Чем грозит интеграция новых регионов в систему российского футбола
Владимир Путин и главы ДНР, ЛНР, Херсонской и Запорожской областей 30 сентября подписали договоры о присоединении к России. Однако вопрос о спортивных мероприятиях в этих регионах все еще остается открытым.
Футбольная национальная лига (ФНЛ) 22 августа создала рабочую группу с целью проанализировать готовность к интеграции в российские соревнования клубов Крыма, который воссоединился с Россией в 2014 году.
Президент Футбольной национальной лиги (ФНЛ) Наиль Измайлов в конце сентября сообщил, что руководство Первой лиги создало рабочую комиссию по включению крымских клубов и уже 12 октября он провел встречу с главой Крымского футбольного союза (КФС) Сергеем Бородкиным. Измайлов заявлял, что принятие клубов Крыма — процесс небыстрый, поскольку «потребует изменения формата, иные регламентные документы, которые отличаются от тех документов, которые были при Украине».
Что говорят об интеграции в регионах?
Губернатор Севастополя Михаил Развожаев 24 октября заявил, что команды региона со следующего сезона будут участвовать в соревнованиях под эгидой Футбольной национальной лиги (ФНЛ). «Принято решение о том, что футбольные команды Севастополя и Крыма смогут участвовать в профессиональных спортивных соревнованиях, проводимых ФНЛ, начиная с сезона 2023/24. Футболисты Севастополя и всего полуострова ждали этого решения больше восьми лет! Напомню, что в 2015 году ФИФА и УЕФА ввели запрет на участие крымских клубов в российских соревнованиях», — написал Развожаев в телеграм-канале.
Министра спорта Республики Крым Шериф Османов заявил о готовности футбольных клубов полуострова к выступлению в соревнованиях под эгидой Российского футбольного союза (РФС). «Ведутся переговоры по этому вопросу. Футбольная инфраструктура в принципе готова сегодня. Есть восемь профессиональных клубов на территории Крыма, которые готовы участвовать в общем нашем футбольном главном турнире. Давно мы уже соскучились по большим турнирам», — цитирует Османова ТАСС.
Вице-премьер Дмитрий Чернышенко 24 октября заявил, что правительство России достигло договоренности с Российским футбольным союзом (РФС) об интеграции новых территорий в российские соревнования. На что глава Украинской ассоциации футбола (УАФ) Андрей Павелко потребовал исключить РФС из УЕФА и ФИФА.
«Враги атакуют украинский футбол как снаружи, так и внутри. Мы оказываем им мощное сопротивление! УАФ немедленно обратилась к ФИФА и УЕФА с требованием жесточайших санкций против РФ. А именно будем требовать исключения РФ из УЕФА и ФИФА за грубое нарушение уставов этих организаций», — написал Павелко.
РБК направил запрос в пресс-службу УЕФА.
Министр спорта России Олег Матыцин ответил, что не обращает внимания на требования главы украинской федерации футбола. Он отметил, что в спорте нет недружественных стран. «Не считаю, что нужно делать выбор, куда повернуться. Мы конструктивно ведем диалог и с азиатскими странами. В спорте, мы не раз говорили, нет недружественных стран, мы проводим много открытых турниров, приглашаем всех, но каждый принимает решение в соответствии с политической ситуацией в их странах», — добавил министр.
Что грозит России?
Председатель комиссии по спортивному праву ассоциации юристов России Сергей Алексеев заявил «РБК Спорт», что карательные решения в отношении РФС в случае интеграции новых территорий будут противоречить целям ФИФА и УЕФА.
«Это соответствует требованиям Российского спортивного законодательства и не противоречит международному футбольному праву, включая уставы ФИФА и УЕФА. Наоборот, исполняют их в части пропаганды и развития футбола в мире. Это функция этих организаций. Карательные решения в отношении этих конструктивных и прогрессивных для развития футбола действий будут противоречить смыслу и целям деятельности этих организаций», — заявил Алексеев.
Однако спортивный юрист Антон Смирнов заявил «РБК Спорт» о том, что в случае присоединения регионов РФС может быть исключен из организаций. «Могут быть абсолютно разные последствия, вплоть до исключения РФС из УЕФА и ФИФА, как раз этого хочет Украина, как часть УЕФА, ибо эта территория никем не признана, кроме нескольких стран, включая Россию, поэтому в эту историю будет вмешиваться политика. Лозунг «футбол вне политики» давным давно уже не работает. В документах УЕФА то, что происходит на Украине, называется «вторжением России в Украину», исходя из этого нужно понимать происходящее», — отметил Смирнов.
Алексеев отметил, что в уставе организаций нет положений, в которых могут быть основания для приостановки членства РФС в УЕФА и ФИФА.
«Желание команд и организаций вступить в РФС является существенным фактором в силу демократичности процедур в сфере спортивного движения. Однако решение будут принимать организации, оно должно быть коллегиальным. Мы надеемся, что оно будет объективным и справедливым, хотя есть кое-какие зацепки формальные в уставах ФИФА и УЕФА, на которые оппоненты смогут сослаться, но такие глобальные санкции, как исключение или приостановление членства российских футбольных организаций, не последуют, оснований для них нет. Тем паче что Россия уже по надуманным основаниям в сфере футбола претерпевает жесткие санкции. Усиливать их уже предоставляется необоснованным», — добавил Алексеев.
Смирнов отметил, что возникает дилемма в связи с тем, что субъекты признаны Россией, но не международными организациями, поэтому ФИФА и УЕФА могут применить санкции в отношении РФС.
«Давайте будем отталкиваться от нашей российской юрисдикции. Республика Крым и Севастополь — два субъекта Российской Федерации. Возникает дилемма, должны ли они играть в российских соревнованиях или мы должны руководствоваться какими-то нормами ФИФА и УЕФА? Это стратегическая история. Да, эта территория не признана ФИФА и УЕФА, поэтому они, наверное, должны принять какие-то санкции для РФС. Как они их будут принимать, придумают какие-то нормы, я не могу сказать», — отметил он.