Коляда лидирует, пары троллят прессу. Итоги дня ЧР по фигурному катанию
Крупный турнир по фигурному катанию отличается от менее статусных «крутостью» старта — причем, что удивительно, сравнение часто не в пользу первых. Большое количество участников вынуждает организаторов растягивать сетку, и далеко не всегда на первый день попадают самые кассовые соревнования. На чемпионате России это женское одиночное катание — девушки выйдут на лед арены «Трактор» с короткими программами в пятницу.
Разогревом перед ними, помимо сюжетов в мужской одиночке, парах и танцах, выступила официальная церемония жеребьевки. Концертный зал местной филармонии, лепнина на стенах, голограмма Деда Мороза и Татьяны Тарасовой (заслуженный тренер не приехала в Челябинск по состоянию здоровья), комментировавшая происходящее вырезанными из эфиров крылатыми фразами, фигуристы в роскошных нарядах, гуляющая по рядам «корова» — стильно, пусть и немного гротескно.
Тренировки фигуристок — еще один способ занять время в нулевой и первый дни турнира, но на вторую арену «Юность», выделенную под занятия спортсменок, журналистов и массовую публику не пустили. В итоге сверхсложные прыжки Анны Щербаковой, Александры Трусовой, Елизаветы Туктамышевой, Камилы Валиевой и Майи Хромых видели лишь несколько болельщиков-энтузиастов, хотя на самом деле это шоу не меньшее, чем жеребьевка, и даже наряжаться для него не надо. Впрочем, руководство Федерации фигурного катания на коньках России (ФФККР) считает иначе.
«Зрителей на тренировки в первый день мы никогда не пускали, потому что это не тот процесс, который кто-то хочет посмотреть, — сказал журналистам гендиректор федерации Александр Коган. — За исключением нескольких фанатов и нескольких журналистов. Второй момент: если вы уж затронули экономические факторы, то любой дополнительный обслуживающий персонал стоит гораздо дороже, чем возможная выручка от продажи билетов. Делать [продажу билетов на тренировки] на такие внутренние соревнования бессмысленно и неправильно».
ЧЕ — значит «Челябинск»
Зато хорошо идут билеты на соревнования. Челябинск — вообще довольно ледовый город, если так можно выразиться, и фигурное катание здесь любят не меньше, чем местный клуб Континентальной хоккейной лиги (КХЛ) «Трактор». В прошлом году, еще до ковидных ограничений, здесь собиралась полная арена на юниорский этап Гран-при с единственной звездой — тогда еще 13-летней юниоркой Валиевой, — теперь же ковидный солд-аут (местные власти разрешили заполнить лишь 35% трибун) обеспечивает и главный фигурнокатательный ивент года. По состоянию на четверг свободных мест не осталось ни на один из дней.
Жеребьевка распределила фигуристов в мужском турнире в совершенно разрозненном порядке, из-за чего обладатель промежуточного второго места определился уже после второго выступления. Макар Игнатов впервые в сезоне безошибочно исполнил короткую программу с техническим контентом экстра-сложности — чистые четверные риттбергер, тулуп (в каскаде с тройным тулупом) и тройной аксель принесли ему 98,30 балла. Ждать смены лидера пришлось аж до 15-го стартового номера, под которым выступал Михаил Коляда.
Перед пятым этапом Кубка России, который прошел в Москве в начале декабря, фигурист заболел и на время забуксовал с подготовкой к чемпионату. Тренер спортсмена Алексей Мишин рассказал РБК, что у Коляды не было коронавируса, но с соревнований все равно пришлось сняться.
На разминке перед короткой программой он выглядел немного смятенным и заметно тяжело дышал — последствия болезни все еще дают о себе знать, о чем фигурист позднее рассказал журналистам на пресс-конференции в ранге лидера первого дня. Коляда и Мишин пока не рискуют с усложнением, да и смысла в этом сейчас немного. Базовый по меркам мужской одиночки контент из четверного тулупа в каскаде с тройным, а также тройных акселя и лутца он выкатал без ошибок, а традиционный комплемент от впечатленных судей — вторые в мире компоненты в коротком сегменте — вывел его на первое место (102,48).
Третьим стал Марк Кондратюк (90,88), удивив тем самым не только болельщиков, но и самого себя. Непредсказуемость мужского одиночного катания можно иллюстрировать протоколом короткой программы, где одни из техничнейших фигуристов турнира Евгений Семененко и Петр Гуменник идут 11-м (79,86) и восьмым (84,93) соответственно, а призер чемпионата Европы Александр Самарин вместе с чемпионом мира среди юниоров Андреем Мозалевым остаются в нескольких баллах от пьедестала (87,96 — пятое место и 89,47 — четвертое).
Хедлайнерами танцевального турнира были Александра Степанова и Иван Букин. С их последнего соревнования прошло около 11 месяцев — слишком большой срок даже для фигурных долгожителей танцоров. За это время мир по горло увяз в коронавирусном болоте, Белоруссия ушла в бессрочный протест, Международный союз конькобежцев (ISU) похоронил собственный календарь. Даже в Челябинске уже почти сменили министра спорта.
Степанова и Букин же переработали ритм-танец, скорректировали костюмы и снова радуют публику. Между делом оба переболели коронавирусом, о чем, скорее всего, вспоминать не особо хотят. Но, к сожалению, приходится — даже абсолютно победный (другого и не могло быть в отсутствии чемпионов Европы Виктории Синициной и Никиты Кацалапова) прокат на рекордные для себя 87,28 балла мог бы быть куда ярче и легче для визуального восприятия, а квинтэссенцией всего стала финальная поза с поцелуем, силы для которой пришлось брать буквально из воздуха.
«Достаточно тяжело оценивать [прокат], потому что за этот год мы нигде не выступали, — сказала Степанова. — Это наш первый старт в сезоне — и сразу чемпионат России, он всегда был волнительным, а сегодня — втройне. По поводу проката — на сегодняшний день мы сделали почти что максимум. Был недочет (фигуристы слишком долго выполняли поддержку - прим. РБК), за это нам и поставили балл дедакшна (вычет за ошибки — прим. РБК), но в принципе я думаю, что это неплохо для нас на сегодняшний день».
Вторыми стали Тиффани Загорски и Джонатан Гурейро (84,02), третьими — Анастасия Скопцова и Кирилл Алешин (80,19), чьи претензии на попадание в сборную на главные старты становятся все серьезнее от турнира к турниру. Главное чтобы были эти главные старты… Кстати, танцоры в беседе с журналистами высказали предположение, что тот же отмененный чемпионат Европы вполне можно было бы провести в Челябинске. Так что если вдруг шведы не решатся проводить мировое первенство, милости просим.
Парники ждут интересных вопросов
В последний месяц парное катание стало самым конкурентным видом фигурки. И, наверное, даже самым интересным. К сильнейшей разминке на трибуны подтянулись все 35% допущенных на трибуны зрителей, чтобы посмотреть, как одни из фаворитов турнира Анастасия Мишина и Александр Галлямов срывают параллельный тройной сальхов и улетают на промежуточное пятое место (73,25), Дарья Павлюченко и Денис Ходыкин, не так давно перенесшие коронавирус, бомбят короткую программу на личный рекорд (77,01) и становятся третьими, а единственные доехавшие до Челябинска действующие чемпионы Европы Александра Бойкова и Дмитрий Козловский срывают выброс (77,48) и пока останавливаются на втором месте.
И как Евгения Тарасова и Владимир Морозов получают, возможно, курьезнейший штраф в карьере. Перед началом проката фигуристам дается 30 секунд, чтобы занять стартовую позу, и двукратные чемпионы Европы из-за затянувшейся установки тренера Максима Транькова превысили лимит на пару секунд и заработали вычет в один балл за затяжку времени. Быть может, тянули бы и дольше, если б Траньков из-за бортика не прокричал им: «Вставай!».
Чистый прокат принес им 80,65 балла и промежуточное лидерство — особенно ценное с учетом того, что за месяц до этого выступления Тарасова перенесла пневмонию. Фигуристка рассказала, что успела восстановиться, но процесс проходил в экстренном режиме.
Но самым интересным моментом дня стал фрагмент «парной» пресс-конференции с участием Бойковой и Козловского. Александра прошлым летом поступила на журфак, и представители СМИ решили устроить спортсменке своеобразную практику — предложили задать вопросы другим парам на пресс-конференции. Бойкова отказалась, сославшись на неготовность сходу придумать небанальный вопрос и пообещав придумать его на будущее, а затем рассказала, как оценивает качество спортивной журналистики.
«Честно говоря… Оставляет желать лучшего периодически. Это не камень в чей-то огород, всем журналистам, я не говорю только про спортивных, сейчас стоит внимательнее подходить к своей работе, — ответила Бойкова. — Им надо лучше готовиться к интервью, изучать прошлые тексты, я уже пробовала брать интервью и поняла, что это такое».
Козловский добавил, что ему не хватает разнообразия в вопросах. «Абсолютно согласен с Александрой, на интервью хочется раскрывать себя, иметь больше коммуникации, а вопросы носят однотипный характер, как будто их пишут по какому-то единому жесткому плану: «как вы провели старт, подготовку, как ваши дела — до свидания». Вот вы задали интересный вопрос, мы сидим, уже рассуждаем. Здорово, что мы можем общаться, хочется с журналистами о чем-то говорить, а не просто отвечать шаблонными фразами», — сказал он.