Импортозамещение в хоккее. Смогут ли в России заменить Bauer и ССМ
Главные игроки рынка хоккейной экипировки
Основными поставщиками хоккейной экипировки являются североамериканские бренды Bauer, CCM и Warrior. «Ассортимент в магазинах на 90% состоит из продукции этих трех компаний. Они монополизировали рынок», — сказал РБК Павел Петров, генеральный директор производителя российской хоккейной формы и аксессуаров Mad Guy.
Санкции Запада осложнили доставку товаров в Россию, в связи с чем возник дефицит. Более того, Bauer заявил о приостановке поставок в Россию в принципе. Не исключено, что так же могут поступить CCM и Warrior (материнская компания — New Balance).
Владельцы российских хоккейных магазинов ранее заявили о поднятии цен, а также говорили, что экипировка отечественных производителей годится для любителей, но играть в ней профессионалам проблематично. Но так ли это на самом деле?
Подходит ли российская экипировка для профи
Если для любителей российские компании производят полную линейку товаров, то с экипировкой для профессионалов ситуация сложнее.
«Действительно, большая часть отечественной формы подходит только для любителей, — отметил «РБК Спорт» владелец бренда хоккейной формы VITOKIN Михаил Витокин. — Но есть и профессиональная, в том числе у нас. Правда, спросом она пользуется не у всех. Увы, для кого-то главное не качество, а то, что написано, — бренд».
В то же время Петров отметил, что «в верхнем ценовом сегменте используется много дорогих материалов, которых нет в России». «Например, CCM использует материал D30. У небольших брендов нет возможности использовать такие технологии, так как это дорого. К тому же у нас небольшие объемы производства», — пояснил гендиректор Mad Guy.
Можно ли заменить ведущих экипировщиков
Владелец ярославской фабрики коньков V76 Александр Вельс в разговоре с «РБК Спорт» выразил уверенность, что в ближайшие месяцы его компания сможет выпускать продукцию, сопоставимую по уровню с аналогами ведущих брендов.
«Мы постепенно приближаемся к уровню Bauer и ССМ. Думаю, уже месяца через три или даже раньше мы будем выпускать коньки не хуже, — поделился прогнозом он. — В основном мы используем российские компоненты. Есть еще и китайские, поэтому на нашем производстве нынешняя ситуация не сказалась».
В то же время Витокин отметил, что его компания уже сейчас может предложить экипировку для профессионалов.
«У нас в принципе только профессиональная экипировка и работает технолог из Канады. Мы уже давно делаем многие аксессуары и перчатки, а сейчас запускаем производство трусов, — сообщил Витокин. — На некоторые товары цены понизили, так как удалось найти российские аналоги сырья, которые в восемь раз дешевле тех, которые мы закупали в Германии. На качестве это не отразилось».
По его словам, «скоро в России смогут одеть хоккеиста-профессионала». «Есть мы, ярославский производитель V76 и «Заряд» (совладельцем является самый титулованный игрок в истории КХЛ Данис Зарипов. — РБК) — это перчатки и трусы, коньки и клюшки, — добавил Витокин. — Что касается нагрудников, налокотников и щитков на ноги, то это простые вещи. У нынешних производителей этой продукции для их выпуска есть все, а главное — литье пластика, на запуск которого уходит полгода.
При этом владелец VITOKIN подчеркнул, что в России пока не могут начать производство шлемов. «Проблема только со шлемом. Его производство — процесс тяжелый, наукоемкий, защита головного мозга имеет определенные требования. Но пока шлемы можно покупать в Китае», — сказал он.
Как может перестроиться российский рынок
Производители отечественной хоккейной экипировки заявили, что ожидают дефицита исключительно профессиональной продукции. В первую очередь североамериканских брендов.
В этой связи возникает вопрос, насколько быстро российские компании смогут полностью удовлетворить потребности в экипировке самого высокого уровня.
Витокин отметил, что его компания готова закрыть весь спрос на перчатки и трусы в самое короткое время. «Я и так шел к этой цели, а теперь и ситуация способствует», — сказал он.
По словам Вельса, в сжатые сроки заполнить весь рынок коньками он не сможет, но уже думает над расширением производства. «Сколько на это уйдет времени? Достаточно много. Зависит от количества необходимого товара», — уточнил он.
По мнению Петрова, чтобы полностью заместить товары ведущих производителей российской отрасли, необходимо около трех лет. Генеральный директор компании Mad Guy считает, что в течение этого срока российские бренды займут около 60% места на полках магазинов, а для потребителей хоккей станет более доступным.
В то же время Петров заявил, что для масштабного производства экипировки самого высокого качества в России необходимо закупить оборудование и материалы, для чего требуются кредиты. «Сейчас ставка высокая. Нам нужны дешевые кредиты, субсидии, налоговые послабления», — сказал он.
Недоверие к российским брендам
Витокин из негативных явлений отметил недоверие ряда потребителей к форме отечественного производства. Петров также заявил о нежелании магазинов выставлять российскую продукцию на полки. «Магазинам надо перестать кривить лицо, а обратиться к российским производителям и торговать тем, что есть. Раньше к несевероамериканским брендам относились брезгливо», — добавил Петров.
Вельс выразил уверенность, что в сложившейся ситуации «магазины будут закупать больше российской продукции». «Чем-то же им нужно торговать», — добавил владелец фабрики коньков V76.
В то же время Витокин сообщил, что на фоне сложностей с поставками североамериканских товаров у потребителей в России вырос интерес к экипировке отечественных производителей. «У нас есть два направления, — продолжил он. — Первое — восстановление экипировки, ремонт клюшек, перчаток и так далее. Здесь идет резкий всплеск. Повысился интерес и к нашей продукции. Например, есть клубы, которым мы поставляли различные аксессуары, те же сумки, мешки для стирки. А теперь они готовы покупать наши перчатки и трусы вместо североамериканских».
Вельс подтвердил сказанное коллегой. «Подъем ощущается. Насколько серьезный? Пока сказать не могу. Время покажет», — добавил владелец фабрики коньков.