реакция фанатов на них сильно влияла. Маловероятно, что кто-либо из этих владельцев будет продавать клубы в свете недавних событий, тем более что теперь мы видим свет в конце туннеля эпидемии COVID-19».

С Гарднером согласился бывший руководитель коммерческого отдела Fenway Sports Group Брюс Бундрант. «Я не могу представить, что кто-либо из владельцев команд Суперлиги продаст клуб из-за неудачи проекта, — говорит Бундрант, который теперь занимается консультациями при покупке/продаже спортивных клубов. — Если только не появится кто-то, готовый сделать им предложение, от которого нельзя отказаться».

Уменьшится ли приток американских инвестиций в футбол

Американский бизнесмен Саймон Халлет, владеющий английским футбольным «Плимутом», не исключил, что отказ от концепции Суперлиги может отпугнуть потенциальных инвесторов от футбола. «Футбол должен измениться, чтобы сохранить свою аудиторию, но не так, — утверждает Халлет. — Я подозреваю, что ситуация с Суперлигой уменьшит интерес американских владельцев и особенно групп прямых инвестиций, которые занимались футболом в Европе, полагая, что реструктуризация медиаактивов неизбежна».

Американские бизнесмены вошли в число учредителей Суперлиги лишь ради воплощения идеи сокращения расходов на зарплаты, а не ради увеличения числа матчей с громкими вывесками. В контракте Суперлиги мелким шрифтом было прописано обязательство ограничить зарплату примерно на 55%. Потолок зарплат является одной из несущих конструкций экономики ведущих североамериканских спортивных лиг, именно эту модель они хотят внедрить в европейском футболе.

«Они хотели коллективных переговоров и потолка заработной платы, чтобы иметь стабильные денежные потоки, как в спорте в США, — подчеркнул Конвэй. — Игроки североамериканских лиг получают 47–50% от общей выручки лиг по коллективному договору, тогда как у некоторых команд премьер-лиги на зарплаты уходит около 80% (однако это не касается лидеров АПЛ. — РБК)».

К примеру, в «Барселоне» возникли финансовые проблемы во многом отчасти из-за раздутой зарплатной ведомости. Согласно независимым отчетам, в среднем на зарплату одного игрока уходит примерно €11 млн в год, а на выплату всей зарплаты футболистов — 69% бюджета. Это самый высокий показатель среди команд ведущих европейских лиг. Тот же «Реал» тратит на зарплаты около 52%.

Стомиллионные долги. Сколько заплатит Абрамович за выход из Суперлиги
Футбол

Халлет подчеркнул, что нынешняя модель затрудняет существование множества клубов: «Все владельцы клубов АПЛ ходили в бизнес-школу, а финансы учат нас тому, что активы стоят сумму генерируемых денежных потоков. Если нет чистых денежных потоков, нет и стоимости, только рыночная цена. Верхний предел зарплаты создает прибыль, и вы можете оценить ее. Итак, финансовая теория встречается с европейской футбольной культурой, и на этот раз, по-видимому, теория уступает традициям. Однако она проиграла только эту битву, но не войну. Одни только «парашютные» выплаты привели к значительному снижению конкурентного баланса в чемпионате Англии, а распределение доходов в премьер-лиге дает больше именно победителям».

По словам Гарднера, американские бизнесмены не могут смириться с большими рисками в европейском футболе по сравнению с североамериканскими лигами. «Американцы, инвестирующие в спорт, ищут систему с минимальным риском и максимальной финансовой отдачей, — объясняет Гарднер. — К сожалению, европейский футбол имеет невероятно высокую степень риска по сравнению с традиционными североамериканскими видами спорта. Неудивительно, что этим владельцам трудно принять нынешнюю систему такой, какая она есть, и вместо этого они хотят снизить риски своих инвестиций, ликвидировав систему, основанную на заслугах, и найти способы ограничения затрат».

Джон Перселл из лондонского финансово-аналитического агентства Vysyble тоже отмечает, что главным поводом был не только накопившийся спрос на высококачественный рейтинговый футбол. С приходом американских владельцев пришли и новые для европейского футбола концепции управления лигой. Было бы странно предполагать, что бизнесмены из США не будут стремиться навязать в Европе успешные и прибыльные методы работы, независимо от пожеланий фанатов и традиционалистов.

«Для нас нет пути назад. Джинн вышел из бутылки. Это капитализм в действии с рядом предприятий, ищущих путь к прибыли. К сожалению, спортивный элемент является второстепенным, — заявил Перселл. — И что самое главное: эти ребята не просто упрямы и оторваны от того, чего хотят их местные покупатели или «старые фанаты», — они оптимисты. Они считают, что спорт не только восстанавливается после COVID-19, но и находится на пороге следующего скачка вперед с точки зрения прав на телетрансляции».

По мнению экспертов, создание потолка зарплат — это и есть та самая революция, к которой стремились клубы Суперлиги. По их мнению, она поможет сократить финансовые риски в футбольном бизнесе и привлечь новые инвестиции. Однако европейцы отказываются менять свои традиции, которые особенно сильны в футболе.

Главное