Телеканалы поделили трансляции матчей ЧМ-2018 по футболу
Телевещатели достигли принципиальной договоренности о показе 64 матчей предстоящего чемпионата мира по футболу. Права на трансляции ЧМ-2018, который пройдет с 14 июня по 15 июля, у ФИФА примерно за $32 млн купил консорциум «2 Спорт 2», представляющий интересы «Первого канала», ВГТРК и «Матч ТВ».
Принадлежащая ВГТРК «Россия 1» может показать семь матчей первенства, сообщили два источника на телевизионном и рекламном рынках и подтвердил собеседник РБК в «Газпром-Медиа». В пресс-службе ВГТРК точное количество не назвали, отметив лишь, что госканал покажет отдельные матчи с участием российской сборной, а также финал. От дальнейших комментариев представитель ВГТРК отказался.
«Первый канал» еще в понедельник, 14 мая, объявил, что покажет 27 матчей чемпионата, в частности Россия — Саудовская Аравия (14 июня) и Россия — Уругвай (25 июня). Таким образом, встречу Россия — Египет будет транслировать ВГТРК, уточняют собеседники РБК. По их словам, «Россия 1» заберет себе также отдельные матчи плей-офф. «Первый» будет освещать в том числе групповые матчи с участием сборных Бразилии, Германии, Франции, Испании, Англии и Аргентины.
«Матч ТВ», входящему в холдинг «Газпром-Медиа», достанутся 30 игр. Этот вещатель покажет и повторы игр, которые выйдут в прямом эфире «Первого» и «России 1». В пресс-службе «Газпром-Медиа» и «Матч ТВ» отказались от комментариев.
Без паритета
Традиционно крупные федеральные вещатели «Первый» и «Россия 1» во время значимых спортивных событий распределяли между собой эфир примерно поровну. Например, два года назад во время проходившего во Франции чемпионата Европы по футболу оба показали по 14 игр. Это были выступления российской сборной, а также все игры на стадии плей-офф. Все другие игры были отданы «Матч ТВ», который также показывал все матчи первенства в записи, всего 120 встреч.
На тот момент средний рейтинг трансляций «Евро-2016» среди всех зрителей старше четырех лет на «Первом» составил, по данным Mediascope, 4,2% (то есть трансляции посмотрели 4,2% россиян, проживающих в крупных городах). У «России 1» этот показатель был ниже — 3,9%. Средний рейтинг на «Матч ТВ» — 0,6%, что объясняется меньшим техническим охватом канала и показом повторов.
Четыре года назад, когда чемпионат мира по футболу принимала Бразилия, ситуация была иная. Своего эфирного спортивного канала у «Газпром-Медиа» еще не было, а у ВГТРК был канал «Россия 2» (именно на его частотах в ноябре 2015 года и был запущен «Матч ТВ»). Тогда «Первый канал» показал 41 матч, а ВГТРК распределила трансляции между двумя своими каналами. На «России 1» вышли 32 игры, а на «России 2» с учетом повторов — 158.
Средний рейтинг трансляций ЧМ-2014 на «Первом» был согласно измерениям Mediascope 2,9%, на «России 1» — 3,1%, на «России 2» — 0,3%.
Не для женской аудитории
ВГТРК с появлением «Матч ТВ» демонстрирует меньшую заинтересованность в освещении спортивных событий. Год назад госхолдинг не стал транслировать матчи проходившего в России Кубка конфедераций. В преддверии зимней Олимпиады в Корее, когда решался вопрос, будет ли отстранена от Игр российская сборная, ВГТРК даже официально заявила, что готова отказаться от трансляций. Ни «Первый», ни «Газпром-Медиа» таких заявлений не делали. В результате «Россия 1» все-таки вела трансляции из Пхёнчхана, но только состязаний с участием российских спортсменов.
Очередь показывать церемонию открытия Игр была у «России 1», но она заранее отдала это право «Матч ТВ». Впрочем, «Первый канал», который должен был освещать церемонию закрытия Олимпиады, также отказался от трансляции, поскольку Международный олимпийский комитет не разрешил атлетам из России пройти по стадиону с национальным флагом.
Невысокий интерес ВГТРК к спортивным трансляциям опрошенные РБК эксперты объясняют прежде всего позиционированием флагманского канала госхолдинга. «Первый канал» рассказывает о главных событиях страны, «Матч ТВ» — полностью о спорте, а «Россия 1» позиционирует себя как семейный канал с акцентом на женскую аудиторию, отмечает директор Института современных медиа Кирилл Танаев. Женской аудитории, напоминает эксперт, мало интересны спортивные трансляции в целом и футбольные в частности. Зрители не привыкли смотреть спортивные трансляции «России 1», как следствие — их рейтинги ниже средних показателей канала, поэтому вещатель во время ЧМ-2018 и ограничится показом отдельных матчей, уступив основной объем коллегам, считает управляющий директор агентства OMD OM Fuse Антон Ефимов.
В целом интерес зрителей к предстоящему чемпионату, вероятнее всего, будет довольно высоким, футбольное первенство проводится в России — и для большинства жителей страны это значимое событие, прогнозирует Танаев.
Ультраподход
В период проведения ЧМ-2018 на частотах входящего в «Газпром-Медиа» телеканала «Матч Планета» (позиционируется холдингом как международная версия «Матч ТВ» и вещает в СНГ) при участии «Ростелекома» будет запущен «Матч Ультра», рассказали РБК источники, близкие к этим компаниям.
В эфире «Матч Ультра» будут выходить тематические программы и ток-шоу, посвященные чемпионату. Сейчас решается вопрос, какие матчи наряду с эфирным «Матч ТВ» сможет показать этот канал.
В пресс-службах «Газпром-Медиа» и «Матч ТВ» запуск канала «Матч Ультра» не прокомментировали. В пресс-службе «Ростелекома» заявили, что ведут контентную подготовку к предстоящему футбольному первенству, но касается ли эта работа партнерского проекта с «Газпром-Медиа», не уточнили.