Что удивило советских хоккеистов в первой игре Суперсерии-1972 с Канадой
Атмосфера
Первая игра проходила в Монреале. В этом не было ничего удивительного, как так местный одноименный клуб — старейший и самый титулованный в НХЛ, а его арена «Форум» уже тогда считалась легендарной. Трибуны стадиона вмещали более 18 тыс. зрителей и оказались заполнены до отказа. В СССР таких больших крытых арен не существовало. Поэтому обстановка для советских хоккеистов была в новинку.
Впрочем, дело было не только во внушительной зрительской аудитории. Но также в манере ее боления — советские любители хоккея вели себя значительно спокойней, чем канадские, яростно поддерживавшие команду.
Плюс к этому — церемония открытия Суперсерии. Мероприятие получилось чрезвычайно затяжным — с символическим вбрасыванием, которое произвел премьер-министр Канады Пьер Трюдо, фотографированием, рукопожатиями, представлением составов и другими атрибутами. Все это длилось почти 30 минут. В СССР таких церемоний перед хоккейными матчами не проводили. Игроки признавались, что даже успели немного замерзнуть.
«Огромный шал, шум. Неужели сейчас будет то, о чем они писали?» — вспоминал в фильме «Бобров — Тарасов. Великое противостояние» нападающий сборной СССР Владимир Шадрин.
Шадрин говорил о том, что канадская пресса прогнозировала поражение советской сборной во всех восьми матчах с разгромными счетами.
Начало Канады
Матч начался в полном соответствии с прогнозами. Первый гол канадцы забили уже спустя 30 секунд после стартового вбрасывания. Второй — через 5 минут и 50 секунд.
На действиях сборной СССР в начале матча сказались как продолжительная церемония открытия и непривычная атмосфера в целом, так и чрезвычайно агрессивное начало в исполнении канадцев, какого обычно не было в матчах советского первенства и в международных «любительских» встречах. Советские хоккеисты впервые встречались с «профессионалами» и не знали многих нюансов, касающихся их игры и поведения.
«Первый матч в Монреале вышли мы играть, — говорил Шадрин. — Петровское звено вышло. Несколько секунд — как ветром… Смотрю, шайба в воротах. Как будто пурга прошла».
«Выходим — я, Якушев, Зимин, — продолжил Шадрин. — На вбрасывание в своей зоне встаю. По правилам, честненько, прямо. А Кларк зубы вытащил, стоит, как зверь. Загребает ее со вбрасывания, дает защитнику — 2:0».
«Когда нам забросили две шайбы, как будто сняли гири с ног. И мы заиграли в тот хоккей, в который умеем», — вспоминал другой нападающий советской сборной, Владимир Петров.
Отсутствие рукопожатия
В итоге сборная СССР выиграла исторический матч со счетом 7:3. И после финальной сирены выстроилась на синей линии для обязательного в советском хоккее ритуала — послематчевого рукопожатия. Однако канадцы сразу же ушли в раздевалку.
«Профессионалы» даже на синюю линию не встали. Дверца открылась, и все туда. Мы стоим одни на синей линии, ничего понять не можем», — отметил Шадрин.
Позже советским хоккеистам объяснили, что ничего странного на самом деле не произошло — в НХЛ рукопожатий после матчей нет. Но советских хоккеистов поступок канадцев удивил.