Легенда на банановом крюке: история 17-кратного обладателя Кубка Стэнли
На прошлой неделе на 84-м году жизни скончался один из лучших форвардов в истории канадского хоккея Жан Беливо. В форме «Монреаля» он 10 раз поднимал над головой Кубок Стэнли, затем 7 раз завоевывал трофей в роли вице-президента и почетного посла клуба.
Беливо мог и не заиграть на профессиональном уровне – «Монреалю» пришлось пойти на очень нестандартные шаги, чтобы убедить его стать хоккеистом. Позднее Беливо едва не ушел из хоккея на пике карьеры
Купить лигу ради звезды
В детстве Беливо увлекался не только хоккеем, но и бейсболом — он играл на позиции питчера и показывал неплохие результаты. Однако хоккей парню давался легче, поэтому мучиться выбором ему не пришлось. Бейсбол позволил Жану рано набрать мышечную массу, и на льду он был мощнее своих сверстников.
15-летний Жан Беливо начинал свою хоккейную карьеру в команде колледжа в Викториавилле, где он учился. Тогда же ему предложили заключить профессиональный контракт с бейсбольным клубом в Алабаме, но Беливо отказался. А вскоре он стал играть за клуб «Викториавилл Пантерс» в юниорской хоккейной лиге Intermediate B. Жан забивал много голов, и скауты быстро его заметили.
Беливо еще не исполнилось 17-ти, когда им заинтересовался «Монреаль». Скаут клуба Микки Хеннесси предложил ему предварительное соглашение, так называемый «контракт С», согласно которому форвард переходил в «Монреаль» по первому требованию и без фиксированной зарплаты. Хеннеси был готов заплатить юниору 200 долларов наличными (большие по тем временам деньги) в качестве аванса, но хоккеист заявил, что ему надо посоветоваться с отцом, Артуром Беливо.
Беливо-старший сразу согласия не дал, и с этого момента представители «Монреаля» стали регулярно его навещать и пытаться уговорить. Однажды переговоры пытался провести даже капитан команды Эмиль Бушар, но отец, который занимался делами сына, отказал и ему. По мнению Артура Беливо, хоккей отнимал слишком много времени у его сына, который должен был учиться.
Впрочем, плюсы в занятии хоккеем тоже были. В «Пантерс» Жану платили хорошие деньги: сначала 15 долларов в неделю, затем 35 – на эту сумму могла комфортно жить семья из четырех человек. Беливо-младший приносил деньги в семью, и в конце концов его отец все-таки принял предложение – но не «Монреаля», а команды «Квебек Цитаделс», куда хоккеиста позвал ее владелец Фрэнк Берне. Квебек к Викториавиллу был ближе, чем Монреаль, а денег обе команды предложили одинаковое количество. Кроме того, Артур Беливо считал, что игра в студенческой лиге оставит его сыну время на учебу. «Я мог попытаться отбить его у «Квебека», но тогда пришлось бы платить Жану больше, чем всем остальным моим молодым игрокам вместе взятым. Пойти на это я не решился», — вспоминал потом генеральный менеджер «Монреаля» Фрэнк Селке.
Фрэнк Селке (слева) во время переговоров. Фото AP
Жан Беливо начал играть в юниорской лиге Квебека (Quebec Junior Hockey League), где быстро стал одним из лучших нападающих. В 19 лет он получал зарплату в 9 тысяч долларов, при этом, как ни странно, иногда играл за «Монреаль». Фрэнк Селке все-таки уговорил Артура Беливо, чтобы его сын заключил с клубом НХЛ хотя бы «контракт В». По его условиям, хоккеист обязан был выступать за «Монреаль» в том случае, если решит стать профессионалом. Также Жан Беливо должен был иногда проводить матчи за «Монреаль», будучи любителем.
Очередной «регулярной» командой Жана Беливо стал «Квебек Эйсес», который выступал во взрослой лиге Квебека (Quebec Senior Hockey League). Здесь хоккеистам платили большие деньги, несмотря на статус любителей. Беливо с ходу стал одним из лучших бомбардиров команды. Он был выше всех сверстников, но рост не мешал центральному нападающему играть технично: отлично владея целым набором финтов, он нередко обыгрывал сразу нескольких соперников и забивал. При этом Жан был одним из самых быстрых на площадке (многие вспоминают очень широкий шаг Беливо), а бросал он не только точно, но и очень быстро. В общем, уже тогда Жана можно было назвать центрфорвардом практически без слабых мест.
Команда «Квебек Эйсес» собирала полные стадионы, причем зрители шли именно на парня, которому прочили золотое будущее. Во втором сезоне Беливо в «Квебек Эйсес» матчи команды посетило 386 000 фанатов, а после ухода нападающего аншлаги собирались гораздо реже (в первый сезон без Боливо — 255 000, во второй — 103 000). «Пока у нас был этот выдающийся мастер, люди знали, что видят с трибун игру лучшего хоккеиста в мире», — говорил генеральный менеджер «Квебек Эйсес» Джордж Илмэтч. Форварда пытались удержать в Квебеке любыми средствами, главным из которых, разумеется, были деньги. Зарплата Жана Беливо во втором сезоне составила астрономические по тем временам 20 тысяч долларов. Она превышала среднюю зарплату хоккеистов НХЛ в два раза. Одно время Беливо получал даже больше Мориса Ришара и Горди Хоу — главных звезд НХЛ.
Генменеджеру «Монреаля» Фрэнку Селке было очень сложно уговорить Беливо стать профессионалом – у хоккеиста и так было все, чего он хотел. И тогда Селке пришла в голову идея купить лигу QSHL, в которой играл форвард. Когда сделка была оформлена, лига по решению Селке стала профессиональной и получила новое название –Хоккейная лига Квебека (Quebec Hockey League). По условиям «контракта В», Жан Беливо, теперь профессионал, автоматически перешел в «Монреаль» и подписал пятилетний контракт на сумму 105 тысяч долларов.
Шахматист с языком змеи
Всего через три года, в 1956-м, Жан Беливо получил несколько индивидуальных трофеев в НХЛ: «Арт Росс» (лучший снайпер лиги) и «Харт Трофи» (MVP регулярного чемпионата). А главное, он выиграл свой первый Кубок Стэнли. «Нет вопросов, он – лучший в мире, — говорил генеральный менеджер «Бостон Брюинс» Линн Патрик. – Это самый классный игрок, которого я когда-либо видел».
При росте 191 см и весе 93 кг Беливо считался одним из самых техничных игроков НХ
Жан Беливо (слева) в действии. Фото AP
В 1961 году Беливо стал капитаном «Монреаль Канадиенс». Тысячи детей, наблюдая за ним, сами шли играть в хоккей, а лучше всего о популярности Жана говорит тот факт, что многие из них пытались копировать его финты. В те времена часто говорили, что в хоккее есть две лучшие профессиональные лиги: НХЛ и «Лига Беливо». Он собирал аншлаги, помогал «Монреалю» зарабатывать и приносил команде трофеи.
Все шло отлично, но в 1966 году матч против «Чикаго» едва не оборвал карьеру канадца.
«Банановым крюком» в глаз
«17 декабря 1966 года мы играли с «Чикаго», счет был 4:4, — вспоминал Беливо в своей автобиографии. – Иван Курнуайе, Бобби Руссо и я прессинговали «Чикаго» в чужой зоне. Я пересек с шайбой синюю линию, затем проехал мимо Гленна Халла. Защитники Дуг Джарретт и Эд Ван Имп ждали меня у ворот. В тот момент, когда Джарретт выдвинулся ко мне, я неожиданно почувствовал мучительную боль в глазу. Стэн Микита атаковал меня сзади, его клюшка прошла под мышкой и попала мне в глаз.
Так состоялось мое знакомство с «банановым крюком» — нелепо изогнутой клюшкой, играть которой предпочитали Микита и Халл. И пусть эта клюшка наводила ужас на вратарей, она наносила увечья другим игрокам и впоследствии была запрещена.
Если бы крюк клюшки Микиты был прямым, я бы получил только рассечение брови или ушиб скулы. Вместо этого, его загнутый крюк обошел защищавшую глаз орбитальную кость и попал непосредственно в глазное яблоко. Годом ранее
Жан Беливо провел в больнице четыре дня. Врачи запрещали ему двигаться, а перспективы возвращения на лед были туманными. Однако боль постепенно ушла, и врачам удалось восстановить зрение хоккеиста. Форвард «Монреаля» пропустил 17 матчей, и это была самая большая пауза в профессиональной карьере Беливо.
Горди Хоу только что пробил вратаря «Монреаля» на глазах у Беливо. Фото AP
Форварды «Блэкхокс» Стэн Микита и Бобби Халл в том сезоне опередили звезду «Канадиенс» в гонке бомбардиров, зато Кубок Стэнли взял именно Беливо – «Монреаль» обыграл в финале «Детройт».
Бомбардирские юбилеи и прощание
В марте 68-го «Монреаль» проиграл «Детройту» 2:5, но именно после этого матча Жан Беливо вошел в историю как первый игрок «Канадиенс», который преодолел рубеж в 1000 очков. Кроме него так много очков в «Монреале» набирали только Анри Ришар и Ги Ляфлер.
В феврале 71-го Жан Беливо вновь оказался в центре внимания. Перед игрой с «Миннесотой Норт Старс» на счету нападающего было 497 голов. Ранее полтысячи шайб в НХЛ тогда забрасывали только трое – Бобби Халл, Морис Ришар и Горди Хоу. Беливо стал четвертым после матча с «Миннесотой», в котором он оформил хет-трик. Более 16 тысяч болельщиков аплодировали ему стоя. После матча Жан Беливо извинился перед голкипером «Миннесоты» Жилем Гильбертом. «Прости, что наколотил тебе столько шайб, — сказал Беливо молодому вратарю. – Уверен, ты сделаешь выдающуюся карьеру».
В апреле того же года «Монреаль» проводил четвертьфинальную серию с «Бостоном». Соперник команды Беливо считался фаворитом, в регулярном чемпионате «Бостон» забил больше всех голов (399) и, как полагали эксперты, просто был сильнее. Лидерами «Брюинс» были такие люди, как Фил Эспозито и Бобби Ор, которые намеревались взять Кубок Стэнли. В первом матче «Бостон» выиграл очень легко, во втором вел в счете 5:2. Тут и пришло время Беливо: 40-летний ветеран оформил дубль, а потом его партнеры сделали все остальное – 7:5. Серию в итоге выиграл «Монреаль».
18 мая 1971 года Жан Беливо сыграл свой последний матч за «Монреаль» — он состоялся в Чикаго. В десятый раз за карьеру капитан «Канадиенс» поднял Кубок Стэнли. На следующий день в Монреале прошел парад чемпионов, который был немного грустным: тысячи людей пришли чествовать команду и провожать Беливо.
«Я ухожу, но меня заменят другие, — сказал Беливо на прощание. – Решение трудное, но я больше не буду играть. Эта игра стала моей жизнью с тех пор, как в пять лет я получил из рук отца коньки. Надеюсь, что смог внести свой вклад в развитие этой игры». В октябре его четвертый номер изъяли из обращения канадского клуба.
«Он был бы отличным генерал-губернатором»
«Монреаль» не хотел расставаться с Беливо – ему предложили остаться в руководстве клуба на должности вице-президента, на которой он проработал последующие 22 года. В 1972 году его вместе с Горди Хоу («Детройт») и Бернаром Жеффрионом («Монреаль») включили в Зал хоккейной славы НХЛ. В 1993 году Беливо ушел с поста вице-президента «Монреаля», но продолжил участвовать в различных благотворительных акциях клуба. Популярность Беливо была настолько высока, что королева Великобритании предложила ему должность генерал-губернатора Канады. Беливо был готов принять это предложение, однако в тот момент скончался муж его дочери, которая осталась в 32 года вдовой с двумя маленькими детьми. И Беливо отказался, решив проводить больше времени с семьей.
«Он был бы отличным генерал-губернатором. Его любили и уважали. Думаю, никто не посмел бы критиковать Жана Беливо. Он был человеком благородным и популярным. Помню, как пригласил его на одно политическое мероприятие. Когда самолет приземлился, все люди, встречавшие нас, смотрели только на него. Меня будто и не было!», — рассказывал Жан Кретьен, который тогда занимал пост премьер-министра Канады.
Жан Кретьен. Фото Globallookpress
Среди множества «титулов» Беливо – несколько степеней от университетов Канады, присвоение в 1988 году звания рыцаря, а в 2006 году — звания офицера Национального Ордена Квебека. В 2001-м его имя появилось на Аллее славы Канады. В 2009-м Жан Беливо стал почетным членом сборной Канады и почетным капитаном олимпийской сборной Канады 2010 года. В честь Беливо назван трофей, вручаемый лучшему бомбардиру регулярного сезона Главной юниорской хоккейной лиги Квебека (QMJHL) — Жан Беливо Трофи. Среди лауреатов такие известные хоккеисты, как Ги Ляфлер («Квебек Рэмпартс»), Марио Лемье («Лаваль Вуазен»), Сидни Кросби («Римуски Океаник») и Александр Радулов («Квебек Рэмпартс»).
Перед матчем регулярного чемпионата «Монреаля» с «Миннесотой» хоккеисты канадского клуба почтили память Беливо минутой молчания, на шлеме каждого игрока «Канадиенс» появилась цифра 4. В течение нескольких дней у центрального входа на спортивную арену «Монреаля» Bell Center стояла бронзовая статуя хоккеиста.
В минувшие выходные на церемонию прощания с канадцем пришли тысячи болельщиков. В среду один из лучших форвардов в истории вида спорта, ни разу не игравший против советских хоккеистов, был кремирован. В последний путь Жана Беливо проводят его бывшие одноклубники и близкие друзья — Иван Курнуайе, Ги Ляфлер, Бобби Руссо, Кен Драйден. Хоккеисты «Монреаля», которые вместе с Жаном Беливо делали канадскую команду самой титулованной в НХЛ.