Как Евро скажется на бизнесе отельеров и рестораторов Петербурга
В Санкт-Петербург на матчи Евро планируют приехать около 30 тыс. иностранных болельщиков, следует из заявления вице-премьера Дмитрия Чернышенко. По его словам, на оформление паспорта болельщика, обязательного документа для посещения игр, было подано более 72 тыс. заявок, из них свыше 40 тыс. — из России. Из иностранцев наблюдать за игрой любимых сборных на трибунах стадиона «Санкт-Петербург» приедут, в частности, болельщики из Финляндии, Польши, Швеции, Эстонии, Германии. Из Бельгии, чья сборная 12 июня сыграет в Петербурге со сборной России, поступило около 1 тыс. заявок.
Власти Петербурга ожидают, что на каждый матч чемпионата Европы в городе придут до 10 тыс. иностранных болельщиков. В этом случае доля иностранцев может составить менее одной трети всех зрителей на трибунах: стадион «Санкт-Петербург» вмещает 68 тыс. зрителей, но из-за пандемии их число по решению оргкомитета чемпионата будет ограничено 30,5 тыс.
Обычные туристы во время Евро посетить Петербург не смогут: въезд в Россию с туристическими целями из-за пандемии ограничен с марта 2020 года. Для футбольных фанатов сделано исключение, но они должны непременно оформить паспорт болельщика, который дает право находиться в стране без визы с 29 мая по 2 июля 2021 года.
Как и в 2018 году
Всего в Петербурге состоятся семь матчей Евро: 12 июня — Бельгия — Россия; 14 июня — Польша — Словакия; 16 июня — Финляндия — Россия; 18 июня — Швеция — Словакия; 21 июня — Финляндия — Бельгия; 23 июня — Швеция — Польша; 2 июля — четвертьфинал.
В 2018 году, когда Россия принимала чемпионат мира по футболу, в Петербурге также прошли семь матчей, в том числе 1/8 финала, полуфинал и матч за третье место.
В 2018 году, во время чемпионата мира по футболу, за месяц проведения игр Петербург посетили более 1 млн болельщиков, из которых почти две трети (около 600 тыс. человек) были иностранцами. По оценке городских чиновников, всего в том году Петербург посетили 8,2 млн человек, из них 3,9 млн иностранцев. В 2019 году это были уже 10,4 млн и 4,9 млн человек соответственно. Такой рост, по мнению администрации Петербурга, был обусловлен увеличившимся количеством повторных поездок, что было прямым следствием ЧМ-2018.
На что рассчитывают отельеры
Заполняемость гостиниц в центре Петербурга в дни, когда будет играть сборная России, то есть 12 и 16 июня, превысит 90%, прогнозирует директор департамента гостиничного бизнеса компании JLL Яна Уханова. Цены на номера в гостиницах в эти дни, а также 2 июля, когда состоится четвертьфинал, уже выросли от 20–30 до 100% в зависимости от расположения отеля, его категории, количества номеров и т.д. по сравнению с «нефутбольными периодами», добавляет Уханова. По ее словам, пик спроса пришелся на матч Бельгия — Россия, который пройдет 12 июня и совпадет с длинными выходными.
Основной спрос во время Евро придется на гостиницы высоких ценовых сегментов (4–5 звезд), тогда как отелям средней ценовой категории (3 звезды) по-прежнему не хватает групповых туристов. Поэтому, резюмирует Уханова, проведение чемпионата фактически не отразится на загрузке и тарифах этих гостиниц.
Пиковые дни не помогут гостиницам компенсировать недостаток иностранных туристов в городе, констатируют опрошенные РБК эксперты. Евро не окажет существенного влияния на операционные показатели гостиниц города, полагает партнер, руководитель департамента гостиничного бизнеса и туризма Cushman & Wakefield Марина Смирнова. Она напоминает, что масштаб мероприятия существенно меньше, чем, например, ЧМ-2018: для Петербурга это меньше трех недель, а из-за ограничений на перелеты вряд ли стоит ожидать большого числа болельщиков из-за границы.
В целом остается доля неопределенности, приедут зарубежные гости на матчи или нет, несмотря на выкупленные билеты, уточняет Уханова. Поэтому сейчас еще сложно говорить о фактической загрузке гостиниц в даты проведения матчей. В дни, когда играют иностранные футбольные сборные (14,18, 21 и 23 июня), существенного роста тарифов не наблюдается, они сопоставимы с тарифами, характерными в целом для летнего периода, обращают внимание в JLL.
Подавляющее большинство иностранных туристов до Санкт-Петербурга, скорее всего, не доедут, считает Владислав Юрковский, инвестиционный директор Ales Capital (выступает консультантом гостиниц в комплексе «Никольские ряды» и отеля Four Seasons Lion Palace в Петербурге), отмечая, что, кроме как из Финляндии, отсутствуют прямые рейсы в Петербург из столиц стран, чьи сборные сыграют в Петербурге. «В итоге 90% наших гостей в этот период — это российские туристы», — заключает Юрковский.
Заданный максимум
С июня по середину июля в Петербурге действуют ограничения по максимальной стоимости номера в отелях. Правительство еще в 2019 году установило максимальные цены на гостиничные услуги в Петербурге в период проведения Евро летом 2020 года. Несмотря на то что чемпионат был перенесен на лето 2021 года, постановление остается действующим.
Во время проведения чемпионата, а также за десять дней до и после него цена самого дешевого койко-места хостела категории «без звезд» в Петербурге не может превышать 1 тыс. руб. в сутки, а максимальная цена номера в пятизвездочном отеле составит 525 тыс. руб. Стандартные номера в трехзвездочных гостиницах не могут стоить более 15 тыс. руб. за ночь.
Средняя загрузка гостиниц Петербурга в июне, по прогнозам Cushman & Wakefield, составит около 70%. Это ниже, чем в 2019 году, когда ограничений на передвижение между странами не было и на рынке присутствовала существенная доля международного спроса, говорит Смирнова. В июне—июле 2019 года загрузка гостиниц Петербурга, по данным CBRE, составляла 85–88%. Средняя цена за номер, по оценке Cushman & Wakefield, в июне 2021 года составит около 15–16 тыс. руб., что сопоставимо с аналогичными показателями 2019 года.
Цены и загрузку отелей в Петербурге будет поддерживать, в частности, рост внутреннего туризма, указывает Смирнова. В этом году пиковый период загрузки придется на первые игры, однако и без Евро загрузка была бы такой же, так как это будут длинные выходные и приедут туристы из Москвы и других российских городов, согласен Юрковский.
Каковы ожидания рестораторов
Владельцам общепита «очень хотелось бы» рассчитывать на увеличение числа посетителей в дни матчей Евро в Петербурге, но пока трудно сказать, дадут ли они «эффект Никольской улицы», говорит совладелец петербургской сети бельгийских пабов KwakInn Владимир Постниченко. По его словам, пока непонятно, приедут ли на матчи иностранцы и как много их будет. Кроме того, после пандемии ресторанный рынок еще не восстановился: «Счастливы, что вообще работаем. Прибыли особенно нет, но мы пока держимся».
Сравнивать ЧМ-2018 и нынешний Евро сложно, поскольку границы до сих пор преимущественно закрыты. Скорее всего, на этот раз вырастет внутренний турпоток, отмечает Мария Гарбут, гендиректор заведений KuznyaHouse, Kuznya Cafe, Hidden и Cruise by KuznyaHouse. Спросом у футбольных болельщиков традиционно пользуются пиво и соленые закуски, и у таких специализированных заведений спрос и средний чек в дни матчей могут вырасти. «Гости будут приходить компаниями в бары и рестораны и болеть за команды. А если в барах и ресторанах будут установлены экраны для трансляций, то спрос и средний чек вырастут по умолчанию», — добавляет Гарбут.
Даже во время ЧМ-2018, когда туристов было «очень много», повезло «отдельным счастливчикам», чьи заведения были удачно расположены, а у остальных «особенного взрыва не было», возражает Постниченко. Кроме того, продолжает собеседник РБК, во время ЧМ-2018 было много и таких туристов, кто «пришел на футбол и мог долго сидеть с одной кружкой пива»: «Можно видеть забитый бар или ресторан, но экономика там никакая». Но в этот раз ожидания у ресторатора другие: «Сейчас надежда на любителей футбола — они любят хорошо выпить, поговорить и закусить. Но какое будет соотношение тех и других — ничего не могу сказать. В прошлый раз никакой супервыгоды не было».
В дни проведения матчей Евро количество гостей в заведениях в Петербурге увеличится, но на экономике ресторанов это никак не скажется, утверждает основатель сети «Теремок» Михаил Гончаров. «По примеру ЧМ-2018 не могу сказать, что вклад таких мероприятий в экономику всей сети был весомый, — признается Гончаров. — Предприятие не может жить масштабами двухнедельного успеха. Если за две недели продажи поднимутся на 40%, то в масштабах года это будет равно росту на несколько процентов. Какого-то финансового результата здесь ждать не нужно. Мне кажется, это больше психологический феномен — показать Россию и рассказать о ней».
Гончаров говорит, что, когда двадцать лет назад занимался уличными киосками, с удивлением слышал разговоры чиновников о том, что за один или два дня празднования дня города бизнес делает выручку, как за все лето: «Это чистый фейк. Но плохо, когда думают, что какое-то мероприятие или какой-то праздник может так сильно помочь бизнесу».
В июне и июле 2018 года, то есть во время ЧМ-2018, оборот всех заведений общепита в Петербурге достиг, по информации местного управления Росстата, 7,2 млрд и 6,8 млрд руб. соответственно, что на 14 и 13% больше, чем годом ранее. В 2019 году в те же месяцы это были 7,9 млрд и 7 млрд руб. Прирост составил уже только 5 и 1%.