Глава Формулы-1 Берни Экклстоун: «Нужно избавиться от футбола»
В июне 2016 года Формула-1 впервые приехала в Азербайджан. Трассу для проведения Гран-при обустроили прямо в центре Баку. Несмотря на масштабную рекламную кампанию, зрители проигнорировали этап: значительная часть билетов осталась нераспроданной. Во время проведения гонки стартовал чемпионат Европы по футболу, и многие азербайджанцы остались дома у телевизоров.
Такая картина характерна для многих новых этапов в календаре. У Формулы-1 немного болельщиков в Бахрейне и Китае, однако чемпионат мира продолжает ежегодно приезжать в эти страны. Во время Гран-при в Баку руководитель Формулы-1 Берни Экклстоун рассказал «РБК-Спорту», с кем конкурируют главные гонки мира и на чем они зарабатывают.
— В 2016 году Формула-1 впервые приехала в Азербайджан. Появление нового этапа происходит одновременно с отменой старых — таких как гонка в Германии на Нюрбургринге или в Испании на трассе в Валенсии. Почему вы уходите из стран, где у Формулы-1 уже есть большая и преданная аудитория, и приходите туда, где мало кто смотрит Формулу-1?
— Формула-1 — это не чемпионат Европы. Это чемпионат мира.
— Но в Азербайджане очень маленькая зрительская аудитория. Многие здесь даже не знают о Формуле-1.
— Да, это так. Надеюсь, в ближайшие годы местная аудитория значительно вырастет.
— Стоит ли нам ждать, что в ближайшее время из календаря Формулы-1 будут исключены еще какие-то европейские страны?
— Абсолютно точно. Именно так и произойдет. Одна или две страны будут исключены — определенно.
— Какие именно?
— Пока не могу сказать.
— Добавятся ли в календарь новые страны?
— Да.
— Какие?
— Это страны из разных частей света. Ни одна из них не находится в Европе.
— За последние годы мы видели несколько примеров новых Гран-при, которые выпали из календаря вскоре после дебюта: Турция, Южная Корея, Индия. Что должны сделать организаторы Гран-при Европы в Баку, чтобы не повторить путь этих стран?
— Платить.
— И все?
— Корея забыла это сделать.
— Организаторы утверждали, что Формула-1 не приносит прибыли и не собирает болельщиков на трибунах.
— Это не моя вина. Я не организую гонки. Они сами должны были позаботиться о привлечении болельщиков.
— В Азербайджане городская гонка проходила по улицам Баку. В последнее время в Формуле-1 все чаще используется такой формат...
— Да, это так.
— Связано ли это с появлением электрической Формулы-Е, которая каждую свою гонку проводит в центре крупных городов?
— Нет. Мы начали проводить гонки на уличных трассах задолго до возникновения Формулы-Е.
— Но вот она появилась и сразу же смогла провести гонки в таких городах, как Париж, Москва и Лондон. Формула-1 никогда там не была, а вы сами обсуждали возможность проведения Гран-при по улицам Лондона.
— Это было десять лет назад. Главная разница заключается в том, что организаторы Гран-при платят нам за право принять гонку, а Формула-Е сама платит организаторам, лишь бы они устроили у себя их заезд.
— Как вы относитесь к возможному переводу Формулы-1 на полностью электрические силовые установки?
— Этого не будет.
— Даже если такое правило выпустит Международная автомобильная федерация (FIA)?
— Неважно, что говорит FIA. Мы этого не сделаем.
— В этом году Формула-1 начала усиливать свое присутствие в социальных сетях. Вы что-нибудь зарабатываете на этом?
— Нет.
— Это когда-нибудь может принести деньги чемпионату?
— Понятия не имею.
— Но вы сохраните присутствие Формулы-1 в социальных сетях — в фейсбуке, твиттере?
— Да, непременно. Так же как присутствие Формулы-1 на телевидении.
— Зачем вам социальные сети?
— Таким способом мы получаем больше внимания по всему миру.
— Что бы вы могли назвать главным соперником Формулы-1 в борьбе за зрителя на мировом рынке зрелищ и развлечений?
— Футбол.
— Что нужно сделать, чтобы Формула-1 смогла победить футбол?
— Избавиться от футбола.
— Что насчет Олимпийских игр?
— Это очень хороший турнир. Они проводят традиционные соревнования и собираются раз в четыре года. Я могу только поддержать их.
— Есть ли шанс, что Формула-1 когда-нибудь присоединится к Олимпиаде?
— Нет.
— Почему?
— У нас технический вид спорта. Знаете ли вы хоть один технический вид спорта на Олимпиаде?
— Бобслей. Бобы производятся на заводах, похожих на фабрики гоночных команд, а сам вид спорта иногда называют «зимней Формулой-1».
— Но у них все равно нет двигателя.
— Телевизионные трансляции Формулы-1 часто критикуют за неинформативность и устаревший подход. В качестве примера многие приводят самую популярную американскую гоночную серию NASCAR, где телезрители получают максимум информации о гонке в реальном времени. Формула-1 способна приблизиться к NASCAR по уровню освещения гонок для зрителей?
— Какая именно графика в трансляциях NASCAR лучше, чем у Формулы-1?
— К примеру, они показывают скорость нескольких автомобилей одновременно во всплывающих плашках над машинами. В Формуле-1 такого нет.
— А, точно. Знаете, как они это делают? Они ездят по овалу. У нас нет овальных автодромов. Делают ли они то же самое, когда приезжают на стационарные трассы с поворотами? Не надо отвечать, я скажу сам: нет.
— Какое-то время назад в СМИ появилась информация о том, что вы как обладатель коммерческих прав на Формулу-1 изучаете возможность отобрать у телекомпаний право показывать гонки Формулы-1 в своих странах в интернете. Вместо этого вы могли бы самостоятельно наладить платное интернет-вещание, которое позволило бы болельщикам смотреть Формулу-1 по интернету за деньги из любой страны. Что вы решили: будет ли внедрена такая модель?
— Нет.
— Почему?
— Мы получаем хорошие деньги от телекомпаний, которые покупают права на вещание.
— Но модель pay-per-view успешно работает в некоторых спортивных чемпионатах — и они зарабатывают на этом.
— Правда?
— Да. Тот же NASCAR, к примеру.
— Мы зарабатываем больше денег, чем NASCAR.
— На протяжении последних лет вы неоднократно говорили о возможном выходе Формулы-1 на биржу. На какой стадии находятся планы об IPO в настоящий момент?
— Мы до сих пор изучаем эту возможность. Мы не отказались от нее насовсем.
— Стараетесь ли вы привлекать в Формулу-1 новых автопроизводителей?
— Нет. Они приходят тогда, когда хотят, и уходят тогда, когда захотят.
— Но разве для Формулы-1 не было бы выгоднее получить больше автопроизводителей в качестве участников? В чемпионат мира могли бы прийти Toyota или Ford...
— Они уже были здесь.
— Поэтому я и спрашиваю. Формула-1 могла бы иметь больший успех и приносить больше денег, если бы в чемпионате на постоянной основе участвовали еще два-три автопроизводителя.
— Такое чувство, что вы заинтересованы в деньгах для Формулы-1 больше, чем я.
— Возможно. И я все равно не понимаю, почему вы даже не пытаетесь убедить автопроизводителей вернуться. Разве не полезно было бы хотя бы предложить той же Toyota или BMW вернуться в Формулу-1?
— Мы совсем не скучали по ним, когда они ушли. И не скучаем сейчас.
— Но Формула-1 была популярнее, чем сейчас, когда в ней участвовали эти марки.
— Формула-1 была еще популярнее, когда в чемпионате совсем не было автопроизводителей.