Спорт
Другие ,  

«Киберспортсмен выходит на пенсию уже в 22 года»

Кого узнают даже американские бомжи, бывают ли драки между фанатами киберспорта и сколько нужно тренироваться в день, чтобы зарабатывать большие деньги
«Киберспортсмен выходит на пенсию уже в 22 года»

Игра в компьютер может принести успех, а человек, проводящий за монитором сутки, может стать миллионером. Таковы реалии современного мира, в котором появился новый спорт — с приставкой «кибер». Корреспондент «РБК.Спорт» поговорил с главой киберспортивного направления Riot Games в России и СНГ Андреем Коршуновым и выяснил, как выглядят люди, которые целый день играют в компьютерные игры, сколько они зарабатывают и узнают ли их на улице.

— Что такое League of Legends? Чем эта игра отличается от других?

— League of Legends (LOL)  — это компьютерная игра, созданная десять лет назад двумя предпринимателями, которые не имели никакого отношения к разработке игр вообще. Они были просто энтузиастами и хардкорными игроками, писали на форумах, ругались с издателями игр — и в конце концов решили вложить деньги в свой проект. Получилась игра, созданная геймерами для геймеров. У них было финансовое образование, поэтому они подвели под созданное интересную бизнес-модель «фри ту плэй» — то есть играть можно абсолютно бесплатно, но желающие подчеркнуть свою индивидуальность могут стать обладателями ярких образов для героев, тематических наборов персонажей. При этом очень многое в игре можно приобрести за очки опыта — их выдают за каждый матч. У компании сейчас это первая игра, поэтому мы даже шутим, что Riot Games пока — это Riot Game. В единственном числе.

LOL сделала популярным некий новый жанр — MOBA — Multiplayer Online Battle Arena. Это классическое командное противостояние «пять на пять», где игрокам нужно захватывать и уничтожать стратегические объекты соперника на карте, чтобы в итоге разрушить Нексус — главное строение команды. Есть несколько режимов, но основное — это «Ущелье Призывателей», где идет плюс-минус на квадратной карте командная игра. Собственно, если повернуть хоккейную коробку, ворота поставить в углы по диагонали и сделать ее квадратной — получится то же самое.

— Чем это отличается от Dota?

— Сообщество Dota на территории бывшего Советского Союза было очень большим. Комьюнити Dota2 — тоже. Здесь существует некоторая преемственность. У нас такой преемственности не было. Внешне мы очень похожи с Dota2, только у нас меньше карта, гораздо больше персонажей, чаще выходят обновления. Наверное, у нас еще экшен быстрее.

— Сколько в среднем идет одна игра?

— В среднем 30–35 минут. У Dota дольше минут на 10–15.

— Понятие киберспорта для России довольно свежо. Вы считаете его настоящим спортом?

— У такого вопроса очень много граней. Мне часто его задают, но шаблонного ответа у меня нет. Я всегда стараюсь подробно отвечать, почему я считаю это спортом. Первое — есть прямая связь в головах людей в нашем мире, что спорт тесно связан с физической культурой. Но что изменилось в последнее время? И я говорю не только о спорте, но и о любом классическом, академическом виде деятельности. Что, например, происходит с академическими балетом, театром, кино? Все ищут новые формы. Спорт в данном контексте идет по стопам этих направлений, тоже ищет их. Он больше не является физической культурой — это развлечение.

И тут появляется киберспорт, появляются два поколения, которые росли без хоккейных коробок и площадок для спорта во дворе, но с компьютерным клубом в любом подвале. Они взрослели в тот момент, когда компьютерные игры были всем доступны. Поэтому ничего противоестественного не происходит, просто пока у нас в обществе живут два мнения. Одно утверждает, что спорт — это физкультура. Второе — что киберспорт — это тоже спорт, но при этом и классические виды спорта тоже воспринимает.

Допустим, классический спорт идет от физкультуры к зрелищности. Мы же идем от зрелищности. Не все компьютерные игры одинаково интересно смотреть. MOBA-игры находятся на вершине киберспортивной пирамиды. За ними очень интересно наблюдать — как, например, за футболом. Игроки начинают в одинаковых условиях, и дальше все зависит от навыков, внутрикомандных коммуникаций.

Компонент физкультуры в киберспорте, с одной стороны, минимизирован, с другой, учитывая, что профессиональные спортсмены относятся к этому как к основному роду деятельности, они тренируются полный рабочий день: от 8 до 14 часов. Как вы понимаете, актуальность физкультуры тут очень велика. Ты не сможешь 12 часов просидеть несколько дней подряд без потери продуктивности. Нужно делать перерывы, нагружать себя физически.

— Вы говорили о зрелищности. Можно ли в киберспорте пожертвовать ей в угоду результату? Условно — «засушить» матч, как в футболе?

— Наверное, возможно, но это всегда опасная стратегия. Какие-то команды играют более агрессивно, какие-то — более сейфово (от английского safe — «безопасно». — Прим. ред.). Это на сленге. Но всегда нужен баланс. Вариативность огромная. Поэтому игра развивается по четырем стадиям, основные стычки начинаются на третьей и четвертой.

— Классический образ киберспортсмена — ботаник в очках. С другой стороны, один из самых известных персонажей в России — Паша «Бицепс», который выглядит как чемпион по тяжелой атлетике. Какой портрет ближе к действительности?

— Действительно, есть определенные стереотипы про ботана в очках, но на самом деле такие встречаются редко. Хотя внешне нет какого-то типа киберспортсмена. Их схожесть проявляется по большому счету в возрасте и диктуется в первую очередь физиологией. Потому что в возрасте от 16 до 22 реакция максимально быстрая. Соответственно, основная масса — это молодые люди. А так — есть и крупные ребята, и маленькие. В очках мало бывает игроков.

— Сколько лет самому возрастному успешному киберспортсмену?

— С возрастом уходит реакция, но остается огромный опыт. Поэтому старшие игроки становятся капитанами, решают, куда пойдет команда. Это очень важно в игре. Если мы говорим о LOL, то здесь можно встретить ребят 25–27 лет, которые успешно выступают.

«Киберспортсмен выходит на пенсию уже в 22 года»

— В любом спорте есть звезды. Сравнима ли популярность самых известных киберспортменов с популярностью, скажем, Месси или Криштиану Роналду?

— В комьюнити, конечно, все знают спортсменов. Есть корейская команда — трижды чемпион мира. Есть несколько игроков, которые становились чемпионами, есть знаменитый Фейкер, его знают все игроки. Большинство играющих на нашем сервере знают, кто такие Ликкрит или Кира. Это игроки, которые много раз становились чемпионами СНГ. Звезды, конечно, есть.

— Есть ли вероятность того, что киберспортсмена узнают на улице?

— Расскажу одну историю, которая произошла с нашими ребятами на последнем чемпионате мира. Прежде чем попасть в основную сетку, они играли отборочные. Со скрипом прошли в финальную часть, где большинство аналитиков ставило их на 16-е место при 16 командах и только один отвел им 15-ю позицию. Уровень ожиданий понятен. В первом матче они проигрывают чемпионам Кореи, потом выигрывают две игры — у северо-американской команды и у европейской. Аналитики удивляются, так как предполагали, что ребятам по силам случайно выиграть максимум одну игру. Во втором круге они обыгрывают корейцев — это сенсация, о команде начинают много говорить и писать.

В итоге — Сан-Франциско, ребята после вечерней тренировки пошли за пиццей. Бредут по пустынной улице, на другой стороне — стоят два классических бомжа, которые греются у бочки с разведенным в ней костром. Один из них поворачивается к парням и кричит: «Эй, а это не ты Ликкрит?» Так что — да, на улице узнать вполне могут.

— А как эти звезды общаются друг с другом? Бывают ли стычки, ссоры между ними? Драки между фанатами?

— Это все же очень молодой вид спорта. Сформировавшегося пула фанатов каких-то команд пока нет, фанатское движение — в самом начале. Однако база болельщиков есть — это люди, которые любят смотреть матчи. Есть даже дерби. Но так, чтобы болели против конкретных команд, — нет, такого пока нет.

Игроки друг с другом тоже общаются вполне нормально. Никаких стычек. Хотя перед важными матчами в какой-то степени искусственно интерес к ним подогревается видео с так называемым трэш-током (от английского trash talk — дословно «мусорный разговор». — Прим. ред.), как в единоборствах. Но не всегда слова, которые ребята говорят на камеру, реально являются их позицией.

— Еще один стереотип — все спортсмены тупые. Пока я ходил по вашему офису за водой, увидел шкаф, в котором стоят книги: «Ведьмак», «Гарри Поттер» на английском, стихи Есенина. Это просто часть интерьера или киберспортсмены много читают?

— Это не часть интерьера. Более того, я уверен, что тупой человек просто не может быть киберспортсменом. Ведь им нужно держать в голове очень много всего. При этом, как у любого другого спортсмена, у ребят не остается времени на другие занятия. Они очень молоды, никакие земные радости им не чужды. И если не говорят об игре, то обсуждают новые фильмы, сериалы, игры.

— Вы говорите, что средний возраст киберспортсмена от 16 до 24 лет. Это возраст, когда большинство их сверстников получают высшее образование. Как с этим обстоят дела у киберспортсменов?

— У профессионального спортсмена вопрос выбора: киберспорт или учеба, — и он достаточно острый. Каждый принимает свое решение. Если на этом этапе жизни выбрать профессию, то можно получить деньги, которые мало кто из сверстников способен заработать. Если кто-то находится в ростере профессиональной команды, выступающей постоянно, — увы, это нереально совмещать с учебой.

— Сколько зарабатывает в среднем киберспортсмен? Возможно ли обеспечить себе безбедную старость?

— Наверное, если мы будем говорить о чем-то среднем, то клуб платит игрокам зарплату около тысячи долларов США в месяц. Это в России. Призовые — другой вопрос. Это может быть несколько десятков тысяч долларов, может быть и несколько сотен.

— Кажется, Dota2 стала особенно популярна в России после новости, что победители чемпионата мира получили каждый по миллиону долларов. Есть ли такие призовые в LOL?

— Мы более консервативны, чем Dota2, у нас нет такого агрессивного краудфандинга. К примеру, на недавнем чемпионате мира у Dota был бюджет почти $20 млн, а у нас — $6 млн вместе со всеми выплатами. Наша команда, которая дошла до четвертьфинала, получила около четверти миллиона долларов.

— Эти деньги делятся между участниками?

— Так как это деньги клуба и организации, руководство решает, как их делить.

— В России киберспорт пока не так популярен, как, к примеру, в Америке или Корее. Но у нас уже есть профессиональная лига СНГ по LOL. Скоро начнется второй сезон. Много ли народу привлекает это событие?

— Есть Континентальная лига — профессиональная. В ней играет восемь топ-команд, и Лига претендентов — вторая по значимости, из нее можно попасть в Континентальную через Турнир продвижения. В ней выступает от шести до восьми команд. В каждой лиге мы стараемся проводить такие финалы, чтобы сделать для зрителей настоящий праздник.

«Киберспортсмен выходит на пенсию уже в 22 года»

— По фото это выглядит действительно как праздник жизни. Косплей, множество фанатов.

— На самом деле, наш косплей — один из самых заметных даже в глобальных масштабах. У нас был конкурс в Ледовом дворце ВТБ, где состоялся финал, мы привозили 100 лучших игроков. Трое косплееров из России выступали перед финалом чемпионата мира в этом году. То есть у России с косплеем все хорошо.

— Каков средний возраст болельщиков?

— Есть и юные подростки, которые приводят своих родителей, есть и взрослая публика — 30+. Средний же возраст посетителей — 20–24 года.

— Как проходит рабочий день киберспортсмена?

— Распорядок обычно такой: подъем, зарядка, завтрак, тренировка, обед, скриминг — то есть игра против другой команды, что-то вроде контрольной встречи в футболе, командное собрание, индивидуальные стримы игроков. На этом они тоже отдельно могут зарабатывать.

— На чем зарабатывают спортсмены — понятно. На чем зарабатывают клубы?

— Два основных источника денег — спонсоры и призовые. Если есть спонсоры и призовые, то у клуба может быть очень интересная экономика.

— Как обстоит дело со спонсорами в России?

— Они присматриваются к киберспорту. Есть профильные компании: периферийные устройства, стриминговые платформы. С остальными мы пока в начале пути. Аудитория интересная, молодая, финансово состоятельная, но поскольку есть телевизионная аудитория, которая измеряется миллионами, мы в размере выглядим меньше.

— Насколько конкурентоспособны сейчас российские спортсмены и команды?

— На данный момент по всем ведущим дисциплинам российские команды и спортсмены выигрывали мировые первенства. Мы однозначно являемся частью киберспортивной арены, часто бываем очень высоко в рейтингах.

— До того как начать работать в Riot Games, вы трудились в крутых компаниях, не связанных со спортом и играми, на хороших должностях. Как вы решились сменить сферу деятельности?

— У Riot нет критерия, что людей надо брать только из мира игр. Есть только одно обязательное условие при найме: сотрудник должен являться геймером, чтобы понимать этот мир. Я играл в шутеры, в танки, сейчас, конечно, в LOL. Всегда хотел попробовать спортивный менеджмент. Riot Games в этом плане идеальное место для реализации амбиций. Мы, кстати, продолжаем искать талантливых менеджеров, увлеченных идеей развития киберспорта.

— Последний вопрос. Посвящать компьютерным играм целый день, зарабатывать кучу денег, выйти на пенсию в 25 обеспеченным на всю жизнь — звучит как сказка. У этой жизни, вообще, есть минусы?

— Увы, успеха добиваются доли процента от тех, кто играет. Как и в футболе, например. Плюс — игроки действительно заканчивают рано, а системы, как их устроить в дальнейшем, пока нет. В этом, кстати, мы тоже видим свою цель. Тем более есть большая потребность в комментаторах, аналитиках, тренерах. С другой стороны, киберспортсмен выходит на пенсию уже в 22 года — соответственно, имеет все шансы получить образование и научиться чему-то новому.

Статистика
Премьер-Лига
Россия. Премьер-лига
Англия. Премьер-лига
Испания. Примера
Италия. Серия А
Германия. Бундеслига
Франция. Лига 1
Лига чемпионов
Лига Европы
Лига наций
Команды
М
О
1 Краснодар
18
39
2 Зенит
18
39
3 Спартак
18
37
4 Динамо
18
35
5 Локомотив
18
35
6 ЦСКА
18
31
Развернуть
КХЛ
КХЛ
НХЛ
Команды
М
О
1 Динамо Москва
68
98
2 СКА
68
95
3 Металлург Мг
68
95
4 Локомотив
68
93
5 Авангард
68
92
6 Салават Юлаев
68
90
Развернуть
Прямой эфир
Ошибка воспроизведения видео. Пожалуйста, обновите ваш браузер.
Лента новостей
Российские пловцы завоевали золото в смешанной эстафете на ЧМДругие, 14 дек, 21:33
Российский пловец Бородин завоевал золото на чемпионате мираДругие, 14 дек, 21:03
Экс-чемпион Bellator Шлеменко победил Токова в бою-реваншеЕдиноборства, 14 дек, 20:46
Сборная мира КХЛ обыграла команду Казахстана на Кубке «Первого канала»Хоккей, 14 дек, 20:35
«Ливерпуль» в меньшинстве вырвал ничью в матче АПЛ с «Фулхэмом»Футбол, 14 дек, 20:02
«Бавария» впервые проиграла в чемпионате Германии в нынешнем сезонеФутбол, 14 дек, 19:24
Овечкин впервые потренировался с «Вашингтоном» после переломаХоккей, 14 дек, 19:13
Йоханнес Бё выиграл 87-ю гонку в карьере на Кубке мира по биатлонуБиатлон, 14 дек, 18:24
Ротенберг заявил, что игроку сборной России сломали нос «ударом Тайсона»Хоккей, 14 дек, 18:14
Промес впервые за месяц забил гол в матче за «Юнайтед» из ДубаяФутбол, 14 дек, 17:41
Четырехкратная олимпийская чемпионка Сметанина попала в реанимациюДругие, 14 дек, 17:11
Сборная «Россия 25» обыграла Белоруссию на Кубке «Первого канала»Хоккей, 14 дек, 16:46
«Россия 25» пропустила три шайбы за 68 секунд на Кубке «Первого канала»Хоккей, 14 дек, 15:55
РФС поддержал решения судьи отменить два гола «Зенита» в игре с «Акроном»Футбол, 14 дек, 15:14
Главное Лента Реклама, ООО «ПМБК», 18+