Партнер «Сочи-2014»: Избежим историй, подобных гибели атлета в Ванкувере
— Когда возникла сама идея поддержки олимпийского движения? Как вообще рождаются такие идеи, ведь ваша компания поддерживает не только Олимпийские игры, но и футбол, автогонки, да и отдельных спортсменов тоже?
— Panasonic — одна из трех компаний, которые поддерживают Олимпийские игры с 1988 года, когда МОК впервые представил свою программу олимпийского спонсорства. Ее прототипом стала программа 1984 года, с помощью которой привлекались средства на Олимпиаду в Лос-Анджелесе.
В США она, к сожалению, не имела большого успеха, поскольку партнерские возможности были ограничены американским рынком. Но сам принцип заинтересовал МОК, и было решено распространить его в общемировом масштабе. Тогда-то Panasonic и получил от МОК предложение о сотрудничестве, ведь наши аудио- и видео-технологии были необходимы для успешной организации Игр.
Поддерживая то или иное мероприятие, мы преследуем две главные цели — маркетинговую и социальную. Сочинские игры, например, открывают широкие возможности для продвижения наших продуктов и технологий на российском рынке. Как Всемирный партнер МОК, мы обладаем определенными маркетинговыми правами (на использование символики и т.д.) и используем их в своих маркетинговых активностях.
Есть, кстати, другой пример — сотрудничество с командой Toyota в «Формуле-1». Мы были ее спонсором в 2002-2010 годах. Компания Toyota — один из ключевых клиентов Panasonic, поэтому мы решили поддержать ее спортивный проект. Было здорово, что все фанаты Ф1 видели наш логотип на борту болидов Toyota.
— Почему выбор пал именно на них? Ведь в то время в паддоке были автомобили с двигателями еще более известного спортивного бренда Honda…
— Да, все верно, но с Honda мы уже сотрудничали в американской серии Indy, поэтому в «Формуле 1» решили поддержать другую японскую компанию.
Кроме бизнеса есть еще и социальная составляющая. Мы полностью разделяем ценности олимпийского движения. Крупные спортивные проекты способствуют распространению идей мира и гармонии, привлекают молодежь к занятиям спортом. Поэтому мы рассматриваем Олимпийское спонсорство и поддержку спортивных проектов как важную часть корпоративной социальной ответственности. Наибольший упор стараемся делать на помощь молодым спортсменам, чтобы вдохновлять и мотивировать их сверстников.
— Почему вы решили спонсировать ярославский «Локомотив»? Почему именно хоккейный клуб?
— В первую очередь потому, что хоккей — самый популярный зимний вид спорта в России. Во-вторых, «Локомотив» — один из топовых клубов российского чемпионата и КХЛ. В вопросе спонсорства многое еще зависит от доступности команды. Например, даже если мы очень захотим стать спонсором мадридского «Реала», не факт, что у нас будет такая возможность.
Panasonic спонсирует массу самых разных команд во всем мире. При выборе «подопечных» мы всегда ориентируемся на массовость и популярность вида спорта, а также на имидж конкретного атлета или команды. Например, такого спортсмена как Деннис Родман мы бы, скорее всего, не поддержали, он слишком экстремальный. А вот молодой талантливый футболист «Барселоны» Неймар Жуниор, напротив, очень нам импонирует. Он недавно стал всемирным посланником бренда Panasonic.
Акира Нуноя и наставник ярославского «Локомотива» Петр Воробьев. фото РБК
— Какая из ваших технологий или решений была самой интересной и была воспринята миром лучше всего?
— Мне сложно выделить какую-то одну технологию или решение. Все они в определенный момент были самыми инновационными и воспринимались зрителями как чудо. Например, в 1996 году на Олимпиаде в Атланте все были поражены огромным светодиодным экраном, установленным на центральном стадионе, где проходили церемонии открытия и закрытия, а также соревнования по легкой атлетике. До тех пор никто не видел ничего подобного. А теперь это уже обыденность – в Сочи мы поставим пять LED-экранов общей площадью 745 кв.м. И это никого не удивляет.
— Какой срок обычно проходит между презентацией технологии и повсеместным внедрением ее в жизнь?
— Бывает по-разному. Но в последнее время внедрение технологий явно ускоряется. Например, для массового распространения Full HD потребовалось 5-6 лет. За это время технология стала доступной каждому обывателю. А вот 3D, которое дебютировало в Ванкувере, уже в следующем году было почти везде. Теперь все только и говорят о новых форматах 4K и 8K. Для массового распространения последней потребуется лет 10, потому что придется менять не только домашние телевизоры, но и оборудование вещательных компаний.
— В Сочи, насколько мне известно, вы сосредоточились на системах безопасности, расскажите о них поподробнее.
— Мы предоставили около 11 тысяч камер видеонаблюдения для спортивных и инфраструктурных объектов Сочи, это своеобразный рекорд за всю историю Олимпиад. Можно сказать, что безопасность участников и гостей Сочи будет обеспечена, в том числе, и с помощью технологий Panasonic.
Наши камеры используются не только для общего видеонаблюдения, но и для обеспечения безопасности спортсменов непосредственно во время соревнований. Объясню на примере. Есть камеры, которые расположены по периметру санно-бобслейной трассы. Они отслеживают изменение формы желоба, состояние покрытия и прочее. Если, не дай бог, кто-то из спортсменов останется на трассе, сотрудники мониторинговой службы мгновенно это увидят. Все это направлено на то, чтобы избежать таких трагических событий, как гибель грузинского саночника в Ванкувере.
Уникальное решение, созданное специально для Сочи, — гигантский 26-тонный светодиодный медиа-куб, который расположен в Большом ледовом дворце «Большой», где будут проходить соревнования по мужскому хоккею. Он будет использоваться для трансляции всего, что происходит на арене. Таких сложных конструкций не было ни на одной Олимпиаде – у куба нет углов, швов и стыков, благодаря чему на него можно выводить круговое изображение высочайшего качества, выше чем Full HD.
— Мы смело можем говорить, что Олимпиада в Сочи будет самой дорогой в истории, а ваши инвестиции выросли по сравнению с прежними Играми?
— Я не имею представления о бюджете Российской Федерации и расходах на Олимпиаду (смеется). Но, кажется, вы правы. Но это можно объяснить — все предыдущие Олимпиады проводились в больших городах с развитой инфраструктурой. А в Сочи пришлось строить новый город, возводить спортивные объекты и инфраструктуру с чистого листа. Так что неудивительно, если эти Игры окажутся дороже предыдущих.
Наш контракт с МОК, к сожалению, не позволяет мне озвучивать точный размер нашего партнерского взноса, но могу сказать, что эта сумма фиксирована. До 2018 года она не изменится. Так что Олимпиады в Ванкувере, Лондоне и Сочи удостоились одинаково высокой технической поддержки.
Сейчас мы ведем активные переговоры с МОК по продлению партнерского контракта до 2024 года и, надеюсь, скоро сможем объявить о результатах. Большую роль в этом сыграло утверждение Токио как столицы Олимпийских летних игр 2020 года.
— Как окупаются ваши инвестиции? Вообще, стоит перед вами задача окупаемости или тут больше работает вопрос престижа марки?
— Кроме спонсорского взноса наша компания предоставляет большое количество аудио- и видеооборудования на коммерческой основе. Судя по росту продаж, наше сотрудничество с МОК эффективно. Кроме того, мы получаем право использования логотипов и символики Игр, а это тоже положительно действует на продажи.
— Как вы относитесь к внедрению электронных технологий в судейство, например, в футболе?
— Здесь есть две точки зрения. Как сотрудник Panasonic, я могу сказать, что мы делаем все необходимое нашему заказчику — национальным спортивным комитетам, тренерам, командам и спортсменам. Если они хотят получить что-то новое, что поможет им тренироваться и улучшать свои результаты, мы сделаем это. Каждая Олимпиада становится и для нас своеобразным вызовом, который заставляет совершенствовать и изобретать новые технологии. Благодаря им мы развиваемся сами — иначе и быть не может.
Но как простой человек, я против излишней технологизации и особенно автоматизации судейства. Я убежден, что зрители приходят на стадион, чтобы насладиться зрелищем, драмой. И судейские ошибки и даже предвзятое судейство — это ее неотъемлемая часть. Поэтому мне, как зрителю, не нужны электронные судьи. Конечно, это мое личное мнение, но уверен, что большинство болельщиков со мной согласятся. Мы хотим видеть и игру, и ошибки. Мы же люди.
Наши технологии должны использоваться для обеспечения безопасности зрителей, они должны помогать атлетам улучшать показатели, но никак не для того, чтобы лишать соревнования зрелищности и драйва.