Косторная захотела вернуться к Тутберидзе. Что важно знать
Действующая чемпионка Европы по фигурному катанию Алена Косторная хочет вернуться к своему предыдущему тренеру Этери Тутберидзе, от которой летом прошлого года ушла к Евгению Плющенко. Об этом «Чемпионату» сообщил Ренат Лайшев, генеральный директор Центра спорта и образования «Самбо-70», где работает Тутберидзе.
«Разговоры о возвращении Косторной в нашу школу имеют под собой основания, неизвестно, случится это или нет. Желание такое есть, мы будем только рады. Желание исходит от Алены, — подчеркнул он. — На меня она не выходила, они все решают с Этери Георгиевной», — заявил Лайшев.
По его словам, окончательное решение примет Тутберидзе, работающая в его центре в отделении «Хрустальный». «Как Тутбердзе решит, так все и будет. А я как руководитель организации буду только рад, если девочки будут воссоединяться. Мы — как те родители, которые радуются своим детям», — сказал глава «Самбо-70».
Неизвестно, идет ли вопрос о возвращении к Тутберидзе и Сергея Розанова, личного тренера Косторной.
В то же время Лайшев заявил «РБК Спорт», что Косторная извлечет больше пользы от возвращения к Тутберидзе. «Я могу подтвердить только одно: мы будем очень рады, если она вернется к своему тренеру Тутберидзе. И пользы в жизни для нее будет намного больше, чем там, где она была, — считает глава «Самбо-70». — Мы рады за всех наших учеников, которые возвращаются к нам в школу, сделав какие-то, возможно, ошибки в жизни. Это мудрее, умнее и намного правильнее, чтобы они были в родных пенатах».
В свою очередь Косторная отказалась комментировать эту тему. «Я ничего подтверждать или опровергать не буду, — заявила Косторная «РИА Новости». — Просто не обсуждаю эту тему».
Со стороны Плющенко отреагировала его жена, продюсер Яна Рудковская. «Нам об этом ничего не известно», — сказала она.
Скандальный уход
Конфликт при расставании Косторной и Тутберидзе сразу вылился в общественное пространство. Причем первой об уходе лучшей фигуристки сезона 2019/2020 сообщила сама Тутберидзе, и сделала она это в Instagram.
«От Алены мы получили целый список девочек нон грата. Вот на этом мы с ней и расстались. Будем ли мы что-то менять в своей системе подготовки? Нет. Мы все делаем правильно. Уверена, что среди тех, кто с нами, есть и цельные, верные, устойчивые к внешним раздражителям», — написала 31 июля Тутберидзе, которая в комментарии отметила, что фигуристка договорилась о переходе к Плющенко еще в мае.
В ответ Косторная обвинила тренера в неэтичном поведении. «Сразу после того, как я позвонила Этери Георгиевне, а она выложила пост, было достаточно много звонков. Я просто говорила, что не буду комментировать и все. Понятное дело, мне никто не запрещал соцсети. Я считаю, если человек ушел, то на это были причины, никто просто так не уходит, от добра добра не ищут. Выкладывания в Instagram — это обидно. Если ты хочешь что-то сказать, то выскажи в глаза», — цитирует Косторную Sports.ru.
При этом Косторная не опровергла заявление Тутберидзе о списке нон грата. «Не то чтобы... Я считаю, что такие спортсменки, как я, Аня (Щербакова) и даже Камила (Валиева), не могут кататься с детьми 2010 года рождения. Даже если и могут, им надо объяснить: девочки взрослые, они не будут делать поблажки. Если ты им помешаешь, то они на тебя прыгнут или наорут, — отметила чемпионка Европы-2020. — Я, когда была маленькая, раньше каталась по бортам, мне говорили: помешаешь кому-нибудь — быстро прям уйдешь».
По словам спортсменки, она жаловалась тренерскому штабу на условия тренировок. «Был такой момент, что я сказала тренерам — нас и так уже восемь человек. Сумасшедший темп тренировок, и выводить еще детей — это неправильно, — рассказала она. — Так получилось, что у нас четыре человека выходили одновременно, они вроде делали все как всегда, но дико мешали, и меня это раздражало. Да, я говорила: давайте сделаем по-другому, пожалуйста. Так неудобно и невозможно. Но никакой реакции. Мне не пошли навстречу».
В свою очередь Тутберидзе позднее подтвердила ТАСС утверждение о стоп-листе. «Она сказала, что не может находиться на льду с определенным списком спортсменов, — подчеркнула тренер. — Мы стараемся разделять фигуристов. У нас на льду было по пять человек, и на каждого хватало времени. Да, когда их десять, я, конечно, уже не успеваю. Но у нас на льду три тренера».
Также Косторная пожаловалась, что в группе Тутберидзе часто не учитывали ее мнение при постановке программы. «Короткую поставили зимой, произвольную — чуть позже. Произвольная программа мне нравилась, не все места, но музыка устраивала. Короткая не нравилась совсем, об этом я говорила, и говорила неоднократно. Мне отвечали: покатайся, после контрольных прокатов посмотрим. Но мне действительно не нравилось, я не чувствовала музыку, — сообщила она. — Не люблю такое катать. Ну, мое мнение учитывалось, но не всегда. Если я высказывала свое мнение, мне говорили «да» или «нет». И очень много было сказано «нет».
По словам лидера сезона 2019/20, у нее «была проблема с музыкой для короткой программы». «Мне сказали, что песня, которую я предложила, не очень хороша, — добавила фигуристка. — Но меня разозлило, что через несколько дней на эту песню поставили программу другой девочке с нашего катка. Я решила уйти до начала сезона, потому что была недовольна обстановкой в «Самбо-70».
Тутберидзе в то же время подчеркнула, что у Косторной резко поменялось настроение перед объявлением об уходе. «До 15 июля она прекрасно тренировалась, с отличным настроением восстанавливалась, готовилась к сезону. Были поставлены две программы — короткая и произвольная, и, по нашему профессиональному мнению, они должны были произвести как минимум фурор в фигурном катании. Это было находкой и для нее, и для ситуации в мире, — рассказала тренер. — Уже 16 июля у нее было достаточно кислое настроение, потом ей нездоровилось, она не выходила на лед, а 18-го вечером мы пообщались, Алена сообщила о своих планах по переходу. Затем она покинула базу, сославшись на проблемы со здоровьем».
Провальный сезон
Из-за растренированности Косторная дебютировала в сезоне в ноябре вместо октября — на четвертом этапе Кубка России, где заняла второе место (226,31), вчистую уступив Александре Трусовой (248,63). Следом выступила на ноябрьском Гран-при России, где вновь стала второй (220,78).
К этому моменту она так и не смогла вернуть тройной аксель, благодаря чистому исполнению которого доминировала в прошлом сезоне. «Я воздержалась от работы над тройным акселем во время пандемии, — сообщила Косторная. — Это было самое трудное время в моей жизни, потому что я не сразу вернулась к тренировкам, да еще и сменила тренера. Было бы проще восстановить технику, если бы я была у Этери? А может, мне следовало перейти, потому что после перехода я стала больше улыбаться».
После ноябрьских стартов Косторная пропустила чемпионат России из-за коронавируса и вернулась к соревновательной практике в конце февраля в финале Кубка России, сменив к этому моменту произвольную и короткую программы. Однако она так и не смогла отобраться на чемпионат мира, заняв шестое место (201,20). В итоге финал Кубка России подытожил провальный сезон для чемпионки Европы-2020.
Что говорят эксперты
Заслуженный тренер России Татьяна Тарасова напомнила о том, как ушла Косторная от Тутберидзе. «Она громко, на всю страну, уходила, теперь ей надо на всю страну извиниться, просить и ждать решения мастера», — сказала Тарасова.
Призер Олимпийских игр, тренер по фигурному катанию Александр Жулин подчеркнул, что его «не удивит возвращение Косторной к Тутберидзе, судя по ее результатам в этом году». «Алена была недовольна. Но тут есть этически важный вопрос: возьмет ли Этери Георгиевна ее обратно, — добавил он. — Если возьмет, то для Алены — это единственно верный шаг. Это заявка на то, чтобы спастись и вернуться в прежнее русло».
Трехкратная олимпийская чемпионка по фигурному катанию Ирина Роднина сомневается, что возвращение Косторной к Тутберидзе поможет ей спасти карьеру. «Знаете, как говорится: где мои 17 лет? Вернуться уже не можем, только что-то поменять. Сомнения у меня всегда вызывают метания, — сказала она. — Я могу на 100% сказать, что такие решения принимают не спортсмены, а их родители. Было ли здесь также, я не знаю, но подозреваю».