Ван дер Сар: Самый важный пенальти я отразил в Москве
Эдвин ван дер Сар – один из самых знаменитых футболистов в истории Голландии. Он играл за «Аякс», «Ювентус», «Фулхэм» и «Манчестер Юнайтед», защищал цвета сборной Голландии и в каждой команде завоевывал трофеи. Он становился чемпионом Голландии и Англии, выигрывал Лигу чемпионов и Кубок УЕФА, становился бронзовым призером чемпионата Европы и стал кумиром для множества вратарей мира. Сейчас ван дер Сар занимает должность менеджера по маркетингу в «Аяксе» и делает один из самых известных клубов мира еще более популярным. О своей карьере и нынешней работе он рассказал в эксклюзивном интервью «РБК-Спорт».
У вас нетипичное для голкипера телосложение и физические данные. Это не мешало развитию вашей карьеры? Не думали когда-нибудь бросить все или заняться иным видом спорта?
Совсем нет, хотя в детстве я вполне прилично играл в теннис. Но я всегда предпочитал футбол. Некоторые считают, что высокие голкиперы не успевают сложиться, если им надо сыграть низкий мяч. У меня другое мнение. Я всегда думал, что длина рук и ног дает преимущество.
Множество раз вы спасали свои команды в критический момент, отражая пенальти. Как вам удается оставаться спокойным в такие моменты?
Самый важный пенальти я отразил в Москве в 2008 году. Мой рецепт – надо стоять на месте как можно дольше и ждать. Ну, и обязательно сохранять спокойствие. Такое умение приходит с опытом. Если посмотреть на мою карьеру, то окажется, что чаще всего я отражал пенальти в последние годы.
Эдвин ван дер Сар с Кубком чемпионов. Москва, 2008 год. Фото AFP
Что вы думали в московском финале Лиги чемпионов, когда Джон Терри поскользнулся и попал в штангу?
Я был счастлив выиграть Лигу чемпионов. В такие моменты речь идет о везении, и ты призываешь на свою сторону всю удачу, которую можешь. Нам повезло.
Как вам дался переход от спортивной карьеры к работе в маркетинге?
После завершения карьеры я делал множество вещей одновременно. Я пошел учиться (речь идет об ученой степени в спортивном менеджменте), мы путешествовали, я проводил время со своей семьей, работал на телевидении и так далее. Через полтора года я начал работать в области спортивного менеджмента в «Аяксе». Мне потребовалось несколько месяцев, чтобы войти в ритм. Но мне это нравится и я многому учусь. Кроме того, я счастлив тем, что посвящаю себя клубу, в котором начал карьеру профессионального игрока. Ну и здорово оставаться в футболе после окончания карьеры футболиста.
Эдвин ван дер Сар на Окторбефест в Мюнхене. 2013 год. Фото Globallookpress
Чем занимается департамент маркетинга в «Аяксе», какие его основные задачи?
Одна из основных задач – обеспечивать продажу всех билетов на каждый домашний матч, обеспечивать аншлаг на нашей арене. Мы стараемся извлекать доход для нашего клуба. Бренд «Аякса» должен стать более узнаваемым во всем мире и получить статус международного. Конечно, решение этой задачи идет рука об руку с результатами основной команды клуба, и именно поэтому мы делаем такой акцент на подготовке молодых футболистов.
«Аякс» знаменит в том числе и своей детской академии – вы используете ее известность для продвижения бренда клуба?
Конечно! Игроки вроде Йохана Кройфа, Марко ван Бастена, Денниса Бергкампа, Патрика Клюйверта, Кларенса Зеедорфа, Уэсли Снейдера и так далее выросли в знаменитой Академии «Аякса». Мы выиграли четыре последних титула чемпиона Голландии, и костяк команды составляли именно те футболисты, что учились в нашей академии. Сейчас у нас такая политика – если нам нужен игрок на конкретную позицию, мы сначала обращаемся в нашу академию. И если в академии наиболее талантливый футболист этого амплуа еще не готов для игры за основную команду, мы не покупаем нового футболиста. Просто потому, что новый игрок перекроет дорогу нашему таланту. В этом случае мы берем игрока на год в аренду с тем, чтобы наш футболист смог дозреть во второй команде клуба, а затем сделать шаг вперед. Мы хотим, чтобы из каждой команды клуба (U18, U16, U14 и так далее) два-три игрока футболиста доросли до основы. Что до использования известности нашей академии в целях продвижения бренда «Аякса», то для наших болельщиков важно, что в команде играют местные, домашние игроки. И помимо того, что работа академии приносит клубу финансовую выгоду, она еще позволяет пользоваться поддержкой фанатов и в хорошие, и в плохие времена.
В России «Аякс» в том числе представлен и популярным проектом Ajax Camps, в рамках которого летом тренеры из академии «Аякса» работают с российскими детьми. Что приносят эти лагеря?
Детский лагерь «Аякса» в России