Как власти Великобритании заставили продать клуб АПЛ саудитам
В октябре 2021 года государственный инвестиционный фонд Саудовской Аравии приобрел клуб Английской премьер-лиги (АПЛ) «Ньюкасл Юнайтед». Сделка вызвала большой резонанс. Против нее выступали как фанаты английского клуба, так и критики саудовских властей.
На этой неделе, спустя полтора года после поглощения, издание The Athletic, в распоряжении которого оказалась переписка чиновников британского правительства, сообщило, что власти страны оказывали давление на руководство АПЛ по этому вопросу. В кабинете министров считали, что покупка клуба АПЛ саудитами поспособствует улучшению отношений между двумя странами.
«Ньюкасл» был основан в 1892 году, за свою историю команда четыре раза становилась чемпионом Англии, шесть раз выигрывала Кубок страны и становилась обладателем Суперкубка страны. Свой последний трофей команда заработала в 1955 году, выиграв Кубок Англии.
До прихода саудитов главой являлся бизнесмен Майкл Эшли, который владел командой с 2007 года. При этом впервые о намерении продать клуб он объявил еще в 2008 году.
Приход Эшли ознаменовался серией скандалов. СМИ сообщили, что он приобрел клуб лишь с целью перепродажи. Сам же Эшли заявил, что его ввели в заблуждение долги «Ньюкасла», которые вместо £70 млн превышали £100 млн.
В ходе первого сезона он был любимцем фанатов, однако спустя год болельщики начали устраивать акции протеста против него. Это произошло по причине слабых результатов, которые привели к вылету из АПЛ в 2009 году.
В эру Эшли «Ньюкасл» дважды вылетал из АПЛ, но каждый раз возвращался на следующий год. В АПЛ же команда лишь раз завершила сезон выше десятого места — заняла пятое (2011/12).
Эшли на протяжении большей части периода правления отказывался вкладывать серьезные средства в усиление состава. И перед приходом саудитов команда беспросветно находилась в зоне вылета из премьер-лиги. Новые владельцы в первую очередь сменили главного тренера и приобрели ряд дорогих игроков. В результате вторую часть сезона «Ньюкасл» провел на уровне лидеров чемпионата и финишировал 11-м.
В нынешнем сезоне клуб впервые с 1976 года дошел до финала Кубка лиги. И на данный момент входит в топ-4 в АПЛ. Велика вероятность, что в следующем сезоне «Ньюкасл» впервые в истории сыграет в главном еврокубковом турнире — Лиге чемпионов / Кубке европейских чемпионов.
Почему АПЛ не хотела продавать клуб саудитам
Фонд государственных инвестиций правительства Саудовской Аравии в октябре 2021 года совместно с компаниями PCP Capital Partners и RB Sports & Media завершил сделку по покупке «Ньюкасла» за $420 млн.
Фонд возглавляет наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман Аль Сауд. По данным Sovereign Wealth Fund Institute, совокупные активы фонда превышают $430 млрд, что делает «Ньюкасл» обладателем самого богатого владельца в мире.
Сделка могла состояться раньше, но руководство Английской премьер-лиги и национальной Футбольной ассоциации (FA) не раз блокировало ее. Из-за этого продажа «Ньюкасла» саудитам растянулась на 18 месяцев. А после очередного отказа инвестфонд отозвал заявку на покупку.
Затяжной процесс поглощения вызвал недовольство фанатов «Ньюкасла», более 90 тыс. из которых подписали петицию с требованием прозрачности от АПЛ. Их поддержал на тот момент премьер-министр Борис Джонсон, написавший в Twitter: «Должна быть ясность в отношении того, почему произошла значительная задержка с принятием решения, а также в отношении причин, по которым консорциум решил отозвать заявку».
На это было несколько причин:
- пиратство, от которого пострадали ведущие футбольные организации, включая ФИФА. Саудовская компания beOUT воровала трансляции спортивных событий у катарской компании beIN Sports, правообладателя прав на показ матчей ведущих футбольных соревнований в странах Ближнего Востока. Это произошло после начала нового витка кризиса катаро-саудовских отношений в январе 2021 года. АПЛ отказывалась регистрировать сделку до тех пор, пока Саудовская Аравия не закрыла ресурс с пиратским контентом. За день до объявления сделки по покупке «Ньюкасла» Aljazeera сообщила, что Саудовская Аравия снимет запрет на трансляции beIN Sports и пообещала закрыть пиратские сайты;
-
16 июня 2020 года Всемирная торговая организация опубликовала отчет, в котором содержится предупреждение по поводу пиратства со стороны Саудовской Аравии. Также неоднократно с обвинениями выступали ФИФА и УЕФА.
- политические репрессии, нарушения прав человека. Самый громкий эпизод произошел в 2018 году в Стамбуле, где был убит оппозиционный саудовский журналист Джамаль Хашкаджи. Преступление произошло на территории генконсульства Саудовской Аравии в Стамбуле. О том, что журналиста приказали убить саудовские власти, заявляли президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган, а также Национальная разведка США. Наследный принц Саудовской Аравии Мухаммед бен Сальман признал ответственность за убийство Хашкаджи;
- военное вторжение саудитов в Йемен с нарушением международного гуманитарного законодательства, вызвавшее крупную гуманитарную катастрофу.
В официальном релизе премьер-лиги говорилось, что сделке был дан зеленый свет после предоставления «юридически обязывающих гарантий», что власти Саудовской Аравии не будут вмешиваться в управление клубом. «Все стороны согласились с тем, что урегулирование необходимо, чтобы положить конец долгой неопределенности для болельщиков по поводу собственности клуба», — говорится в заявлении АПЛ.
«Юридические споры касались того, какие организации будут владеть и/или иметь возможность контролировать клуб после поглощения», — отмечается в тексте.
Как Великобритания попала в зависимость от «Ньюкасла»
В продаже «Ньюкасла» саудитам были заинтересованы власти Великобритании. Это следует из переписки правительственных чиновников, которая оказалась в распоряжении The Athletic.
В кабинете министров увидели угрозу отношениям Соединенного Королевства с Саудовской Аравией в случае срыва сделки. Эдвард Листер, главный стратегический советник тогдашнего премьер-министра Бориса Джонсона, пытался найти «влиятельного человека, чтобы донести интересы» правительства до руководства АПЛ.
Переписка, состоящая из более 50 электронных писем, показывает, что МИД Великобритании оказывал помощь в улучшении имиджа Саудовской Аравии. В частности, Департамент международной торговли (DIT) сделал АПЛ некое «пиар-предложение», а чиновники Форин-офис рассказывали о позитивных изменениях в Саудовской Аравии после начала реформ.
«Ньюкасл» стал целью властей Саудовской Аравии задолго до продажи. В одном из пунктов заключенного в 2019 году стратегического партнерства в ходе встречи премьер-министра Терезы Мэй и бен Сальмана говорилось также об инвестициях фонда в «Ньюкасл».
Позднее после очередного срыва сделки бен Сальман отправил возглавлявшему кабинет министров Борису Джонсону ряд сообщений, в которых предупредил, что Великобритания может столкнуться с серьезными экономическими последствиями, если АПЛ воспротивится поглощению клуба.
Daily Mail привел полную цитату сообщения бен Сальмана: «Королевство Саудовская Аравия открыло свои двери для британских инвестиций в различных секторах и инициировало взаимовыгодную инвестиционную программу с большими объемами финансирования. Неверный вывод премьер-лиги, к сожалению, окажет негативное влияние на экономические и торговые отношения обеих наших стран».
«Мы ожидаем, что премьер-лига пересмотрит и исправит свое неверное решение», — добавил он. В ответ Джонсон заявил, что Листер занимается этим вопросом.
В марте 2022 года СМИ сообщили, что Джонсон в ходе поездки в Саудовскую Аравию планировал подписать с национальным фондом соглашение на $10 млрд. Этот контракт идентичен заключенному в 2021 году соглашению с суверенным фондом благосостояния Абу-Даби, который владеет «Манчестер Сити». Однако официальных сообщений о сделке не было.
Ранее DIT в ответ на запрос британского информационного портала openDemocracy опубликовал ряд документов по делу о покупке «Ньюкасла». Согласно этим данным, министр инвестиций Джерри Гримстоун в августе 2020 года обсудил с председателем АПЛ Гэри Хоффманом вопрос поглощения «Ньюкасла». Это произошло после того, как сделка застопорилась.
Именно Гримстоун сыграл важную роль в вопросе продажи «Ньюкасла». Об этом свидетельствуют и документы, оказавшиеся в распоряжении The Guardian.
«Его роль заключается в том, чтобы использовать авторитет Даунинг-стрит для работы с правительством, чтобы разрушить барьеры для привлечения инвестиций высшего уровня, — говорится в статье. — Привлечение инвестиций из Персидского залива является ключевым элементом министерской роли Гримстоуна. У него очень хорошие связи в Саудовской Аравии».
Сам Гримстоун в интервью The Athletic заявил, что ни в коем случае не пытался повлиять на решение премьер-лиги. «Часть моей роли заключалась в том, чтобы быть в курсе крупных инвестиций, потенциально поступающих в Великобританию, — отметил он. — Это было особенно важно для таких инвестиций, как «Ньюкасл», — клуба, который привлекал большой интерес».
«Я ясно дал понять всем сторонам, что моя единственная роль заключается в содействии обмену идеями между фондом и АПЛ. И я никоим образом не стремился нанести ущерб полной автономии АПЛ», — подчеркнул Гримстоун.
Другие доказательства вмешательства властей Британии от The Athletic
- Посол Великобритании в Саудовской Аравии Нил Кромптон встретился с официальными лицами фонда, чтобы обсудить поглощение.
- Министр иностранных дел Джеймс Клеверли позвонил послу Саудовской Аравии в Великобритании и запросил у него обновленную информацию о предложении по покупке «Ньюкасла».
- МИД Великобритании подготовил краткую записку для Джонсона перед запланированным телефонным разговором с бен Сальманом о том, как должен реагировать премьер-министр, если наследный принц будет настаивать на продаже «Ньюкасла».
- МИД посоветовал Джонсону «ясно дать понять [бен Сальману], что решение по «Ньюкаслу» принимается исключительно премьер-лигой», но рекомендовал ему «приветствовать продолжающиеся инвестиции Саудовской Аравии в Великобританию, включая предложение о покупке «Ньюкасла».
Как отреагировали официальные лица на обвинения
Исполнительный директор АПЛ Ричард Мастерс не раз заявлял, что правительство «не оказывало давления» во время переговоров. Также отрицают вмешательство и в правительстве Великобритании. В апреле 2021 года депутат от Лейбористской партии Чи Онвура спросила Джонсона о его роли в вопросе продажи «Ньюкасла»: «В скольких переговорах вы участвовали и какое количество официальных лиц было вовлечено в переговоры?»
Джонсон ответил перед парламентом: «Это коммерческие вопросы. Правительство ни разу не участвовало в переговорах о поглощении при продаже «Ньюкасла», — подчеркнул Джонсон.
Однако данные СМИ говорят об обратном. К тому же, по информации The Guardian, Хоффман после оформления сделки заявил на собрании клубов АПЛ, что правительство оказало давление на лигу.
The Athletic сообщил, что МИД Великобритании под разными предлогами препятствовал получению требуемых документов, несмотря на закон о свободе информации. В частности, затягивал выдачу, утверждая, что публикация данных может нанести вред «международным отношениям» Великобритании с Саудовской Аравией.
Издание утверждает, что к моменту получения документов некоторые письма исчезли, а большая часть была отредактирована. В МИДе объяснили это тем, что «раскрытие информации может потенциально навредить двусторонним отношениям между странами». В министерстве также заявили, что некоторые детали были скрыты для защиты «коммерческих интересов».
Почему покупка «Ньюкасла» важна для Саудовской Аравии
В 2018 году правозащитные организации ввели в обиход термин sportwashing после объявления о проведении в Джидде товарищеского матча между Новаком Джоковичем и Рафаэлем Надалем.
«Это процесс, при котором страна или режим с плохой репутацией в области прав человека использует спорт ради создания позитивного образа», — сказал NPR Феликс Джейкенс, глава отделения Amnesty International в Великобритании.
Саудовская Аравия в последние годы вкладывает большие средства в спорт ради диверсификации экономики и улучшения имиджа. Футбол же с его огромной политической значимостью в Европе имеет наиважнейшее значение для саудитов.
Но, в отличие от правящих семей Абу-Даби («Манчестер Сити») и Катара (ПСЖ), королевская династия Саудовской Аравии долгое время никак не была представлена на вершине мирового футбола, хотя попытки приобрести клубы ведущих чемпионатов были.
На данный момент на территории страны проходят Гран-при «Формулы-1», ралли-рейд «Дакар», знаковые боксерские поединки, турниры ведущих европейских футбольных стран.
Также на деньги саудитов была создана крупная серия гольф-турниров, которая благодаря баснословным призовым переманила к себе многих звезд, несмотря на угрозы дисквалификации PGA (организатор ведущей серии турниров по гольфу). По причине сверхвысоких гонораров, призовых и обилия звезд LIV Golf часто сравнивают с футбольной Суперлигой — проектом, который, по сообщению Süddeutsche Zeitung, финансировали тоже саудиты.
«РБК Спорт» ранее подробно писал о том, как Саудовская Аравия и другие страны пытаются обелить имидж с помощью многомиллиардных вложений в спорт.