«Черт возьми, что происходит». Почему спонсоры уходят от клубов Суперлиги
Клубы подставили спонсоров
Клубы футбольной Суперлиги столкнулись с серьезными проблемами в связи с недовольством не только футбольных чиновников, властей стран, болельщиков, но и спонсоров.
К примеру, часовая компания Tribus прекратила сотрудничество с «Ливерпулем» спустя год после заключения пятилетнего контракта, сумма которого не сообщается. «Мы получили большую поддержку от фанатов, — сказал изданию Echo соучредитель компании Джеймс Уорд, который является болельщиком «Ливерпуля». — С нашими ценностями и моральными принципами нам нужно было занять именно такую позицию».
Многие компании оказались недовольны пребыванием в неведении по поводу планов по созданию Суперлиги, вызвавшей бурю негодования общественности. Ведь негативный фон возник не только вокруг клубов, но и их партнеров. Это подчеркнул и Джеймс Уорд, объясняя причину разрыва контракта с «Ливерпулем».
Отношения со спонсорами подпортил и тот факт, что в клубах толком не могли объяснить происходящее после объявления о создании Суперлиги, поскольку офисные сотрудники клубов тоже ничего не знали о планах. «Наши партнеры без перебоя звонили и спрашивали: «Что, черт возьми, происходит?» — рассказал The Athletic один из сотрудников клуба АПЛ.
«Да, по контракту клубы редко обязаны информировать спонсоров, но это хорошая практика, — добавил он. — Компании, которые платят деньги, ожидают узнать подобные новости напрямую от партнеров, а не из Twitter в воскресенье вечером».
Репутация партнеров оказалась под угрозой из-за реакции общественности на Суперлигу. В связи с этим, по данным Manchester Evening News, многие спонсоры отказались от продолжения переговоров с английскими командами.
Отпугнет ли бойкот спонсоров
Взаимоотношения семьи американского миллиардера Малкольма Глейзера, владеющей «Манчестер Юнайтед», с болельщиками никогда не были идеальными. Глейзеры приобрели команду на заемные средств, повесив этот долг на МЮ. В результате в 2005 году самый прибыльный футбольный клуб планеты в одночасье превратился в один из самых убыточных.
C 2005-го из бюджета клуба было выделено около £1 млрд (превышает общую сумму трат на трансферы за аналогичный срок) на выплату долгов, процентов и дивидендов владельцам акций, т.е. Глейзерам. При этом вложений в инфраструктуру, требующей модернизации, за эти годы не было.
После объявления о создании Суперлиги, заместителем председателя которой стал Джоел Глейзер, конфликт с болельщиками вышел на новый уровень. Сначала фанаты сорвали матч чемпионата Англии с «Ливерпулем», а следом устроили атаку на партнеров клуба.
Досталось и будущему титульному спонсору. В марте ИТ-компания TeamViewer подписала с «Манчестер Юнайтед» пятилетний контракт на £47 млн ($66,3 млн) в год, отмечает The Athletic. В ходе акции фанаты обрушили рейтинг компании на онлайн-платформе для отзывов Trust Pilot. Во вторник, 4 мая, 86% видимых отзывов компании на платформе были оценены как «плохие», в результате чего рейтинг TeamViewer снизился до 1,3.
Болельщики также запустили кампанию по бойкоту спонсоров с хештегом #NotAPennyMore. «Фанаты «Манчестер Юнайтед» будут бойкотировать вашу продукцию, стремиться очернить ваши бренды и поддерживать ваших конкурентов до тех пор, пока вы не прекратите коммерческое партнерство с семьей Глейзеров», — говорится в заявлении.
Глейзеры не раз сталкиваются с подобными бойкотами, самый крупный из которых произошел в 2005-м. В Nike, на тот момент техническом спонсоре, были озабочены действиями болельщиков. Но в итоге партнеры не ощутили последствий.
В связи с этим один из бывших партнеров Глейзеров уверен, что владельцы «Манчестер Юнайтед» вряд ли прогнутся под давлением болельщиков. «Чтобы поразить Глейзеров, протесты должны иметь финансовые последствия, — объясняет он. — Если протестующие фанаты не откажутся от покуки абонементов, Глейзеры просто скажут: «Хорошо, платите £60 за игру и скандируйте, что мы кучка ублюдков; только во время игры обязательно посетите фуд-корт и возьмите несколько пинт и бургер». Пока фанаты продолжают тратить деньги в клубе, все будет в порядке».
Вот только Глейзеру пришлось подсчитывать убытки уже в первые дни протестов. Как сообщает The Guardian, компания The Hut Group расторгла соглашение с «Манчестер Юнайтед» из-за недовольства болельщиков. Десятилетнее соглашение на сумму £200 млн ($283 млн) должно было вступить в силу с 1 июля.
Таким образом, манкунианский клуб лишился одного из крупнейших спонсоров за месяц до вступления контракта в силу. И, похоже, это не единственное испытание, с которым «Манчестер Юнайтед» может столкнуться в ближайшие недели.