Как освоить мотофристайл. Советы от ведущих райдеров
Мотофристайл — одна из самых ярких категорий экстремального спорта. В этой дисциплине райдеры с помощью трамплинов взмывают на мотоциклах вверх, исполняют в воздухе различные акробатические трюки и аккуратно приземляются на землю. Со стороны может показаться, что FMX крайне опасен и требует от атлетов невероятной ловкости, усилий и мастерства. Отчасти это так, но при ответственном подходе к тренировкам мотофристайл становится спортом, в котором, как и во многих других видах, в том числе олимпийских, есть место опасности, но безрассудным его назвать нельзя.
История возникновения мотофристайла
Мотофристайл (от английского freestyle motocross — FMX) — сравнительно молодой вид спорта, который появился в 1990-х годах в США. Предпосылки к его формированию начали появляться в 1980-х годах в рамках другой эффектной мотодисциплины — суперкросса. Это тип гонок на мотоциклах класса «эндуро» (предназначены для езды по бездорожью) по пересеченной местности с трамплинами и другими сложными преградами.
FMX начался именно там: некоторые участники суперкросса хотели разнообразить свои заезды, особенно победители, желавшие эффектно пересечь финишную черту. Первым был выполнен трюк Whip — его на победном финише показал Гай Купер в 1985 году. Райдер разогнал свой мотоцикл и развернул его в воздухе на 90 градусов, пролетев некоторое время боком. Это оценили как зрители, так и участники соревнований, которые затем тоже начали придумывать новые трюки. Очень быстро стало понятно, что появление новой дисциплины — вопрос времени.
Сказать, кто именно стал «лицом» мотофристайла и популяризовал его, сложно. Однако заслуга лежит прежде всего на американских мотогонщиках, развивающих трюки во второй половине 1990-х годов. Неоценимый вклад внес Роберт Книвел — легендарный экстремал, не только совершивший множество умопомрачительных прыжков, но и привнесший в FMX нечто еще более важное: по его наработкам рассчитывались дистанции и траектории полета, а также вносились изменения в конструкцию трамплинов. Все это позволило экстремалам точно регулировать угол вылета, скорость и точность приземления.
В 1998 году группа спортсменов-энтузиастов организовала показательные выступления на X Games (крупнейшие соревнования экстремальных видов спорта), что привело к появлению Международной ассоциации фристайл-мотокросса спустя несколько месяцев. А в 2005 году Международная мотоциклетная федерация признала FMX официальным видом спорта. И именно тогда мотофристайл пришел в Россию.
Виды соревнований в мотокроссе
Всего в FMX выделяют шесть основных категорий соревнований, которые проводятся в России и других странах:
- Мотофристайл: атлеты за определенный промежуток времени должны выполнить серию трюков.
- Лучший трюк: экстремалы должны продемонстрировать самый лучший и яркий трюк из своего арсенала.
- Прыжки в высоту: в рамках соревнования спортсмены соревнуются в прыжках через планку.
- Whip-соревнование: атлеты должны продемонстрировать лучшее исполнение трюка Whip.
- Race & Style: гоночные соревнования, где учитывается скорость прохождения трассы, а также продемонстрированные трюки.
- Фрирайд: соревнование по типу Race & Style, однако на открытой гористой местности.
После прошедшего в Москве XV фестиваля экстремальных видов спорта «Прорыв» «РБК Спорт» поговорил с известными российскими райдерами и выяснил, на что следует обратить внимание начинающим атлетам, чтобы достичь успеха.
Как освоить мотофристайл
Владимир Ярыгин
Владимир Ярыгин первым в России сделал заднее сальто, совершил прыжок с одного двигающегося «БелАЗа» на другой.
Бронзовый призер чемпионата России по мотофристайлу 2018 года.
Председатель комиссии по FMX в Мотоциклетной федерации России.
Любой мотоциклетный вид спорта начинается с обучения азам езды на мотоцикле — это важная часть базовой подготовки. Самый идеальный вариант: перейти в FMX из мотокросса. Я начинал именно так, посвятив этому виду спорта восемь лет, после чего начал прыгать. Этот опыт позволил мне понять поведение мотоцикла в воздухе, с какой скоростью подходить к трамплину и как оттормаживаться на коротких дистанциях, что очень важно. Поэтому я рекомендую посвятить год мотокроссу, после чего можно будет выбрать дисциплину по вкусу.
Что касается экипировки для старта занятий, то тут необходимо ориентироваться на свои возможности: либо покупать новое в магазинах, либо искать что-то свежее на досках объявлений. Здесь следует обратить внимание на две вещи. Во-первых, стоит отдать предпочтение брендам топового сегмента — это позволит снизить риск получения травм. Во-вторых, мотоцикл желательно выбирать от японского производителя — они самые надежные.
Перед началом тренировок обязательна разминка. Здесь я выделяю два направления: психологическая подготовка перед трюками и разогрев мышц. Со второй задачей отлично справится обычная растяжка на все группы мышц, но многие профессиональные спортсмены используют перкуссионный тренажер. Также обязательно осматриваем мотоцикл: оцениваем давление в колесах, весь крепеж и спицы, а также проверяем бензин и тосол в баках. После можно приступать к раскатке на мотоцикле, но перед самым выездом обязательно проверяем кран бензобака — очень часто его забывают закрыть. Но на свежих мотоциклах с четырехтактным двигателем таких проблем нет.
Освоение FMX начинается с базовых упражнений, которые являются подводящими ко многим трюкам. Во-первых, необходимо освоить отпускание рук от руля. Так вы сможете научиться держаться ногами за мотоцикл. Упражнение также придаст опыта в траектории полета. Следующим шагом станет разведение ног на мотоцикле в разные стороны. С его помощью можно поймать момент, когда ваши ноги должны быть на подножках перед приземлением, что поможет в освоении сложных трюков. После этого изучаем отпускание ног в одну сторону от мотоцикла. Это более сложное упражнение, но оно обучит спортсмена ориентироваться в пространстве, когда он летит рядом с мотоциклом, а не над ним. Также атлет научится безошибочно попадать ногами в подножки, что очень важно.
Стоит отметить, что каждый новичок ставит своей целью сделать сальто. Торопиться не надо, так как это один из самых сложных трюков в FMX, к которому нужно готовиться поэтапно.
Алексей Колесников
Алексей Колесников — один из родоначальников мотофристайла в России, мастер спорта по мотокроссу, призер различных международных соревнований.
Чемпион России по FMX в 2017 году, двукратный победитель этапов чемпионата мира IFMXF в категории Whip contest.
Перед тем как приступить к FMX, я рекомендую освоить базу. Нужно в совершенстве управлять мотоциклом: правильно тормозить, сидеть, стоять, наклоняться самому и наклонять транспортное средство, управлять им в воздухе. Для осваивания этих навыков идеально подойдет мотокросс. Будет лучше, если проводить занятия под присмотром профессиональных спортсменов или тренеров.
Что касается экипировки, здесь ситуация стандартная. Я рекомендую сначала арендовать необходимое оборудование и попробовать этот вид спорта. Если он вам не подойдет, вы не потеряете деньги и свое время.
Следующий по важности вопрос — разминка перед тренировочной частью. Атлетам важно разработать мышцы и связки, уделив особенное внимание спине, так как на нее приходится большая нагрузка. Но нужно следить за тем, чтобы ваша разминка не превратилась в полноценную тренировку.
Мотоцикл должен готовиться не перед тренировками, а задолго до них. Важно следить за тем, чтобы он всегда был обслужен и исправен — от него зависит ваше здоровье. Я обращаю внимание на затянутость всех креплений, натянутостью цепи и ее состоянием. Немаловажна и правильная работа подвески и корректно выставленный руль. После мотоцикла переходим к экипировке — она должна быть чистой и опрятной. Перед заездами я всегда слежу за тем, чтобы перчатки были сухие, а очки протерты и настроены. Также обязательно использование полного комплекта экипировки.
Чтобы сделать первые шаги в мотофристайле, нужна хорошая база мотокросса. Она научит правильно убирать руку от руля, а также делать это вовремя. Аналогичная ситуация и с ногами, которые являются основой баланса в воздухе. После освоения мотокросса можно переходить к изучению трюков. На первых этапах я рекомендую:
- Heel Clicker — хлопок ногами перед собой;
- Can Can — перенос ног на одну сторону мотоцикла.
Это те трюки, благодаря которым учишься чувствовать развесовку на мотоцикле в воздухе.
Что касается участия в FMX-мероприятиях, то самое сложное — соревновательные заезды в духе X Games: длинные трассы с большим количеством трамплинов, которые надо преодолеть с максимальным количеством ярких трюков. Здесь пригодятся навыки мотокросса, суперкросса и мотофристайла. Более того, от спортсмена потребуется стратегический подход к планированию своего проезда и большая концентрация. Более простыми будут соревнования на лучший трюк: у атлета одна рампа, один вылет и одно приземление.
Напоследок отмечу, что снижение мотивации — распространенное явление и у новичков, и у профессионалов. На мой взгляд, это абсолютно нормальное явление. Лично я могу посоветовать отвлекаться на другие виды спорта или досуга. Важно не сидеть на месте и пробовать что-то новое. Но есть и другая сторона медали: если дополнительная мотивация требуется новичку на самом старте занятий, это очень опасная ситуация. Возможно, этот спорт не для вас, что тоже абсолютно нормально. Каждый человек уникален в своих интересах и создан для чего-то конкретного. Поэтому стоит продолжать искать то, что принесет максимальное удовольствие именно вам.