«Если вы думаете о титуле, то теряете скорость»: памяти Ники Лауды
20 мая умер трехкратный чемпион «Формулы-1» Ники Лауда. За свою карьеру он десятки раз становился победителем этапов чемпионата и 54 раза занимал призовые места. Чем запомнился Лауда — в фотогалерее РБК
Андреас Николаус Лауда родился в Вене в 1949 году в богатой семье. Он увлекся гонками в 15 лет. Дед, не желая потворствовать опасному, как он считал, увлечению внука, отказался поддерживать его финансово. «Я поступил наперекор не столько отцу и матери, сколько деду. Он был известным промышленником в Австрии, довольно крупной персоной. Мой отец пошел по его стопам в бумажной индустрии. Дед хотел, чтобы все получали образование и оставались в семейном бизнесе, дабы достойно нести имя Лауда. Я оставил дом в 18 лет, потому что хотел идти своим путем», — рассказывал Лауда. Тогда гонщик, до этого дебютировавший в европейских гонках без особого успеха, взял кредит в банке и на сезон 1971 года купил себе место в команде «Марч», которая выступала в «Формуле-2». Вскоре владелец выступавшей и в «Формуле-1» «Марч» Робин Херд заметил новичка и пригласил его в эту гонку
Провалив сезон 1972 года в «Формуле-1», Лауда взял еще один кредит и купил себе место в команде BRM. Выступление не было удачным, но благодаря рекомендации друга сезон 1974 года Лауда провел в команде «Ферарри». В своей дебютной гонке — Гран-при Аргентины — он занял второе место, спортсмену, наконец, стали платить, и он начал расплачиваться с долгами. Первую победу Лауда одержал в Гран-при Испании 1974 года, затем в Гран-при Нидерландов, а по итогам сезона занял в чемпионате четвертое место. В 1975 году на новой «Феррари 312Т» Лауда впервые стал чемпионом мира
Гран-при Германии 1976 года закончился для Лауды аварией. Из-за неисправности задней подвески машина сорвалась с трассы, ударилась об ограждение, загорелась и влетела обратно на трассу, где в нее врезался другой автомобиль. Лауду зажало в горящей машине. Несмотря на попытки гонщиков достать его, он получил множественные ожоги головы и впал в кому. Врачи давали не очень оптимистичные прогнозы, гонщик выжил и спустя шесть недель, пропустив лишь две гонки, вернулся на трассу. С тех пор Лауда прикрывал свои шрамы красной бейсболкой. Сначала на ней был бренд итальянской компании Parmalat, но потом гонщик несколько раз продавал место на этой рекламной площадке. В 2013 году вышел фильм Rush («Гонка»), за основу которого была взята эта история. «Я знаю, что такое выиграть чемпионат мира «Формула-1» и что значит почти умереть от ожогов. После моей катастрофы у меня был нелегкий выбор — вернуться или испугаться, перестать рисковать и уйти. Но ведь я и до аварии знал, что занимаюсь опасным делом. Тогда мне подумалось: слава богу, я до сих пор жив. Я был в хорошей форме, чтобы ездить, и принял решение продолжать. Да, со мной случилось плохое, но ведь люди ломают руки и ноги, поскользнувшись в душе, и ничего», — рассказывал Лауда
После того как Лауда отказался завершить гонку на Гран-при Японии из-за сильного дождя, его отношения с «Феррари» испортились. «Если вы думаете о титуле, то теряете скорость», — говорил он. В 1977-м Лауда вновь стал чемпионом и объявил об уходе из итальянской конюшни. В 1978 году он перешел в «Брэбем», хозяином которой был Берни Экклстоун (сегодня — владелец доли в компании «Формула-1»). Сезоны 1978 и 1979 годов оказались для гонщика провальными, и в 1979-м он объявил о завершении карьеры. В 1980-м Лауда основал авиакомпанию чартерных перевозок Lauda Air. Бизнес требовал больших вложений, и перед сезоном 1982 года Лауда начал искать себе место боевого пилота в одной из команд «Формулы-1». Зимой 1982 года его взяли в «Макларен». Хотя сезон начался с побед, дальше гонщика преследовали неудачи — пять гонок Лауда не смог завершить из-за технических проблем, а в одной был дисквалифицирован. В итоге он занял лишь пятое место, а в следующем сезоне — десятое. В сезоне 1984 года команде удалось, наконец, доработать свои болиды, и Лауда стал трехкратным чемпионом мира. После окончания следующего сезона он снова объявил о завершении карьеры, на этот раз окончательном
Завершив выступления, Лауда вернулся к управлению своей авиакомпанией. Он обучился пилотированию гражданских самолетов, и несколько рейсов прошли под его управлением. В 2003 году он продал Lauda Air авиакомпании Austrian Airlines и основал новую авиакомпанию Niki. В 2015 году купил австрийскую авиакомпанию Amira Air. В 2001-м он стал спортивным директором команды «Ягуар», но она не добилась успеха в «Формуле-1», и после окончания сезона 2002 года Лауда покинул этот пост. Написал несколько книг. «Я все время в гонке. В этом мой характер. Ненавижу терять время. Спорт учит тому, что ради успеха нужно находить самый быстрый способ достижения результата. Ведь на трассе может быть только один первый», — рассказывал Лауда
В 2018 году Лауда перенес операцию после тяжелой пневмонии. Последний год он не появлялся на публике. 21 мая семья сообщила о смерти гонщика. Ему было 70 лет