«Яндекс» и Rambler Group решили претендовать на трансляцию Лиги чемпионов
«Яндекс» и Rambler Group могут стать конкурентами «Газпром-Медиа» (ГПМ) в переговорах за право получить права на трансляцию матчей Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций. Об этом рассказал собеседник РБК на медиарынке и подтвердили три источника, близких к обеим компаниям.
Представители «Яндекса» и Rambler Group отказались от комментариев. В УЕФА ответили, что, когда будет подписан контракт, информация об этом появится на сайте ассоциации.
По словам еще одного источника, в числе интересантов есть и онлайн-кинотеатр ivi. Платформа в октябре заключила контакт с ГПМ, в рамках которой получила эксклюзивные права в сегменте онлайн-кинотеатров на ее действующий контракт по трансляции Российской премьер-лиги, Лиги чемпионов и Лиги Европы по футболу. В ivi от комментариев отказались.
Насколько популярны в России турниры
Сейчас права на трансляцию Лиги чемпионов и Лиги Европы на территории России принадлежат «Газпром-Медиа» — турниры показывает в своем эфире и на сайте входящий в холдинг канал «Матч ТВ».
Это одни из самых популярных программ спортивного телеканала, свидетельствуют измерения Mediascope. В текущем сезоне с лета 2019 года средняя доля аудитории всех прямых трансляций Лиги чемпионов и их повторов среди мужчин 14–59 лет равнялась 7,3%, Лиги Европы — 8%. Это означает, что каждый из турниров привлекает внимание 7,3 и 8% всех зрителей-мужчин соответственно (с учетом просмотра ТВ на дачах). Для сравнения: с лета 2019 года среднесуточная доля всего канала «Матч ТВ» среди мужчин 14–59 лет была в разы меньше — только 2,9%.
Права на Лигу чемпионов и Лигу Европы у «Газпром-Медиа» действуют по следующий — 2020/21 года — сезон. С сезона 2021/22 УЕФА будет проводить и третий еврокубковый турнир — Лигу конференций.
Пресс-служба «Газпром-Медиа» отказалась от комментариев.
Сколько могут стоить права
УЕФА уже начала поиски партнера в России на очередной цикл — три сезона с 2021/22 года. Претенденты должны озвучить свои предварительные предложения до 25 ноября, сообщал в октябре сайт SportВusinessMedia.
«Газпром-Медиа» свои затраты на покупку прав трансляции Лиги чемпионов и Лиги Европы не раскрывает. Но в отчетности ОАО (сейчас АО) «НТВ Плюс» за 2011 год указано, что тогда «Газпром-Медиа» за три сезона — 2012/13, 2013/14 и 2014/15 — заплатил около €96 млн без учета налогов.
«Яндекс» не намерен ограничиваться правом трансляции только на территории России, утверждают два источника РБК. Интернет-компания претендует и на страны ближнего зарубежья, включая Украину. «Об этом знают на Украине, и эта ситуация им не нравится», — добавляет один из собеседников РБК.
На Украине турниры показывают каналы «Футбол 1» и «Футбол 2», входящие в медиагруппу «Украина» Рината Ахметова. РБК направил запрос в медиагруппу.
Сумма, которая включает в себя права на трансляции всех клубных турниров на три года с учетом стран СНГ, может составить €200 млн, говорит источник РБК, знакомый с ходом переговоров. Такую же оценку называет и источник, близкий к «Яндексу».
Что уже показывают «Яндекс» и Rambler Group
«Яндекс» впервые вышел на рынок с трансляцией крупного спортивного турнира в октябре 2018 года — компания тогда купила эксклюзивные права на трансляцию Футбольной национальной лиги (ФНЛ; второй по значимости в России после Российской премьер-лиги). Ранее некоторые матчи ФНЛ на телевидении представлял тематический канал «Матч! Наш спорт», остальные можно было посмотреть только на сайте лиги.
В сентябре 2019 года «Яндекс» заключил новую сделку: компания приобрела эксклюзивные права на показ в России трех сезонов Национальной хоккейной лиги (НХЛ). В тендере на продажу прав также участвовали «Матч ТВ», Okko, Telesport Group и «Медиа альянс», который показывал НХЛ в предыдущих сезонах. Предложение «Яндекса» оказалось выгоднее: компания предложила около $2 млн за один сезон.
Rambler Group готова показывать матчи Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги конференций в своем онлайн-кинотеатре Okko, который с лета 2019 года транслирует матчи Английской премьер-лиги. За последнюю Rambler Group предложила правообладателям большую сумму, чем до этого платил «Матч ТВ»: €7 млн в год против €6,5 млн.
Аудитория спортивного контента очень внимательная, рекламодатели получают от нее высокую отдачу, поэтому покупка прав на показ спортивных мероприятий — это потенциально прибыльная инвестиция, объясняет руководитель Международной школы спортивного менеджмента Максим Белицкий.
За кем будущее
Спортивные трансляции внесли существенный вклад в развитие платного ТВ и теперь становятся одним из драйверов развития сегмента OTT, констатировали минувшим летом аналитики PwC в своем последнем отчете «Обзор индустрии развлечений и СМИ: прогноз на 2019–2023 годы».
У интернет- и финтех-компаний сегодня значительно больше финансовых возможностей на покупку спортивных прав, чем у ТВ, констатирует директор Института современных медиа Кирилл Танаев. Если телевещатели должны зарабатывать на спортивном контенте, то стриминговые сервисы являются лишь частью общей экосистемы, интернет- и финтех-компаниям важно сделать еще одно предложение своей аудитории, которая будет монетизирована за счет других сервисов в рамках одной системы, объясняет эксперт.
Финансовые показатели «Яндекса» значительно выше, чем у всего холдинга «Газпром-Медиа», объединяющего эфирные и тематические телеканалы, радиостанции, кинокомпании и другие активы, свидетельствует отчетность этих компаний по МСФО. В первом полугодии 2019 года выручка «Яндекса» достигла 78,7 млрд руб., операционная прибыль — 12 млрд руб., чистая прибыль — 7,2 млрд руб. Аналогичные показатели у «Газпром-Медиа» — 46,7 млрд, 2 млрд и 3,1 млрд руб. Финансовые результаты Rambler Group не известны, но летом совладельцем интернет-холдинга стал Сбербанк, который, как ранее сообщал РБК, готов инвестировать в его развитие 9–11 млрд руб.
Будущее спортивных трансляций, скорее всего, за стриминговыми платформами, но пока они, как свидетельствует мировой опыт, проигрывают телеканалам, отмечает Танаев. Спорт удобнее всего смотреть на большом экране, тут развито внедомашнее смотрение, многие ради трансляций идут в спортивные бары, перечисляет эксперт. Для спортивной аудитории критически важно качество картинки, а она не всегда зависит от самих стриминговых сервисов, принципиально важно качество интернет-доступа, что сразу резко сужает потенциальную аудиторию спортивных трансляций в интернете, резюмирует Танаев. Раньше любители спорта смотрели трансляции по телевизору, однако теперь есть более привлекательные возможности смарт-ТВ, которое позволяет открыть на телевизоре сразу несколько окон с разными трансляциями, считает Белицкий.
Если появится новый правообладатель, для потребителя ничего не изменится, люди привыкнут, считает бывший гендиректор «Локомотива» Илья Геркус. «Для УЕФА тоже все равно, от кого получать деньги, ее задача — продать права», — добавил Геркус.