NYT узнала о многолетнем нежелании WADA расследовать допинг в России
Всемирное антидопинговое агентство (WADA) на протяжении многих лет не проводило расследования применения допинга в России, однако впоследствии вынуждено было приступить к нему, пишет The New York Times.
По данным издания, в 2012 году агентство получило электронное письмо от российской метательницы диска Дарьи Пищальниковой, которая за четыре месяца до этого выиграла серебряную медаль на Олимпиаде в Лондоне. Она сообщала, что принимала запрещенные препараты и что у нее есть информация о «систематическом употреблении допинга в ее стране». Она просила WADA расследовать эти данные, предлагая ему сотрудничество.
Однако агентство не начало расследования, отмечает NYT, и направило письмо Пищальниковой «должностным лицам России в сфере спорта» — «тем самым людям, которые, как она говорила, руководят допинговой системой». По данным издания, интервью с десятками атлетов и людей, работающих в олимпийской системе, «показало, что глобальный антидопинговый регулятор не справился с проблемой обвинений в широко распространенной коррупции».
В течение последних нескольких лет в WADA поступило множество «предупреждений» о России, пишет газета. Некоторые сотрудники агентства защищают то, как оно работало, получая данные о допинге в России. При этом ссылаются, в частности, на отсутствие обязательства проводить расследования и ограниченность возможностей и ресурсов. Другие сотрудники и атлеты «выражали растущее недоверие лидерам агентства, а также беспокойство, что оно увиливало от обязанности обеспечивать» честные соревнования.
«WADA распространяет данные о систематическом допинге в России как сенсационные новости, однако они таковыми не являются», — цитирует NYT Арне Льюнгквиста, бывшего медицинского уполномоченного Международного олимпийского комитета (МОК) и Международной ассоциации легкоатлетических федераций (IAAF). «Все мы знали про россиян», — отметил он. Как напоминает NYT, до Игр в Пекине 2008 года семь российских атлетов были дисквалифицированы за манипуляции с анализами мочи. Год спустя от участия в чемпионате мира за допинг была отстранена чемпионка мира по биатлону Екатерина Юрьева.
Льюнгквист, являвшийся вице-президентом WADA с 2008 по 2013 год, сообщил газете, что он «неоднократно выражал беспокойства по поводу России». Однако каждый раз в агентстве «побеждал конфликт интересов» и проблема откладывалась из-за того, что она была «чересчур политически инфицирована».
Затем, как пишет NYT, в 2011 году появились «новые улики» — научная работа шести экспертов в области допинга, в которой упоминалась страна «A». Она, как говорилось в документе, «имела большое количество подозрительных образцов». По данным газеты, которая ссылается на автора отчета, страной «А» была Россия.
Помимо этого, издание ссылается на бывшего работника российской антидопинговой лаборатории РУСАДА Виталия Степанова, ранее уже рассказывавшего о допинге в российском спорте. Он сообщил, что в 2010 году встретился с рядом представителей WADA и «тайно начал разоблачать Россию». Однако первая реакция агентства, по его словам, была следующей: «Что мы можем поделать?» Впоследствии Степанов послал около 200 электронных писем в WADA, сообщая все, что ему известно. «Я работал в российском антидопинговом агентстве, которое помогало атлетам принимать запрещенные препараты. Я писал WADA все, что знаю, но ничего не происходило», — отметил он, добавив, что во многих случаях получал ответ: «Ваше сообщение получено».
WADA не знало, как реагировать на утверждения Степанова. В итоге генеральный директор агентства Дэвид Хоуман нанял одного из лучших следователей в области допинга из США Джека Робертсона. Тот, в частности, несколько раз встретился со Степановым. Однако расследование в отношении России вновь было заморожено после смены президента WADA (им стал Крейг Ридди) в 2014 году, рассказали несколько сотрудников агентства. В это же время Россия сделала «неожиданный ход» — начала давать WADA «дополнительные взносы», отмечает газета.
Робертсон между тем «нуждался в помощи», «большем количестве персонала и денег, чтобы провести расследование». Однако не получал их. «Раздосадованный», как рассказали газете несколько людей в организации, он «надавил на WADA» — передал информацию немецкому журналисту Хайо Зеппельту, который в 2014 году выпустил свой фильм о российском допинге для телеканала ARD.
Поначалу Ридди призвал сотрудников WADA «постоять в стороне и посмотреть», будет ли эта тема распространяться в СМИ, сообщили несколько человек в агентстве. Однако за фильмом последовала реакция представителей антидопингового сообщества, которые потребовали от WADA расследования. В частности, в декабре 2014 года в WADA, настаивая на расследовании, написал генеральный директор антидопингового агентства США Трэвис Тайгарт.
Несколько дней спустя всемирное агентство вынуждено было начать независимое расследование. Для этого WADA наняло частную компанию 5 Stones. Результаты расследования опубликовали в ноябре 2015 года. Тогда Россию в соответствующем отчете обвинили в применении допинга и поддержке в этом правительства. Однако не все, как отмечает NYT, было в нем рассказано: в частности, не упоминалось в документе о письме Пищальниковой и о том, как поступило с ним WADA.