Чернова: Спортсмен должен верить в то, что может достичь успеха
Алексей Жиров: Прошел сбор юношеской команды в Сочи, в начале года объявлено о старте программы «Команда Надежд!», рассчитанной до 2020 года, ты являешься ее главным администратором, поэтому хотелось бы от тебя получить первую информацию. Вопросов множество: как реализуется программа, все ли специалисты набраны, есть ли проблемы с подбором тренерских кадров, планируете ли вы привлекать иностранцев? Начнем по порядку, расскажи о «Команде надежд»: что уже сделано и что планируется реализовать в ближайшее время?
Анастасия Чернова: Начну с самого начала. Молодежная сборная команда России, список спортсменов-кандидатов в сборную, утвержденный Минспортом РФ, включает в себя 84 спортсмена в юношеских и олимпийских классах яхт. После неудачных результатов на Играх 2012 в Лондоне Всероссийская федерация парусного спорта (ВФПС) разработала и утвердила программу поддержки именно молодежного спорта, цель программы – завоевание медалей в 2020-ом году на Играх в Японии. Наша задача — отобрать и воспитать спортсменов топ-уровня, создав им все необходимые условия для полноценной подготовки.
В этом году Всероссийская федерация выделила значительные суммы на поддержку этой программы. В первый год основная часть средств направлена на создание материальной базы, уже приобретены несколько микроавтобусов для перевозок мат.части. Приобретаются яхты молодежных классов 420, RS:X, «Лазер» и «Лазер-радиал», с идеей создать несколько центров в России, чтобы не нужно было возить мат.часть. Осенью планируется закупка скифов и катамаранов, плюс на каждую точку подготовки покупаются тренерские катера VSR 5.8, чтобы тренеры могли успевать за самыми скоростными классами и могли безопасно работать в любых погодных условиях. В этом году такие центры подготовки будут сформированы в Санкт-Петербурге и Сочи. В ближайшие несколько лет мы планируем укомплектовать их 4-6 яхтами каждого класса для тренировок сборной. Эта мат.часть будет на балансе ВФПС, в каждом из этих мест будут сформированы базы хранения и логистики. Причем, очень возможно, в этой программе появится еще и Крым.
В конце сентября на президиуме ВФПС было объявлено о старте этой программы, был написан первый проект. Сейчас мы шлифуем последние документы, в частности критерии, по которым мы будем включать спортсменов в программу «Команда надежд». Главным критерием будут результаты международных регат. Например, если спортсмен показывает высокий международный результат на первенствах мира и Европы в этом году, он получает поддержку, включая тренера, мат.часть, специальную и береговую экипировку, круглогодичную подготовку, персональные гранты.
Программой предусмотрено несколько уровней участия:
— спортсмены топ-уровня с отдельным финансированием;
— национальный уровень, где нашей задачей будет подъем уровня мастерства в каждом классе яхт, который входит в программу, привлечение для работы специалистов высокого уровня;
— и минимальная целевая поддержка будет для детских классов. Во всем мире и у нас они традиционно финансируются за счет ассоциаций классов, яхт-клубов и родителей. Здесь есть прямой интерес родителей — они вместе ездят на соревнования, всесторонне развивают своих детей. К 14-15 годам юноша или девушка определяются, пойдут ли они в олимпизм, и наша задача привлечь и не упустить таланты, показать им перспективу, команду, не давать лениться в работе над созданием собственной жизни и собственного успеха.
По тренерам — это действительно один из самых сложных вопросов. В программе есть три столпа, на которых она держится: это специалисты, которые работают со спортсменами; это материальная база, включающая катера, лодки, дельные вещи, машины, экипировку и это средства на саму подготовку. Со специалистами в сборной команде обновление уже произошло, с юношескими классами все хорошо, здесь мы по тренерским кадрам закрыты, а вот по нескольким олимпийским классам мы продолжаем искать тренеров высокого уровня.
— Мы говорим о том, что мы хотим сделать качественный рывок. Есть мнение, что мы сильно отстали в знаниях за последние годы, по основной сборной у нас давно нет чемпионов, нет тренеров, их воспитывающих. Есть ли планы привлекать иностранных специалистов для работы с молодежкой, чтобы наши тренеры, прикрепленные к этому иностранцу, могли учиться и подтягивать свой уровень? Ты говоришь, что у юношей все тренерские кадры укомплектованы, но они еще не выращивали лидеров, а у
— Не совсем так. Как раз в молодежной сборной у нас есть и чемпионы, и призеры за последние годы (в классах «Техно», RS:X, «Лазер-радиал»). Но, чтобы чемпионы появились и среди взрослых, нужно проделать большую подготовительную работу. Не будет сильного юношеского уровня (14-18 лет) — нечего ждать медалей от олимпийцев. Если посмотреть, сегодня идет естественный отбор, в «Оптимисте» у нас 150-200 гонщиков на старте, в «Лазере» и 420 — по 30-40 экипажей и гонщиков, а в олимпийских классах и того меньше. Естественно, люди постепенно уходят, но если не будет расширяться этот пласт внизу, то просто не из кого будет выбирать. Наша задача — расширить это поле. Некоторые спортсмены уже сейчас выходят из юниорского возраста на уровне лидеров основной сборной, достаточно посмотреть результаты завершившегося на днях этапа Кубка мира — это Аркадий Кистанов в классе «Финн», Стефания Елфутина и Александр Аскеров в RS:X, Кристиан Чех/Максим Черенков в классе 470.
— Но результаты лидеров сборной, к сожалению, оставляют желать лучшего уже который год. Хочется понять, какие шаги предпринимаются, чтобы вытянуть нашу молодежь на совершенно другой уровень, сделать их лидерами и в жизни, и в спорте?
Причина отсутствия высоких результатов, как я считаю, это отсутствие сборной России как таковой. То есть она есть на словах, но реально как команды, ее нет. Каждый спортсмен и тренер — одиночка. Все сам, везде сам,
Поэтому одна из главных задач сейчас – это создание настоящей команды. В каждом классе должен быть тренер, который работает в группе единомышленников, собирает вокруг себя талантливых спортсменов, которые хотят учиться и совершенствоваться. Результат группы будет расти, и именно из таких групп появятся настоящие лидеры. На юношеском уровне мы уже делаем эту работу. Пройдет два года, ребята окрепнут, постепенно перейдут в основную сборную, и появятся другие результаты. Наши специалисты растут вместе со спортсменами, если сейчас позвать любого, самого дорогого иностранца, ребята просто будут не готовы воспринять его информацию, а некоторые элементарно не поймут его, так как не знают английский язык. Еще настолько низкий уровень в некоторых классах, что мы пока азы осваиваем. Конечно, в некоторых сложных, технических классах, например в 470, возможно, придется обратиться к иностранным специалистам, и этот поиск идет. Нужно найти специалистов на долгосрочной основе, а не на разовые мероприятия.
— Хорошо, а есть специалисты в сборной, которые занимаются мат.частью, помогают с настройками, разгоном лодок, которые занимаются медициной, психологией?
Сейчас в Сочи прошел сбор для спортсменов 14-18 лет. Он показал, что очень слабо ведется подготовка в регионах и физическая, и теоретическая. Спортсмены приезжают после четырех месяцев работы дома, должны быть в хорошей физической форме, но они просто не выдерживают трехчасовой полноценной работы на воде. Люди не занимались дома. Это и тесты по физ.подготовке показали. К осенним сборам я буду искать тренеров по физ.подготовке, именно из легкой атлетики. Наши спортсмены не умеют элементарного, например правильно бегать — неправильно наступают на ногу, соответственно неправильно идут нагрузки на позвоночник и колени. Их просто этому не учили. Очень мало подвижных тренировок, некоторые злоупотребляют тренажерным залом, а, по факту, в таком возрасте должно быть больше работы с собственным весом, тренировок на развитие координации, гибкости, ловкости и работы над выносливостью. Будем искать специалиста.
По психологии мы с декабря 2013 года работаем с обновленной комплексной научной группой, там несколько психологов. Плюс врач молодежной команды, по образованию — врач спортивной медицины и спортивный психолог.
— Психологи знают специфику парусного спорта?
Да, одна. Это Елена Сюзева, шкотовая экипажа Екатерины Скудиной на Олимпийских играх 2012 года (4 место на Играх 2012 в Лондоне, чемпионка Европы). Она учится в магистратуре по дисциплине «спортивная психология», несколько раз привлекалась на сборы, проводила и обрабатывала тестирование. У нее есть желание развиваться в этом направлении, и нам тоже очень интересен ее огромный опыт. Она сможет помочь ребятам настраиваться на работу, преодолевать трудности в экипаже и многие другие вопросы с успехом закроет.
— А все-таки, есть техническая группа в сборной?
— Пока такой группы нет. Будем формировать, а если не найдем специалистов в России, будем привлекать иностранцев. Правда, я считаю, что иностранные тренеры не дают долгосрочного результата. Это решение краткосрочных задач. Ты платишь за опыт, но он будет очень дозированным. Надо воспитывать, растить и учить своих специалистов. Всероссийская федерация парусного спорта начинает целую серию обучающих программ для тренеров, будем молодежь подтягивать. Спортсмены, которые заканчивают карьеру в спорте, хотят делиться своими знаниями. Наша задача обучить их.
— Если посмотреть на юношескую сборную, ты видишь в ребятах потенциал? Понимаю, что ты не захочешь говорить про персоналии…
— Таких ребят очень много, у них горят глаза, они хотят заниматься. Им просто нужно помочь, организовать системную подготовку. Проблема еще и в том, что после централизованных сборов ребята загораются, а потом приезжают домой и системной подготовки там не получают. Чуть-чуть отойду в сторону, но это важный системный сбой по тренерским кадрам в нашей стране. В нашей системе тренеры сильно держатся за спортсменов, потому что от их результатов напрямую зависят зарплаты. Они переходят за ними из класса в класс, и если в начале подготовки тренер является «крыльями» для атлета, то дальше зачастую, по мере совершенствования спортсмена, он становится «камнем на шее». Они ни за что не отдадут своего спортсмена, потому что потеряют в зарплате. Часто можно встретить ситуацию, когда у одного тренера в группе спортсмены от «Оптимистов» до олимпийских классов, и, конечно, на всех внимания и времени не хватает. Вывод — нет правильной передачи спортсмена от тренера к тренеру при переходе из класса в класс, и это не только к нашему спорту относится. Это во всей стране такая система.
— Как вы работаете с коллективом, чтобы у ребят формировалось ощущение команды?
— По итогам сбора мы провели большое собрание, рассказали о программе, мотивировали ребят к работе, показали перспективы. Конечно, все должны понимать, что это не просто паровоз, в который ты сел и можешь ножки свесить, это не раздача подарков. Право попадания в «Команду надежд» надо заслужить и постоянно доказывать своими результатами и своей работой. Многие ребята еще учатся, и это немаловажный элемент подготовки спортсмена. Дети должны развиваться, понимать сложные физические, технические, гидродинамические, аэродинамические и метеорологические процессы. Нужен образованный спортсмен, спортсмен жаждущий новых знаний для достижения своих жизненных целей. Мы и о развитии личности говорим, о воспитании человека.
В этом возрасте они уже для себя принимают решение, хотят ли они дальше заниматься выстраиванием своей спортивной карьеры — значит надо тренироваться и работать, учиться и постигать технические и гуманитарные знания, которые пригодятся тебе для дальнейшего личностного и спортивного роста. Теперь раздачи туристических путевок на чемпионат мира не будет, а будет жесточайший отбор. Мы лучше никого не повезем или повезем одного достойного, чем будем заниматься спортивным туризмом.
— А зарплаты будут платиться спортсменам?
Зарплаты в программе не предусмотрены как таковые. Спортсмены уровня сборной команды — это лидеры, которые получают зарплаты и стипендии в своем регионе, а лидеры в олимпийских классах получают достойные ставки в Минспорте. Это мы говорим о спортсменах 15 лет и старше.
По программе ребята будут получать мат.часть, логистику под эту мат.часть, тренеров и специалистов со всем оборудованием, экипировку специальную и береговую, участие в тренировочных мероприятиях и в конце года гранты, если достигнут определенный запланированный результат. В программу можно попасть на любой стадии, главным критерием будет являться результат и желание тренироваться и совершенствоваться. Тут надо добавить, что если мы видим, что спортсмен тренируется прогрессирует и на промежуточных регатах начинает показывать результаты, таких ребят мы тоже будем поддерживать.
Хочу подчеркнуть, что из программы так же легко можно будет выпасть, если не выполняются требования. Это касается не только результата. Это касается физической подготовки, знания правил, теории, английского языка. Если мы видим, что спортсмен откровенно не заинтересован в работе, ленится, то его дальнейшего прогресса просто не будет. Это временный результат и человек просто занимает
— По твоему мнению у вас сейчас есть рычаги воздействия на ребят, рычаги которые помогут создать команду? Как происходит формирование командного духа, в чем магия формирования этой общности людей, зараженных одной целью – победить?
Прежде всего, это постоянный контакт со спортсменом. Спортсмен чувствует свою нужность, когда он чувствует помощь, он начинает отдаваться спорту еще больше. Очень правильную тему ты затронул, ведь для некоторых спортсменов главной целью спортивной карьеры является отбор на чемпионат мира. Им очень важно получить экипировку, чувствовать, что он в команде, он отобрался, но туда они едут не показывать результат, а просто участвовать. Цель достигнута, я отобрался… Нам нужно поменять этот настрой.
— Ты же понимаешь, что это замкнутый круг, ведь у многих членов взрослой сборной происходить то же самое, надо взять лицензию и успокоиться, потому что тебе придет грант, премия…
— Это же у нас на отборочных соревнованиях происходит…
— Как сломать эту порочную практику, как заставить человека строить свою жизнь честно и ответственно?
Нужно, чтобы спортсмен поверил в то, что он может достичь успеха. Многие просто не верят, у многих откровенно низкая самооценка. Они занимаются,