Ужин на миллионы: с кем на самом деле конфликтовали звезды «Локомотива»
В межсезонье «Локомотив» покинули два основных игрока клуба, легионеры Мбарк Буссуфа и Лассана Диарра. Оба не вернулись в расположение клуба после окончания отпуска и не присоединились к команде на сборах, после чего появились сообщения о том, что «Локомотив» готов расстаться и с Буссуфа, и с Диарра. Причина конфликта не называлась, однако специалисты сошлись во мнении, что оба высокооплачиваемых игрока не сработались с тренером команды Леонидом Кучуком, представителем еще советской школы. По мнению многих, Кучук потерял нити управления командой, и это мнение подтверждалось крайне неудачным стартом «Локомотива» в чемпионате страны.
Однако, как сообщил «РБК-Спорт» источник в команде, Кучук не имел отношения к конфликту с двумя лидерами клуба. Буссуфа и Диарра отказались играть в команде
«Через несколько дней после заключительного матча сезона-2013/2014 с московским ЦСКА железнодорожники должны были всей командой собраться на финальный праздничный ужин, посвященный окончанию сезона и завоеванию долгожданных медалей, – рассказал источник в беседе с корреспондентом «РБК-Спорт». — Диарра и Буссуфа предупредили клуб о том, что не смогут принять участия в этом ужине, но не уведомили Ольгу Юрьевну напрямую. Президент клуба была возмущена неявкой своих футболистов до такой степени, что приняла решение не выплачивать двум провинившимся премиальные за бронзовые медали. Это и стало началом конфликта. С Диарра затем был разорван контракт, и сейчас его юристы готовят иск к клубу».
Президент «Локомотива» Ольга Смородская. Фото ИТАР-ТАСС
«Локомотив» не опроверг эту информацию, но и не стал ее подтверждать. «Это внутрикомандная ситуация, и мы не комментируем такие вопросы. Это неофициальная информация и комментариев не будет», — ответили «РБК-Спорт» в клубе.
При этом источник в клубе на условиях анонимности сообщил, что Мбарк Буссуфа, несмотря на конфликт, остался игроком клуба, а вот с Лассана Диарра «Локомотив» в одностороннем порядке разорвал контракт, сославшись на «дисциплинарные нарушения со стороны футболиста». По условиям контракта, это означает, что Диарра должен будет выплатить неустойку. Как правило, эта сумма в случаях с дорогостоящими игроками составляет более 15-ти миллионов евро.
Агент Лассана Диарра Константин Димитреску, руководящий футбольным агентством «Mondial Sport Management & Consulting Sarl», от комментариев отказываться не стал, хотя высказался достаточно осторожно: «Не буду отрицать, что проблема существует, и мы работаем над ее разрешением. Но вы должны понимать, что в такой щекотливой ситуации я не могу раскрывать наши планы и говорить, какие именно действия мы планируем по отношению к клубу, это было бы глупо. Как только будет определенная ясность, я смогу говорить о конкретных шагах. Пока только могу сказать, что мы не готовим сейчас никаких трансферов для Диарра. Надо разобраться с «Локомотивом».
Диарра в матче со «Спартаком». Фото Globallookpress
Варианты развития ситуации для «РБК-Спорт» прокомментировал Валерий Федореев, в недавнем прошлом исполнительный директор московского «Спартака», а ныне партнер в одной известной юридической компании. В индустрии спорта Валерий специализируется на трансферах игроков, заключении и прекращении трудовых договоров со спортсменами и тренерами, юридической экспертизе спортивных клубов, представлении интересов спортивных организаций, клубов, игроков и тренеров в российских и международных спортивных федерациях, а также в спортивных юрисдикционных органах и судах.
«Здесь все зависит от того, как прописаны условия выплаты такой премии в трудовых документах. Обычно условие о такой премии включается либо в трудовой договор с футболистом, либо в положении о премировании клуба. Так что вариантов несколько.
Вариант №1. В договоре с футболистом часто бывает так: прописывается, что футболист получает определенную премию (несколько тысяч долларов) за каждый матч, если он провел на поле оговоренное время (например, более 75 минут) или за каждый гол. Такая премия платится ежемесячно. При этом если клуб становится победителем или призером чемпионата, то эти выплаченные премии умножаются на определенный коэффициент. Эта доплата вносится в конце года единовременным платежом. Такое условие об умножении премий в случае занятия командой определенного места в таблице всегда прописывается в контрактах с футболистами. Если у Диарра так прописана премия за третье место, то его шансы на ее получение очень высокие. Клуб не может обуславливать выплату такой премии поведением футболиста в следующем сезоне. Если это сделано, то у Диарра неплохие шансы оспорить отказ в выплате.
Вариант №2. Может быть просто прописано, что в случае, если команда заняла определенное место, футболисту выплачивается премия. Такое условие может быть как в контракте, так и в общем документе клуба, который распространяется на всех игроков — например, в Положении о премировании. Здесь нужно смотреть, как именно прописаны условия выплаты премии. Может быть, например, сказано, что премия выплачивается при условии отсутствия нарушений футболистом трудовой дисциплины НА МОМЕНТ ВЫПЛАТ
Для привлечения Диарра к дисциплинарной ответственности и дальнейшего отказа в выплате премии клубу нужно будет доказать, что нарушение (невозвращение Диарра вовремя из отпуска) не было вызвано уважительными причинами (например, болезнью игрока). Если отсутствие футболиста в расположении команды было вызвано уважительными причинами, то его нельзя привлечь к дисциплинарной ответственности, а значит, и лишить премии за третье место. То есть, при уважительных причинах отсутствия у Диарра или если он не был привлечен к дисциплинарной ответственности, у него появляются неплохие шансы на получение премии
Вариант 3: Условие о премии за 3 место вообще нигде не закреплено (ни в контракте футболиста, ни в положении о премировании). В контракте или положении просто сказано, что иногда по решению руководства клуба футболисту могут выплачиваться и иные премии. Этоне очень хорошая для Диарра ситуация. Но тоже нужно смотреть, как был сформулирован приказ о премировании. Если там четко было указано, что премия выплачивается за занятие клубом 3 места, и получили премию все футболисты, то у Диарра появляются шансы и в палате по разрешению споров, и в российском суде. Здесь можно говорить о дискриминации, поскольку Диарра также внес свой вклад в результат команды, за который была выплачена премия. А нарушения дисциплины, если они и были, то имели место уже в следующем сезоне. Следовательно, он имеет право на премию, такое же, как и у остальных футболистов.
На мой взгляд, даже если Диарра проиграет дело в палате по разрешению споров РФС, то ему следует идти в CAS в Лозанну. По моему опыту, они менее формально подходят к рассмотрению дел. Рассматривают их по существу, а не по формальным признакам. Там у Диарра есть неплохие шансы на получение премии. Но, еще раз повторяю, все зависит от формулировок условий выплаты этой премии в трудовом договоре или положении о премировании и приказе о премировании», — сказал в интервью «РБК-Спорт» Федореев.
Диарра и Буссуфа не отказывались играть за «Локомотив» изначально, а настаивали на том, что президент клуба погорячилась, оставив их без солидного бонуса, при том, что получили его все футболисты без исключения, даже внесшие менее значительный вклад в завоевание медалей. Со слов источника «РБК-Спорт», Ольга Смородская не собиралась идти навстречу футболистам.
Мбарк Буссуфа получает предупреждение. Фото ИТАР-ТАСС
«Мне трудно сказать, почему, но когда запахло судебными тяжбами, Ольга Юрьевна начала давить на то, что футболисты не смогут извлечь из этого спора ничего хорошего, ведь те самые премиальные не прописаны в контрактах игроков и выплачиваются по инициативе руководства клуба. Исключительно. Так что решать, кто их получит, а кто нет, — ей. Теперь получается так, что людей «кинули» на миллионы, с Диарра клуб вообще разорвал контракт в одностороннем порядке, что грозит ему немалыми штрафами», — сказал источник
А это уже то, что наш эксперт назвал худшим вариантом развития конфликта для Лассана Диарра.
«Здесь все зависит от уважительности причин невозвращения Диарра из отпуска, — продолжил Федореев. — Действительно, на основании Регламента РФС о статусе и трансферах (переходах) футболистов (ст.9), клуб имеет право в одностороннем порядке расторгнуть трудовой договор с футболистом.
В случае если такое расторжение было вызвано виновными действиями футболиста (например, не вернулся в клуб после сборов), то клуб может взыскать с футболиста еще и компенсацию. Ее размер обычно устанавливается в контракте футболиста. Обычно достигает нескольких десятков миллионов долларов (как правило, эта сумма выше трансферной стоимости футболиста). Если размер такой компенсации не установлен, то он рассчитывается Палатой по разрешению споров (исходя из зарплаты, срока контракта футболиста, затрат клуба и других параметров).
Таким образом, если Диарра по окончании отпуска не вернулся в клуб, то мы имеем дело с прогулом, и у клуба появляется возможность прекратить в одностороннем порядке договор с Диарра и требовать компенсации. Чтобы защититься, Диарра нужно будет доказать, что его отсутствие было вызвано уважительными причинами (например, болезнью). Этот спор будет рассматриваться палатой по разрешению споров РФ
В зависимости от того, пришлось ли расторжение договора на защищенный период, на Диарра, кроме обязательства выплатить клубу компенсацию, могут быть наложены и спортивные санкции — дисквалификация от 4 до 6 мес. Защищенный период — это 3 года после подписания контракта с футболистом до 28 лет, и 2 года — для футболистов 28 лет и старше. То есть, если на момент подписания контракта Диарра исполнилось 28 лет, то при расторжении контракта клубом в течение двух следующих лет Диарра, кроме выплаты компенсации клубу, может быть еще и дисквалифицирован до 6 месяцев».