Рекордный проигрыш и угрозы расправы: история знаменитого штрафного на ЧМ
До 1974 года команды из Черной Африки никогда не пробивались на чемпионат мира — на мундиалях играли только представители стран, расположенных севернее Сахары, Египет и Марокко. Сборная Заира стала первой командой, которая добралась до чемпионата, но даже отборочный турнир прошел с такими приключениями, что заирцы оказались одной из самых запоминающихся команд в истории чемпионатов.
Самолет президента и бойкот из-за обиды на судей и ФИФА
Взлет заирского футбола начался с прихода к власти президента Мобуту Сесе Секо. Будучи болельщиком, он объявил футбол главным спортом в стране, а в африканских реалиях на деле это означало «ни в чем себе не отказывайте». Мобуту перекупил югославского тренера Благою Видинича, который раньше работал с Марокко, а заодно пообещал самим футболистам невиданные премиальные, от автомобилей до земельных участков, в том случае, если они выйдут на чемпионат мира. Все было настолько серьезно, что президент отдал сборной даже свой личный самолет, чтобы она на нем летала на выездные матчи.
Выиграть квалификацию, однако, было непросто. Четырьмя годами ранее сборная Марокко стала всего второй африканской командой в истории, вышедшей на чемпионат мира (первыми были египтяне в 1934 году), так что именно она считалась главным фаворитом отборочного турнира.
Марокканцы действительно уверенно начали квалификацию, однако допустили несколько осечек и оказались в сложной ситуации — в предпоследнем туре им надо было непременно выигрывать у Заира в гостях, в противном случае на ЧМ-1974 поехали бы их соперники.
Стадион был забит до отказа — на арене, которая официально вмещала 8 тыс. зрителей, собрались все 20 тыс. Но, несмотря на поддержку, Заир открыл счет только на 58-й минуте, и этот гол привел к одному из самых громких скандалов в истории африканского футбола. Хозяева устроили свалку у ворот марокканского вратаря Ахмеда Белькурши, и в этой толчее Кембо Уба Кембо пропихнул мяч в ворота. Марокканцы бросились к судье, доказывая, что против их вратаря нарушили правила, но арбитр гол засчитал. Расстроенные марокканцы тут же пропустили второй гол, а затем и третий — и проиграли со счетом 0:3.
Сразу после матча марокканцы немедленно подали протест в ФИФА и потребовали переигровки — по их мнению, в Киншасе заирцы играли во что угодно, но только не в футбол, а значит, матч нужно провести заново. В ФИФА удивились — никакой регламент не предусматривал переигровок в таких случаях, и протест был отклонен.
Сборная Марокко настолько оскорбилась этим решением, что в ответ бойкотировала матч последнего тура отборочного турнира. Решение показалось марокканцам половинчатым, и после этого они бойкотировали еще и Кубок африканских наций — турнир в отсутствие одного из главных фаворитов выиграла все та же сборная Заира.
Рекордный счет и «замена государственной важности»
По рассказам тренера заирской сборной Видинича, для него работа со сборной Заира стала откровением — она была совершенно не похожа на работу с марокканцами, хотя формально обе команды были близки по стилю. Югослав рассказывал, что был поражен тем, насколько технично игроки его новой команды умели обращаться с мячом, однако это преимущество полностью нивелировалось отсутствием какой-либо дисциплины. Доходило до того, что некоторые игроки заирской команды убегали с поля, как только начинался дождь, объясняя это паническим страхом перед осадками.
В такой ситуации у Заира было не так уж много шансов удачно выступить на чемпионате мира. Они попали в группу с действующими чемпионами мира бразильцами, которых вряд ли можно было удивить техникой обращения с мячом, шотландцами, которые выиграли свою отборочную группу, и югославами, считавшимися одной из сильнейших команд Европы.
Боевой дух команды попытался подкрепить Мобуту. Он не стал выплачивать обещанные за выход на чемпионат мира премиальные, но взамен гарантировал, что в случае удачного выступления в Германии игроки получат еще больше, чем было обещано раньше. Успех на чемпионате мира мог обеспечить любого игрока сборной до конца дней, так что заирцам было за что бороться.
Свой первый матч в истории чемпионатов мира заирцы провели неплохо — они, конечно, проиграли шотландцам, но всего со счетом 0:2 при достаточно приличной игре. Результат был тем более заметным, что перед матчем тренер шотландцев Вилли Ормонд обещал разгром, заявляя, что если его команда не сможет справиться с Заиром, то делать ему на чемпионате мира нечего. Разгрома не случилось, да и Заир смотрелся довольно неплохо, особенно при условии, что он проводил свой первый матч на турнире.
Но после этого произошла катастрофа. Именно после матча с шотландцами африканцы заподозрили, что никаких «великих премиальных» не будет и что им не просто так не заплатили за выход на чемпионат мира. Возник конфликт: игроки требовали выплатить им обещанное немедленно, руководство пыталось отодвинуть момент расплаты хотя бы до конца группового турнира, однако готовиться к матчам заирцы в этой обстановке почти перестали.
Заир и так не был слишком хорошо готов к встрече с югославами, а после этого конфликта он просто провалил матч с европейцами. Заир проиграл Югославии со счетом 0:9 — до сих пор самым крупным в истории чемпионатов мира. Уже в первые полчаса югославы забили три гола, и Видинич пошел на беспрецедентный шаг — он заменил вратаря Мвамбу Казади на резервиста Димби Тубиланди. Зачем он это сделал, так и осталось загадкой. Вратарей в футболе при отсутствии травмы и сейчас меняют крайне редко, а тогда это был полнейший нонсенс, тем более на турнире такого уровня. На пресс-конференции Видинич что-либо объяснять отказался, заявив, что причины замены — государственная тайна, а поэтому он говорить ничего и не будет. Ответ породил разнообразные слухи — кто-то решил, что югослав Видинич тем самым пытался помочь соотечественникам, а кто-то предположил, что тренер просто получил «указание сверху». Как бы там ни было, замена не сработала — Тубиланди пропустил еще шесть голов, и рекордное поражение состоялось.
Угроза расправы и знаменитый штрафной
И Мобуту не выдержал. По рассказам игрока той сборной Заира Илунга Мвепу, поражение от Югославии с таким экзотическим счетом привело президента страны в ярость, и он объявил: «Еще одно такое поражение — и на родину можете не возвращаться!» «Безопасным» мог считаться только счет 0:3 и меньше — при таком результате Мобуту обещал обойтись без санкций. Ни о каких премиальных речь уже, естественно, не шла — в лучшем случае футболистам удалось бы избежать преследования со стороны властей. Не такая простая задача, если вспомнить, что встречаться Заиру предстояло с чемпионами мира, которым для выхода в плей-офф надо было выигрывать как можно крупнее.
К 85-й минуте матча с Бразилией заирцы со своей задачей справлялись — счет был «всего лишь» 0:3, и африканцам оставалось продержаться всего пять минут, когда арбитр назначил штрафной метрах в двадцати от ворот сборной Заира. Ривелино, у которого был очень сильный удар, долго готовился к этому штрафному — устанавливал мяч, следил, как судья отодвигает стенку, руководил партнерами… И когда все уже было готово, прозвучал свисток и бразилец приготовился пробить, из стенки вдруг на высокой скорости выскочил Илунга Мвепу и что было силы пробил по мячу.
Первая версия, выдвинутая после матча, — африканцы просто не знали правил игры. Ее подтвердил кто-то из членов делегации Заира, сказавший, что Мвепу думал, что со штрафного по мячу бьет тот, кто первым успеет до него добежать.
По другой версии, Мвепу просто испугался, что Ривелино сейчас забьет, матч закончится со счетом 0:4 — и в Заире игроков потом чуть ли не расстреляют. Забей бразилец, заирцы точно не успели бы отыграть хотя бы один гол.
Конец спорам спустя годы положил сам Мвепу. «Не надо считать меня идиотом, не знающим элементарных футбольных правил. Я сделал это совершенно намеренно — мне вовсе не улыбалось дальше выкладываться в полную силу, в то время как вся финансовая выгода достанется тем руководителям, что сидят на трибуне. Вообще, я надеялся, что судья меня удалит и момент окажется еще более ярким, но судья показал мне только желтую карточку», — рассказал футболист.
Для сборной Заира все кончилось относительно благополучно — во всяком случае, на родине никто игроков не преследовал. Однако Мобуту разочаровался в футболе и не только не выплатил игрокам обещанные премиальные, а вообще прекратил финансирование команды. Сборная Заира (впоследствии — сборная Конго) больше ни разу не пробилась на чемпионат мира. Илунга Мвепу рассказал, что чиновники присвоили все премиальные. «Мы думали, что будем миллионерами после чемпионата мира. Вместо этого мы вернулись домой без гроша в кармане. Посмотрите, я живу как бродяга», — рассказывал он впоследствии. В мае 2015 года он умер после продолжительной болезни.