«Эшторил» на всю команду тратит меньше, чем «Динамо» на одного Вальбуэна
— Если бы вам пришлось представить «Эшторил» очень коротко, всего в нескольких словах, что бы вы сказали?
Тьяго Рибейро: Я бы сказал, что мы очень небольшой, очень скромный клуб, который, однако, имеет неплохо выстроенную бизнес-структуру, четкую организацию, имеет представление о том, что нужно делать и как, и поэтому достигает своих целей – как спортивных, так и коммерческих.
— Что это за цели?
Т.Р.: Их я тоже могу сформулировать очень коротко. Наша спортивная цель – постоянно быть в первой десятке высшей лиги португальского чемпионата: это главное. Нет, если у нас получится занять пятое место, или четвертое, мы, конечно, будем счастливы, но задача минимум – быть в десятке. Все остальное, включая попадание в еврокубки, это уже бонус, премия. Если говорить о коммерческих целях «Эшторила», то тут все тоже предельно просто и ясно. Мы должны зарабатывать деньги и приносить прибыль.
— Ваши спортивные достижения последних лет нам известны: сезон-2012/13 – пятое место в национальном первенстве, следующий вслед за ним – четвертое. Что касается ваших бизнес –показателей, то мы о них ничего не знаем…
Т.Р.: Я сейчас о них расскажу, но прежде хотел бы обратить ваше внимание на то, что вот эти пятое и четвертое места, они для Португалии являются рекордными. В том смысле, что никогда прежде ни один португальский клуб, который только что вышел из второй Лиги в высшую, в двух следующих после выхода сезонах подряд не добирался до зоны еврокубков.
Эти спортивные успехи, разумеется, весьма положительно повлияли на наш бюджет. В 2009–12 годах, когда мы играли во второй лиге, наши доходы, хотя и постоянно росли, но даже на самом пике не превышали 730 тысяч евро за сезон, в то время как расходы находились на уровне 2, 5 – 3 миллионов. Соответственно, все убытки приходилось погашать хозяевам клуба. В следующих же двух сезонах, которые мы провели в Высшей лиге, мы не только избавились от убытков, но и вышли в прибыль. В сезоне 2012/13 при общем заработке в 5,2 миллиона евро, она составила около 600 тысяч. В следующем при доходе в 8,8 миллиона мы получили уже около 1,8 миллиона евро прибыли.
Особенно я хочу отметить тот факт, что у нас нет ни внешних долгов, ни внутренних – зарплату все сотрудники клуба, начиная от футболистов и заканчивая сотрудниками офиса, получают день в день, без задержек.
— Вы назвали общие цифры. А нельзя ли рассказать, в какую сумму обходится клубу содержание главной команды?
Марио Бранко: Я думаю, речь идет примерно о 3 миллионах 300 тысячах евро в год. Во столько обходится именно команда – 27 игроков и пять тренеров. Если же говорить о команде и обслуживающем персонале – врачах, массажистах и так далее, их у нас всего 15 человек, то цифра увеличится примерно до 5 миллионов. «Динамо» столько тратит на одного Вальбуэна. И мы при этом с «Динамо» играем и, в общем, играем, на мой взгляд, вполне достойно: в первом матче если бы пенальти забили, могло бы все по другому сложится… По крайней мере такой пропасти, какая есть между нашими бюджетами, на поле, непосредственно в игре двух команд, я не обнаружил.
Президент «Эшторила» Тьяго Рибейро (крайний слева) и спортивный директор команды Марио Бранко (в центре) во время мастер-класса для студентов факультета «Менеджмент в игровых видах спорта». Фото RMA.
— Можете озвучить зарплату самого высокооплачиваемого вашего игрока?
М.Б.: 200 тысяч евро в год. Грязными. У вас есть футболисты, которые столько же получают в месяц. И их, насколько мне известно, немало.
— Вы упомянули о владельцах клуба, которые в прежние времена за счет собственных средств затыкали дыры в дефицитном бюджете. Кто они?
Т.Р.: «Эшторил» стал первым португальским клубом, который несколько лет назад купили иностранцы: собственно, на данный момент других таких футбольных клубов в стране нет. Наш хозяин, интересы которого я представляю в качестве президента – бразильская компания Traffic Sports, крупнейший игрок на латиноамериканском рынке спортивного менеджмента и маркетинга. Среди прочего она занимается управлением телевизионными правами, агентской деятельностью, спортивной рекламой. В США представители Traffic Sports входят в руководство NASL, второй по силе североамериканской футбольной Лиги после MLS, и владеют одним из выступающих в ней клубов – «Форт Лодердейл Страйкерс».
— Почему Traffic Sports пришел в Португалию? И почему из довольно большого количества местных клубов выбрал именно «Эшторил»?
Т.Р.: Причин несколько. Первая – мы хотели выйти на португальский рынок и закрепиться здесь: у Бразилии с Португалией, как вы знаете, исторически много общего, мы говорим на одном языке. Второе – нам импонировало то, что в португальском футболе нет лимита, нет ограничения на приглашение иностранных игроков, при том, что сам португальский футбол в мире котируется достаточно высоко, а содержание профессиональной футбольной команды в этой стране, как мы уже отметили, обходится существенно дешевле, чем во многих других, более экономически мощных государствах Европы. Нас устраивала дисклокация клуба – Эшторил это ведь практически пригород Лиссабона – 20 минут на машине и вы в столице, в главном городе страны. Ну, и плюс немаловажный момент: у «Эшторила», в отличие от многих других португальских клубов, был всего один владелец – частное лицо. С одним о сделке договориться всегда легче.
— Из чего складывается доходная часть бюджета «Эшторила» — если можно по статьям… Билеты, абонементы, спонсоры…
М.Б.: Я бы мог вам обо всем этом рассказать, и с цифрами… Боюсь только, что эти цифры ничьего воображения не поразят. Это очень несущественные суммы, особенно на фоне тех, что озвучивают настоящие гранды – «Реал», «Барселона», «Бавария», или даже наша, португальская большая тройка – «Бенфика», «Порту» и «Спортинг». Мы в плане доходов от продаж билетов, абонементов, в плане сотрудничества с телевидением даже рядом с ними не стоим. С теми партнерами, с кем работают они, мы не работаем: мы себе этого просто не можем позволить.
Скажем, почему нашим техническим спонсором является Hummel? Да просто потому, что Adidas и Nike мы не интересны: если бы мы работали с ними, платили бы не они нам, а наоборот. А Hummel мало того, что нас экипирует, так еще и деньгами что –то согласен подкидывать… И мы, естественно, выбираем этот вариант, хотя скажу вам честно: их качество нам не нравится.
Примерно такая же ситуация с заработком на билетах и абонементах. Нам пришлось увеличить вместимость нашего стадиона с 5 до 8 тысяч человек: таковы минимальные требования УЕФА для команд, выступающих в Лиге Европы. Хотя на самом деле нам и 5 тысяч было много: у нас, пока мы играли во Второй лиге, на сезон продавалось по 900 абонементов, а сейчас на обычную, рядовую игру приходит не больше 2,5 тысяч человек. Собственно, на сто процентов стадион заполняется всего трижды в год – как раз на матчах с «Бенфикой», «Спортингом» и «Порту». И мы подсчитали, что для того, чтобы вернуть те 700 тысяч евро, которые мы потратили на строительство новой трибуны, нам таких матчей надо провести не меньше пятнадцати, то есть – пять лет играть…
В общем, к чему я клоню… К тому, что главный наш заработок мы делаем не на том, на чем его делают большие клубы. Наши главные статьи дохода – это продажа игроков и премиальные от УЕФА за участие в Лиге Европы.
«Эшторил» перед первым матчем с «Динамо» в Португалии. ФотоGlobal Look Press.
— Игроков в Португалии продают и гранды… Получается, в этом вы с ними похожи…
М.Б.: Определенное сходство есть, но различий гораздо больше… Гранды есть гранды: им, обладая громким именем, легче заполучить к себе молодого и очевидно перспективного футболиста… Нам – гораздо сложнее. Хотя бы потому, что у нас и
— Откуда же тогда берутся игроки, на которых после обкатки «Эшторилом» возникает спрос у более богатых клубов?
М.Б.: Они берутся из низших португальских лиг – из второй, из третьей. Кроме того, наши скауты работают во Франции и Испании – конечно, тоже в младших дивизионах. Плюс несомненно Бразилия. Плюс Северная Африка.
У нас очень компактная – всего шесть человек, но очень квалифицированная скаутская служба: без ложной скромности скажу, что главным достоинством ее сотрудников является способность разглядеть футбольные таланты не только там, где они очевидны – наши скауты умеют увидеть искру божью в игроках, в которых конкуренты никаких талантов в упор не замечали. Мы берем этих ребят либо вообще бесплатно, либо очень недорого, доводим, что называется, до ума, и продаем – естественно, значительно дороже, чем брали сами.
Это нормальный для нас процесс, это работает, причем когда я так говорю, я высказываю не только собственное мнение: не так давно O Jogo, это главная в Португалии ежедневная спортивная газета, провела опрос экспертов – их спрашивали, кто из местных клубов эффективнее всего работает на трансферном рынке – и большинство из них в этом компоненте поставило «Эшторил» сразу вслед за клубами большой тройки. Сейчас можно сказать, что эта работа поставлена на поток – за прошлые два сезона мы удачно продали десять футболистов. Накануне этого в клуб пришло 14 новых игроков: лишь двоих из них – польского вратаря Кишека и бразильца Клебера мы взяли в аренду, одного у «Витории Сетубал», другого –у «Порту». Все остальные достались нам практически бесплатно.
— Порядок трансферных сумм можно назвать? Кого и за сколько вы приобрели и куда и почем потом продали?
М.Б.: Ну вот, например, Бруно Насименто. Он пришел к нам 19-летним, как свободный агент, провел в «Эшториле» три года, а затем мы его продали в «Кельн» почти за миллион евро, если быть совсем точным – за 900 тысяч. ФОТО. ЛИКА Лика мы отдали «Порту» за полтора миллиона евро, Джефферсона – «Спортингу» за 0,6 миллиона. Это если говорить о некоторых исходящих трансферах позапрошлого сезона.
В сезоне-2013/14 мы, в частности, расстались с Эвандро, за которого «Спортинг» заплатил 1,5 миллиона евро, и с Жоао Педро Гальвао, который ушел в «Кальяри» за 1, 1 миллиона.
— По нынешним временам – цифры вовсе не заоблачные…
М.Б.: Безусловно, так и есть… Но я не договорил: те суммы, которые я сейчас озвучил – это лишь часть реальной трансферной стоимости этих игроков. Некоторый процент прав на них мы сохраняем за собой – так происходит практически всегда: редко когда мы стремимся сразу получить за игрока, особенно если он совсем молод, всю его стоимость сразу.
Скажем, нам до сих пор принадлежит половина прав на того же Насименто, а если говорить о Лика, то эта доля равна 20 процентам. Почему мы поступаем именно так, а не иначе? Да просто потому, что понимаем, если хотите, собственную мизерность и стремимся компенсировать ее за счет коммерческой изворотливости.
Мы не можем удержать молодых игроков, мы не в состоянии конкурировать с грандами, но – мы можем предполагать, какое будущее ждет этих футболистов и пытаться сделать так, чтобы они продолжали приносить пользу «Эшторилу» даже после ухода из клуба. Возможно, два года назад мы могли бы получить за того же Лика чуть больше. Но – именно чуть. Теперь же он стоит значительно дороже. Думаю, уже сейчас «Порту» мог бы запросить за него 10 миллионов, и я не вижу ничего невероятного в том, что эта сумма еще возрастет.
А мы, если это произойдет, и Лика будет продан вновь, получим с этого трансфера свои 20 процентов и заработаем на нем еще раз. Два заработка вместо одного, это же всегда лучше, разве не так?
По материалам rma.ru