Как россиянка поехала волонтером на Олимпиаду
Журналистка РБК Алина Кравчук побывала на Олимпиаде в Париже и поработала там в качестве волонтера. Она отправилась туда не по редакционному заданию, а как частное лицо. Но по возвращении Алина Кравчук решила собрать свои наблюдения и впечатления и поделиться ими с читателями РБК. Ее рассказ мы приводим от первого лица.
Меня зовут Алина Кравчук. Мне удалось поехать на Олимпиаду в качестве волонтера, хотя СМИ сообщали, что гражданам России отказывали в аккредитации.
Для меня это первый опыт волонтерства и первая Олимпиада.
Как я попала в число волонтеров на Олимпиаду
В марте 2023 года я прочитала о наборе волонтеров на Олимпиаду-2024 в Париже. Решила отправить заявку. Мне хотелось стать частью такого значимого исторического события. Ну и любопытно было побывать на нем в таком качестве.
Организаторы сразу предупредили, что «волонтерская работа не оплачивается».
«Париж-2024» предоставляет питание и униформу, волонтеры смогут бесплатно пользоваться общественным транспортом во время работы на Играх», — говорилось при подаче заявки.
Также платить за авиабилеты и визу придется самостоятельно.
Про жилье не уточнялось. Но так как мне было где остановиться (у друзей), я не переживала об этом. Известно, что на многих Олимпиадах организаторы предоставляют волонтерам место для проживания. Мне в итоге не предоставили жилье.
В заявке был упор на знание иностранных языков и коммуникабельность. Можно было указать предпочтительное направление работы: я выбрала работу со СМИ, поскольку сама журналист, понимала, что мне будет интересно взаимодействовать с коллегами.
Ответ на заявку обещали дать к концу лета-осени 2023 года. Так и произошло, 25 сентября пришло письмо от организационного комитета, где говорилось, что мою кандидатуру рассмотрели.
Предложили работу в пресс-зоне стрелкового центра в Шатору. На мой ответ давалось 10 дней. Я согласилась.
До поездки на специальном сайте занималась на подготовительных волонтерских курсах. Там учили, как работать на разных площадках, взаимодействовать со спортсменами, зрителями и представителями СМИ. Те, кто уже был во Франции, мог пройти эти курсы в одном из волонтерских центров страны.
С какими трудностями столкнулась
Все расходы, как и предупреждали организаторы, ложились на плечи волонтеров. Однако это с большой натяжкой можно назвать трудностью, поскольку заранее предупредили.
У многих могут возникнуть проблемы с жильем, поскольку его не всем предоставляют. Для меня же настоящая трудность была в том, что возможность разместиться бесплатно была только в Париже, а работать волонтером приходилось ехать в Шатору. Я написала на почту и попросила о возможности перевода в столицу.
Вскоре организаторы попросили забронировать на платформе для волонтеров место и время «крещения» — аккредитации и получения формы. Вне зависимости от площадки волонтер мог выбрать любой из городов. Я, надеясь на перевод, для удобства выбрала Париж.
Во французскую столицу я прилетела 2 августа. В тот же день отправилась в назначенное время, к 16:00, в центр аккредитации.
В Париже существует проблема с навигацией. К примеру, приехав на станцию метро Convention, я шла по гугл-картам из-за отсутствия указателей. Ничто не указывало на то, что через какие-то 800 м будет что-то похожее на волонтерский центр. Лишь преодолев половину пути, увидела первую табличку с указанием направления к ближайшему стадиону. Там работали волонтеры, которые и подсказали, куда идти дальше.
Также не всегда можно встретить волонтеров, говорящих на английском языке, хотя это было одно из главных условий. Так, во время проверки данных я попала к волонтеру пожилого возраста, который не говорил на английском. Ему помог коллега, а я заставила себя вспомнить свои десять слов на французском.
При этом обстановка была дружелюбной. Он проверил данные и выдал волонтерскую Navigo, карту, которая позволяла передвигаться по всему городу на любом виде транспорта бесплатно.
О том, что меня перевели в Париж, я узнала уже на месте. Новой точкой стала L’Arena Paris Sud, где проходили соревнования по настольному теннису.
Какое было отношение к волонтеру из России
Волонтерами были граждане разных стран, в том числе из России. С одной из них я познакомилась на этапе подачи документов на визу. В визовом центре Лиза рассказала, что ее выбрали волонтером-водителем в Париже, но потом связь мы потеряли.
На моей площадке были волонтеры из США, Бразилии, Португалии, Франции, Германии, Италии, Испании. Из России только я. Самому старшему было 73 года, Жан приехал из Марселя в Париж.
При этом каких-то особых ограничений для граждан России не было. Все были внимательны друг другу, по-настоящему дружелюбны и отзывчивы. Негативного отношения к себе я не заметила.
Также не было никаких дополнительных ограничений для волонтеров из России. У меня были такие же условия работы, как у всех.
Что запрещено волонтерам на Олимпиаде
Инструктаж был каждый раз краткий:
- нельзя отвлекаться на телефон на смене;
- постоянный контакт с коллегами и зрителями;
- не донимать спортсменов перед соревнованиями. После, если те проявят желание, можно было фотографироваться;
- нельзя публиковать фото аккредитации до окончания Олимпиады (11 августа) во избежание копирования и кражи данных;
- просили не ходить в форме во вне рабочее время, чтобы избежать ситуации, когда за помощью обратится турист. Ведь помочь в другом месте города вы не сможете, а это создаст негативное впечатление о волонтере. Но этот пункт игнорировали многие, потому что носить с собой сумку с обычной одеждой «было лень», как отмечали коллеги-волонтеры.
Какой режим работы у волонтеров на Олимпиаде
После утреннего-вечернего инструктажа все волонтеры расходились по площадке, занимая свои позиции.
Начало смены определял сам волонтер. Еще до старта игр на платформе появилась возможность выбрать количество дней, в которые ты можешь волонтерить, а также утреннюю либо вечернюю смены. Ее продолжительность всегда составляла 5 часов.
Я выбрала утренние с 8 до 13:00. После чего можно было отправиться на бесплатный обед в отдельном центре либо ехать по своим делам.
Обедала я лишь раз, но очередей в моем центре не было. Он работал в формате шведского стола: можно было выбрать салат и второе блюдо, также можно было взять фрукты, круассан или другую выпечку, безалкогольные напитки.
Что делает волонтер и видит ли соревнования
После инструктажа все волонтеры отправлялись на свои позиции. Конкретно я занимала место у зоны СМИ.
Моей задачей было следить, чтобы работе журналистов ничего не мешало. Также я помогала им брать комментарии.
Если журналисту после соревнования нужно было записать со спортсменом короткое интервью, волонтер пресс-центра должен помочь с выбором площадки. Иногда помощь нужна и самому спортсмену — например, пояснения по поводу интервью или перевод его слов на другой язык.
Также нужно было следить, чтобы перед камерами телеканалов и самого олимпийского комитета никто не ходил, помогать журналистам попасть в нужную зону стадиона. Плюс всякие профессиональные мелочи — например, подержать перед камерой лист бумаги, чтобы оператор мог настроить баланс белого.
На стадионе, где я волонтерила, проходили соревнования по волейболу и настольному теннису. На то, чтобы следить за самой игрой, оставалось не так много времени.
Но в те редкие моменты, когда помощь никому не была нужна, удавалось все же побыть зрителем. Хорошо запомнились два матча по настольному теннису в одиночном разряде среди мужчин. В них бразилец Уго Кальдерано сначала играл с Трульсом Мёрегордом (Швеция), а потом — с Феликсом Лебреном (Франция). Француз во втором матче выиграл, а в итоге вообще бронзу взял.