«Это удар по стране». Лидеры сборной Боснии бойкотируют матч с Россией
«С удивлением узнал о матче с Россией»
В пятницу стало известно, что сборная России 19 ноября в Санкт-Петербурге проведет товарищеский матч с командой Боснии и Герцеговины. Первым об этом сообщил Футбольный союз Боснии и Герцеговины. Через пару часов РФС подтвердил информацию.
Босния — первая европейская команда, согласившаяся сыграть со сборной России после начала спецоперации на Украине. Российский футбол с марта находится под санкциями. Сборная должна была 24 марта сыграть в Москве с командой Польши в полуфинальном матче плей-офф за выход в финальную часть чемпионата мира 2022 года в Катаре, где также выступали Чехия и Швеция.
После начала спецоперации руководители Федерации футбола Польши сагитировали коллег из Чехии и Швеции бойкотировать игры с Россией. Следом против участия россиян в международных турнирах выступили и другие федерации. В результате Международная федерация футбола (ФИФА) и Союз европейских футбольных ассоциаций (УЕФА) отстранили все российские команды (сборные и клубы) от участия в международных турнирах.
В Боснии многие в штыки встретили новость о товарищеской встрече с командой-изгоем. Капитан команды Эдин Джеко выступил за бойкот матча. «Я против игры, пока страдают невинные люди. Я всегда исключительно за мир и хочу быть солидарным с народом Украины в эти трудные для него времена», — сказал Джеко.
Россия начала военную операцию на Украине в ночь на 24 февраля. Президент Владимир Путин назвал ее задачами защиту населения Донбасса, демилитаризацию и «денацификацию» соседнего государства. Украина ввела военное положение и объявила мобилизацию. Страны Запада ввели против Москвы санкции. Российские власти считают эти ограничения незаконными. Член президиума Боснии и Герцеговины Милорад Додик на встрече с Путиным в июне заявил, что его страна не хочет присоединяться к санкциям против Москвы.
Также он поставил лайк под новостью о том, что мэр Сараево Бенджамина Карич призвала немедленно отменить матч, пригрозив приостановить сотрудничество города с федерацией.
«Я считаю своим моральным долгом призвать футбольный союз, тренерский штаб и игроков отказаться от этого матча, — написала мэр боснийской столицы в соцсетях. — Сыграть этот матч — дискредитировать страну, поскольку Россия находится под санкциями УЕФА и ФИФА. Если решение не будет изменено, город прекратит сотрудничество с союзом, которое до сих пор было успешным».
Ведущий полузащитник сборной Миралем Пьянич был удивлен новостью и дал понять, что не собирается ехать в Россию. «Я слышал о решении федерации. Руководители знают мою позицию, — заявил Пьянич Sportske.ba. — Звонили, спрашивали, что я думаю о возможном проведении игры. Я сказал то, что думаю, а потом был удивлен другим решением. Неудачное решение!»
«У меня нет слов, — добавил он. — Когда сборная начинает хорошо играть, всегда что‑то идет не так. Федерация знает мою позицию. Я просто скажу, что это нехорошо».
Примечательно, что в Боснийском союзе тоже далеко не все знали о решении провести матч. Пресс-секретарь союза Славица Печикоза призналась, что узнала об этом из СМИ.
Издание N1 сообщило, что ряд ведущих игроков уже отказались от участия. «Некоторые ведущие футболисты сборной уже решили, что не будут откликаться на приглашение на матч с Россией, и подтвердили это для N1», — отмечает издание.
«РБК Спорт» обратился за комментарием в Российский футбольный союз.
«Это будет атакой на Боснию и Герцеговину»
Издание Avaz в статье под названием «Веру продали за ужин…» отмечает, что пять членов комитета по чрезвычайным ситуациям футбольного союза из шести проголосовали за матч с Россией. По его данным, футбольный союз Боснии и Герцеговины получит €200 тыс. за матч с Россией, а также компенсацию за проезд и проживание.
Против матча из членов комиссии выступил только вице-президент союза Ирфан Дурич. «Это решение не лучший вариант для Боснии и Герцеговины. Мы получили запрос от России и еще одной страны, — рассказал он. — Мы отправили письмо в УЕФА, и нам сказали, что они не запрещают проведение товарищеских матчей. Это не лучший вариант для Боснии и Герцеговины. Они руководствовались ответом УЕФА. Я руководствуюсь несколько другими принципами и считаю, что Босния и Герцеговина не должна играть в этом матче».
«Подтверждаем, что УЕФА не имеет ничего против сборной Боснии и Герцеговины, которая проведет товарищеский матч против России на территории РФС. Действительно, товарищеские матчи не входят в компетенцию и ответственность УЕФА, — сообщили в УЕФА в ответ на запрос Футбольной ассоциации Боснии и Герцеговины. — Таким образом, любое разрешение на проведение и/или участие в таком товарищеском матче не влияет и не противоречит решению исполкома УЕФА об отстранении российских команд от участия в турнирах под эгидой УЕФА».
«Наконец, мы хотели бы напомнить, что в соответствии со ст. 6 регламента ФИФА, регулирующего международные матчи, проведение и/или участие в матче не влечет за собой ответственности УЕФА в случае, если впоследствии возникнут какие-либо юридические претензии, — говорится в ответе европейского союза. — Поэтому мы хотели бы предложить вам убедиться, что все аспекты, связанные с безопасностью не только во время матча, но и в ходе самой подготовки (например, поездка в Россию и из России), должным образом решены и обеспечены».
Член исполкома Футбольного союза Боснии Азмир Хусич заявил, что будет добиваться отмены матча с Россией.
«Я сделаю все, что в моих силах, чтобы матч не состоялся. Я уже связался с некоторыми членами исполкома и уверен, что аргументами можно убедить коллег в том, что матч с Россией нам в данный момент не нужен, — сказал он. — Пока Россия находится под санкциями УЕФА и ФИФА, мы должны вести себя так, как от нас ожидают. Все сумасшедшие, а мы умные. Нам не следует портить отношения с другими федерациями из-за матча с Россией или как минимум с передовым западным миром».
«У нас впереди важные матчи [в Лиге наций], и вместо того, чтобы работать над тем, как подойти к этим играм в наилучшем расположении духа, мы пытаемся снова разбазарить с трудом заработанное доверие болельщиков, — добавил член исполкома. — Наш долг, прежде всего членов исполнительного комитета, силой аргументов убедить наших коллег в том, что нам сейчас не нужен матч с Россией».