«Мы стремимся к тому, что бегом займется до 50% населения»
В воскресенье, 25 сентября, около 13 тысяч человек побегут 42,2 км Промсвязьбанк Московского марафона по набережным Москвы-реки, через Крымский мост, по Садовому и Бульварному кольцу. Еще 17 тысяч побегут 10 км. Организаторы обещают рекордную явку — до 70 тысяч зрителей и участников из более чем 70 стран. Это уже сопоставимо с крупнейшими Лондонским и Берлинским марафонами.
Масштаб неудивителен: сегодня кажется, что в России бегут все. Так, агентство Runrepeat, исследовавшее рост популярности марафонских забегов среди населения разных стран, пришло к поразительному выводу: за последние шесть лет интерес именно россиян к бегу возрос на 300%. О том, что такое бег сегодня — сиюминутная дань моде или устойчивый тренд на будущее, — «РБК-Спорту» рассказал генеральный директор Промсвязьбанк Московского марафона Дмитрий Тарасов.
— Во-первых, сразу хочу отметить, что рост 300%, о котором говорится в исследованиях, все-таки немного условная цифра, не совсем отражающая реальный интерес к бегу. Авторы анализируют количество участников из разных стран в тысячах марафонских забегов. В последние годы большое количество россиян стали интересоваться этим, готовиться к соревнованиям, ездить от марафона к марафону, но сколько именно человек занимаются бегом в России, увы, оценить никто не может из-за отсутствия единой информационной платформы.
— Но рост аудитории подобных мероприятий все же есть?
— Конечно, однако я не могу сказать, что мы этим ростом довольны. Мы переживаем определенный бум интереса, который был, например, в свое время в США, но носит он все-таки более локальный характер. Мы стремимся к тому, что бегом займется до 50% населения. Могу сказать, что за четыре года работы Московского марафона нами собрана база приблизительно из 130 тыс. участников. Если сравнивать с Московским марафоном мира, правопреемниками которого мы являемся, то он в год собирал не более 10 тыс. человек на всех забегах, включая школьников и студентов, а это десять мероприятий. А количество именно марафонцев на всем мероприятии достигало максимум 900 человек.
— Почему ситуация так сильно изменилась? Что сделало бег столь популярным?
— Пять лет назад известные спортивные бренды, сначала один, а затем и его конкуренты стали вкладывать деньги в поддержку крупных спортивных мероприятий. Выбрали бег как самый доступный вид спорта. В одном из первых таких мероприятий мы активно участвовали — работали с аудиторией. Сразу же удалось привлечь больше 10 тыс. участников. Тогда было очень много студентов первых-третьих курсов. До этого они никогда не бегали, даже на физкультуру не все ходили, но на классное мероприятие все равно пришли. Такой формат изменил само восприятие бега: это стало не просто спортом, а формой времяпрепровождения с друзьями, например. Бег приносил радость и удовольствие. Можно сказать, что с тех пор число участников на всех подобных мероприятиях неуклонно росло. Люди стали ходить в беговые клубы, готовиться к соревнованиям, покупать необходимую экипировку и специализированную литературу. Рост был моментальный — с десяти энтузиастов в парковой зоне до 150 регулярно бегающих там же.
— А кто сейчас ваша аудитория, что она собой представляет, кто бежит? Эта тенденция, популярная среди какого-то определенного круга людей?
— Те студенты и молодые люди, что в 2010 году массово приходили на первые мероприятия, сегодня уже закончили обучение, стали менеджерами и даже руководителями среднего звена, а бег для них не просто спорт, а форма самовыражения, среда для делового общения. Это стиль жизни. Они готовы вкладываться в него: покупать правильную обувь, серьезно готовиться к соревнованиям, ездить на зарубежные мероприятия. Наша аудитория довольно молода и экономически активна. Вслед за ней в бег пришли крупные спонсоры и благотворительные фонды. В будущем мы рассчитываем проводить с их помощью мероприятия высокого уровня.
— А что значит «высокий уровень»? Что вообще такое организация марафона? Как ваша идея «собрать всех и побежать» превратилась в коммерческое предприятие?
— Идея, конечно, не моя. Очень много людей в разных сферах почувствовали тренд. Реанимировать свой марафон захотели, в частности, «Лужники». Так появилась мысль создать бренд «Московский марафон» и поставить его в один ряд с лондонским, токийским и нью-йоркским мероприятиями.
— Что необходимо, чтобы вывести марафон на такой уровень? Сколько это стоит, кого для этого нужно привлечь?
— Организация такого мероприятия состоит из нескольких частей. Одна из самых важных — маркетинговая. От позиционирования и насыщенности бренда зависит, сколько людей примет в нем участие, сколько будет международных гостей, а главное — какие компании захотят, чтобы их бренды были представлены на марафоне. Нужна рекламная кампания, активность в социальных сетях и т. п. Это сложная и большая работа.
— Техническая часть менее сложна?
— Естественно, нет. Нужно согласовать маршрут с городской администрацией, договориться с ГИБДД по поводу перекрытия улиц — а это часто влечет отмену многих маршрутов и недовольство жителей, организовать медицинское обслуживание, обеспечить безопасность зрителей и участников на территории трассы, наконец все убрать. И тут обнаруживаются подводные камни: например, на то, чтобы огородить дистанцию, а затем разобрать ее, нам дается крайне мало времени — все ограждения можно выставлять только за час до марафона. Огромное количество людей должно быть задействовано только в этом процессе.
— Как власти города относятся к такому стрессовому для всех служб мероприятию?
— Поддержка и понимание со стороны московских властей у нас есть. Это же очень красивая идея, марафон привлекает туристов в том числе. Наш следующий шаг — продвигать имидж Московского марафона в международной среде.
— Как это происходит?
— Мы ездим на международные выставки в Берлин, Нью-Йорк. Там много топовых бегунов, которых может заинтересовать наше мероприятие.
— А сколько все-таки стоит марафон? Какую часть затрат на себя берут спонсоры? Какую — городские власти? Участие в забеге тоже платное? (Цена забега в среднем 2 тыс. руб. — Прим. «РБК-Спорт».) Можно ли на этом заработать вообще?
— Я не уполномочен назвать конкретные цены, но могу сказать, что для проведения марафона на хорошем уровне в него нужно вложить примерно $2,5 млн. И это даже не топовый уровень, скорее базовый, все остальное стоит еще дороже. Мы в Москве такими средствами пока не располагаем. Город нам помогает, но, естественно, выделять на наше мероприятие такие деньги невозможно. Помощь, скорее, организационная. Часть средств мы получаем от спонсоров и тоже вкладываем в развитие проекта, остальную часть — от участников забега. Затраты на организацию очень велики: мы не производим медали или оборудование, все это нужно брать в аренду или где-то закупать. Пока проект окупить невозможно.
— Что требуется для того, чтобы марафон вышел на самоокупаемость?
— На нас должны, например, купить телевизионные права, нужно привлечь крупных спонсоров. Эти два пункта тесно взаимосвязаны. Для сравнения, генеральный партнер Нью-Йоркского марафона New balance заплатил за спонсорский контракт на пять лет $100 млн. Популярная сеть кофеен совместно предлагает всем зрителям и участникам бесплатный кофе. У нас таких контрактов нет. А потенциал есть.
— К чему вы стремитесь в количественном и качественном выражении?
— За пять лет хотим золотой лейбл IAAF (международная система оценки беговых соревнований. — Прим. РБК), увеличение числа участников именно марафонской дистанции до 50 тыс. человек, а зрителей — до 1 млн и привлечение крупных спонсоров и партнеров, разумеется.
— Есть аналогичное мировое мероприятие, которое вы воспринимаете как идеал для будущего?
— Некоторое время назад в моем представлении идеальным марафоном был Берлинский, потом пробежал Лондонский, тоже увидел там много интересных идей. Я сам регулярно бегаю и уверен: когда пробегу всю серию, то и сформирую представление о безусловно правильной организации. И такой она будет у нас.