Кто ведет переговоры о покупке доли в «Спартаке». Что важно знать
Кто интересуется «Спартаком»
Во вторник, 2 ноября, Telegram-канал Baza сообщил, что холдинг City Football Group, владеющий футбольным клубом «Манчестер Сити», может приобрести 20% акций московского «Спартака». Источник «РБК Спорт» в «Спартаке» подтвердил факт переговоров между сторонами. Однако он отметил, что City Football Group не планирует через свое юридическое лицо приобретать в будущем контрольный пакет акций из-за регуляторных норм УЕФА.
Согласно правилам УЕФА, ни одно физическое или юридическое лицо не может иметь контроль или влияние более чем над одним клубом, участвующим в клубном турнире под эгидой организации. Например, если в Лигу чемпионов пробьются два клуба, контролируемые одним лицом, то их не допустят до турнира, поскольку существует риск влияния на результат.
Однако существуют варианты обхода данного правила. Так, в 2017 году CFG приобрел 44,3% акций испанской «Жироны». В компании не стали приобретать контрольный пакет акций, чтобы избежать проблем с УЕФА. Еще 44,3% приобрела компания Girona Football Group, принадлежащая Пере Гвардиоле, который является братом главного тренера «Манчестер Сити» Хосепа Гвардиолы. Оставшимися акциями владеет ассоциация болельщиков «Жироны». СМИ, в частности The Guardian, отмечали, что клуб контролируется именно CFG. РБК направил запрос в пресс-службу «Спартака».
Кому принадлежит компания и кого контролирует
City Football Group — спортивный холдинг, зарегистрированный арабскими шейхами с 2013 года в Великобритании. Главой группы является Халдун Аль-Мубарак, который входит в ряд советов директоров, включая First Abu Dhabi Bank, Aldar Properties и Ferrari. Главным имиджевым футбольным проектом компании является «Манчестер Сити». С этим клубом связаны все главные успехи компании, в частности выход в финал Лиги чемпионов и пять чемпионств в Англии.
CFG также владеет или имеет доли в клубах по всему миру: «Нью-Йорк Сити» (США, CFG принадлежит 80%), «Мельбурн Сити» (Австралия, 80%), «Мумбаи Сити» (Индия, 65%), «Йокогама Ф. Маринос» (Япония, 20%), «Монтевидео Сити Торке» (Уругвай, 100%), «Жирона» (Испания, 47%), «Сычуань Цзюню» (Китай, 28%), «Ломмел» (Бельгия, 99%) и «Труа» (Франция, 100%).
Пока не ясно, чью долю в 20% собирается приобретать CFG. Де-юре владельцами «Спартака» долгое время являлись офшорные компании с Британских Виргинских островов. В декабре 2018 года клуб, согласно данным СПАРК, стал принадлежать зарегистрированным в России ООО «Спорт-Холдинг» (47,44%) и АО «Капитальные активы» (22%), подконтрольным совладельцам ЛУКОЙЛа Вагиту Алекперову и Леониду Федуну. Владельцем оставшихся 30,5% акций клуба является «Гражданин России».
Forbes в 2004 году сообщал, что «Спартак» покупался преимущественно на деньги Алекперова, однако он предпочел остаться в тени и отдал управление Федуну.
Зачем CFG скупает клубы по миру
Известный менеджер Шандор Варга, консультирующий CFG по Восточной Европе, заявлял в прошлом году изданию «РБК Спорт», что генеральная философия компании — иметь клубы на всех континентах и в ведущих странах. «У организации все равно остается желание приобрести клуб в России. И ее интересует не кто-то конкретный, а в целом российский рынок», — говорил он.
Слова Варги подтверждаются географической принадлежностью клубов, которые полностью или частично принадлежат компании. На сегодняшний день CFG не имеет доли только в клубах из Восточной Европы, Ближнего Востока и Африки.
При этом главным идейным вдохновителем мировой экспансии CFG является Ферран Сориано. До 30 лет он был долларовым миллионером и возглавлял консалтинговую компанию Cluster Consulting. В 36 лет (2004 год) он стал финансовым директором «Барселоны» и за несколько лет в разы увеличил доходы клуба. В 2005 году он в Лондонском университете заявил, что большие футбольные клубы должны трансформироваться из «локальных организаций в глобальные развлекательные компании, такие как Walt Disney».
Его успех в «Барселоне» привлек владельца «Манчестер Сити» шейха Мансура, и тот в 2012 году назначил Сориано генеральным директором клуба. Уже через год Сориано, Мансур и Аль-Мубарак зарегистрировали в Британии CFG.
В 2019 году журнал Forbes оценил CFG в $4,8 млрд — это самая дорогая спортивная организация.
Какие связи у главы CFG с Россией
Глава City Football Group Халдун Халифа Аль-Мубарак возглавляет также Mubadala Investment Company. Кампания занимается диверсификацией экономики Эмиратов. Основное внимание уделяется управлению долгосрочными инвестициями, направленными на обеспечение высокой финансовой отдачи и ощутимых социальных благ для эмирата, однако изначально фонд специализировался на энергетической отрасли.
Mubadala активно инвестирует и в российскую экономику. Сумма инвестиционных программ в регион СНГ равняется $6 млрд. Еще в 2015 году Mubadala Development при поддержке Российского фонда прямых инвестиций приобрел терминал по перевалке сжиженного углеводородного газа в порту Усть-Луга. Спустя три года арабские инвесторы также при поддержке РФПИ выкупили 22,5% акций у группы компаний «ВТБ Капитал» в «Русской фитнес группе», которая является владельцем сети фитнес-центров премиум-класса World Class. В том же году ПАО «Газпром нефть» договорилось с Mubadala о продаже 44% доли в ООО «Газпромнефть-Восток». Первым совместным проектом стало создание совместного предприятия для разработки месторождений в Западной Сибири. Этот проект стал первым инвестиционным вложением арабской компании в российский нефтегазовый сектор.
«Мы рассматриваем Mubadala Petroleum и РФПИ как стратегических партнеров и ожидаем взаимовыгодных результатов от объединения наших финансовых и технологических ресурсов», — отмечал председатель правления «Газпром нефти» Александр Дюков.
Также в портфеле Mubadala есть такие активы, как международный аэропорт Санкт-Петербурга Пулково, ТРЦ «Галерея» (Санкт-Петербург), «Эльбрус капитал» (одна из ведущих компаний по управлению фондами прямых инвестиций в СНГ), Deliver (сервис по грузоперевозкам) франшиза UFC, онлайн-кинотеатр IVI, площадка AliЕxpress, мессенджер Telegram и другие.