«Ушел великий учитель». Тренеры и воспитанники об Игоре Москвине
Роль Игоря Москвина в фигурном катании сложно переоценить. Под его руководством тренировались Игорь Бобрин (чемпион Европы), Людмила Белоусова и Олег Протопопов (двукратные олимпийские чемпионы в парном катании), Тамара Москвина, жена именитого специалиста, и Алексей Мишин (призеры чемпионатов мира и Европы в парном катании), Марина Ельцова и Андрей Бушков (чемпионы мира в парном катании), Лариса Селезнева и Олег Макаров (бронзовые призеры Олимпийских игр). А Москвина и Мишин позже выросли в высококлассных тренеров, воспитавших множество олимпийских чемпионов.
«Пробил нам дорогу в парном и одиночном катании»
«Современное фигурное катание поголовно состоит из воспитанников нашего Игоря Борисовича, — отметил Мишин в разговоре с корреспондентом «РБК-Спорт». — И, наверное, его главный вклад в фигурное катание — не в количестве чемпионов СССР, России, мира, Олимпийских игр среди воспитанников, а в том, что он создал свою науку побеждать, свою науку обучения фигурному катанию, и в этом его главная заслуга. Я лично не смог бы состояться как тренер, как спортсмен, а может быть и как человек без участия этого замечательного человека».
Заслуженный тренер России Татьяна Тарасова назвала Москвина великим тренером. «Это наш учитель, мы все у него учились, он был великим тренером, — сказала Тарасова ТАСС. — Он работал с Людмилой Белоусовой, Олегом Протопоповым, которыми восхищался и восхищается весь мир. Он придумал направление работы, воспитал целую плеяду фигуристов. Это штучный человек, такого уже не будет. У него был вкус, слух, помимо нашего тренерского дела — он первопроходец».
Тренер Елена Чайковская тоже отметила его новаторство. «Ушел из жизни великий человек, наш первопроходец, который пробил нам дорогу и в парном, и в одиночном катании, — сказала она. — Удивительно интеллигентный человек, образец, интеллектуал, он был потрясающе сдержанного аристократичного поведения».
«Заставил выигрывать заранее проигранные соревнования»
По слова Бобрина, Москвин был отличным мотиватором, благодаря чему его подопечные добивались серьезных результатов. «Он иногда заставлял меня выигрывать соревнования, в которых я должен был 100% проигрывать, — рассказал бронзовый призер чемпионата мира 1981 года. — Своим настроением, ценными, четкими и очень понятными словами он просто психологически делал меня лидером. Так он поступал со всеми своим подопечными, поэтому я не знаю спортсмена, который работал с ними и не говорил бы о нем с любовью».
Бобрин также рассказал о человеческих качествах Москвина. «Он для меня остался молодым энергичным, с шашлыком на шампуре, с юмором бесконечным, с подколками, присущими питерским, потому как бы всю жизнь воевали с москвичами, в хорошем смысле этого слова, конечно. Мы всегда были им заряжены, что питерские — самые лучшие, — сказал он. — Мне, конечно, трудно говорить, но мне кажется, что он прожил счастливую жизнь не только для себя, но и подарил много счастья тем людям, которые были с ним рядом».
Олимпийская чемпионка в парах Наталья Бестемьянова в отличие от своего супруга Бобрина не работала под руководством Москвина, поэтому в период карьеры фигуристки не обращала внимания на него.
«Но когда я уже закончила кататься, то мы с Игорем очень часто виделись с Игорем Борисовичем и Тамарой Николаевной именно в семейной обстановке, — рассказала четырехкратная чемпионка мира. — Он был строгим человеком, эмоции своих не показывал, но я знала, что он меня любит. Всегда говорил при встрече: «Ой, рыженькая пришла». И вот эта любовь, которую он мне подарил, конечно всегда со мной. Мне очень трудно говорить. С любовью отпускаем».