О.Романцев о допинге в "Спартаке", крахе "Анжи" и работе с Фергюсоном
Бывший тренер "Спартака" и сборной России Олег Романцев в эксклюзивном интервью "РБК-Спорт" рассказал о планах на будущее, высказался об откровениях Сергея Юрана, прокомментировал "эксперимент с "Анжи" и идею Объединенного чемпионата.
- Говорят, что вы все-таки решили возобновить карьеру главного тренера?
- Есть хорошие предложения, есть мысли… Не сегодня–завтра приму решение.
- Долгий перерыв не станет помехой?
- Я от футбола не отхожу – в курсе всех футбольных дел, тенденций, всегда на футболе, общаюсь с футболистами и тренерами. Поэтому такого рода трудностей нет.
- В чемпионате начинают появляться новые команды-звезды из регионов. В этом году "выстрелил" "Ростов" с вашими любимцами Дзюбой и Ананидзе. Как думаете, сумеет эта команда закончить сезон в первой пятерке?
- Вряд ли "Ростов" поднимется выше пятого места. Команда играет хорошо, мне это очень приятно, действительно, потому что за нее играют Ананидзе и Дзюба. Я болею за "Ростов", но объективно – им вряд ли удастся совершить чудо.
- А другим - "Амкару", "Краснодару", "Кубани" - это под силу?
- "Амкар" прекрасно проявил себя за счет установленной в команде дисциплины. У команды тренер, который имеет за плечами очень хорошую футбольную школу, правильно подходит к играм, готовит футболистов. Если так и дальше пойдет, не исключаю, что "Амкар" сможет зацепиться за первую тройку.
Что же касается краснодарских команд – они и в прошлом сезоне были очень хороши. В этом году "Кубань" неожиданно стала показывать не лучший свой футбол. "Краснодар" - интересный и перспективный. "Кубань", думаю, заиграет лучше.
- На ваш взгляд, хорошие результаты команд из регионов возможны без огромных финансовых вливаний?
- Я же не знаю, какие деньги у кого появились. Сужу, в общем-то, по своему опыту – мы играли за команду. Если платили мало, качество игры от этого не менялось. Играли, как могли. У нас такого вообще не было – много платят или мало… Какая разница, сколько заплатят? Раз есть соперник, значит надо его обыгрывать.
- Как скажется на российском футболе история, случившаяся с "Анжи"? Повредит ли она репутации нашего футбола или, напротив, опыт выступления в России звезд вроде Это'О поможет привлечь новых игроков высокого уровня?
- Думаю, что на имидже негативно не должно сказаться. История с "Анжи" - это эксперимент. Не получилось – значит, ничего страшного. А получилось бы - все только порадовались бы. Ситуация сказалась на команде, но не на футболе в целом. Эксперимент – это тоже хорошо. И осуждать руководство команды несправедливо. Эксперимент всегда может оказаться классным, а может быть и провальным.
- Может быть, и "Кубань" тоже проводит эксперимент – нацелилась на еврокубки, поэтому показывает не очень хорошие результаты в чемпионате?
- Да какая разница, на что нацелена?! Если ты играешь, то выигрываешь и в чемпионате, и в Европе. Не думаю, что "Кубань" поставила себе цель выиграть Лигу Европы. Вообще-то для любой команды во всех странах, чемпионат – это главное. Ну, за исключением Лиги чемпионов. Остальные турниры на втором плане. Лига Европы – это европейская вторая лига.
Конечно, надо стараться во всех матчах выигрывать. Я, честно говоря, не верю, что насыщенный график как-то мешает футболистам играть в полную силу. Ну не может быть, чтобы молодые ребята – от 18 до 30 лет – не были в состоянии восстановиться за три, четыре дня, неделю. Такого не бывает. Такого рода объяснения, это все – стопроцентные отговорки, даже не сомневайтесь. Проиграли Лигу только потому, что нацелены на чемпионат – это тоже отговорки.
- Получается, что недавнее высказывание Карпина – отговорка?
- Я не слышал об этом ничего. Когда я работал, считал, что надо играть в полную силу во всех турнирах, но на месте Карпина ответил бы точно так же. Ну а что еще говорить? Проиграли, значит, сосредоточимся на том, что осталось. Правильно он все сказал.
- Какое впечатление произвели на вас Маджид Уорис и Лукас Барриос, форварды "Спартака"?
- Это к Карпину вопрос. Я лучше при своих впечатлениях останусь.
- Но, все-таки можно о них что-то сказать?
- Не скажу, что они плохие. Хорошие футболисты. Но ведь я их совсем не знаю. А для того, чтобы узнать, какой уровень у футболиста, я должен с ними тренироваться, обедать в столовой, постоянно быть рядом. Я не могу оценить игрока, наблюдая за ним со стороны. Только если бы я с ним работал. Спросите про тех, кого я тренировал. Вернее, кого я тренировал, и они меня тренировали одновременно.
- Недавнее интервью Сергея Юрана заставило вновь говорить о допинге в "Спартаке" и судьбе Егора Титова. Если бы не та история, смог бы Титов заиграть в Европе на высоком уровне?
- Ничего сказать не могу, потому что я не читал эту статью и ничего об этой истории не знаю.
- Юран рассказал о том, что тренерский штаб "Спартака" давал Титову допинг.
- Глупость. Сережа не мог такое сказать. И он, и Егор – это мои очень хорошие друзья. Они со мной работали. Не верю в это и никогда не поверю. Зачем Титову нужен был допинг?! Он был лучшим футболистом России на тот момент. Какой смысл был принимать таблетки, если он любого мог порвать! Не мог Серега такое сказать. Я Титова знаю с 13 лет, он не стал бы такое делать.
Речь идет о периоде, когда я не работал. В то время меня не было. Могу сказать одно – при мне таких вещей не было и быть не могло.
- Что помешало Титову начать играть в ведущих европейских клубах?
- Он сам не хотел. Я тоже ему говорил: "Ты игрок европейского, мирового уровня". Но он не стал уезжать из России. Вот по себе скажу – я тоже не стал работать в Европе, хотя мне предлагали такие команды, что… Но я не хотел. Я люблю Россию и хочу здесь жить.
- А кто из ваших воспитанников оказался недооцененным?
- Все. Без исключения. Я считаю, что каждый из моих ребят мог играть лучше, чем они играли. И скорее всего, моя вина в этом тоже есть: где-то недотребовал, недотренировал. Но все могли играть лучше, даже те, кто достиг самых больших высот.
- В чем причина?
- Не знаю. Сложилось так. Может, и Марадона мог играть еще лучше. Этот вопрос – только к футболистам.
- Недавно закончил карьеру ваш коллега и знакомый сэр Алекс Фергюсон, и сразу же "Манчестер Юнайтед" стал играть хуже. Сколько времени, на ваш взгляд, потребуется команде на то, чтобы оправиться от ухода Фергюсона?
- Не буду комментировать, поскольку я знаю, как было на тренировках Фергюсона. Мы с ним несколько раз обменивались опытом – он приезжал ко мне на тренировки, я к нему. А давать оценку работе нынешнего тренера не могу, просто потому что не знаю его методы.
- Тогда, может, оцените тренерские способности Дмитрия Аленичева?
- Великолепный Аленичев тренер. Но у него есть одна большая проблема – он слишком любит футбол, футболистов и слишком добрый. Когда я только начинал тренировать в "Красной Пресне", ко мне приезжал великий хоккейный тренер Анатолий Тарасов. Мы с ним дружили. Так вот, он однажды, когда я пожалел футболистов, сказал мне: "Олег, надо уметь резать мясо". Надеюсь, Дима тоже это поймет. А опыт, знания, порядочность, думаю, в перспективе позволят стать ему лучшим тренером России.
- Каким вам видится решение проблемы со стадионами, которые сейчас испытывает Москва?
- Чтобы не было этой проблемы, не надо было ничего делать с графиком чемпионата России. Или хотя бы предварительно просчитать последствия, прежде чем что-то начинать. Возникает вопрос к тем людям, которые это все придумали: у нас что – Голландия или Германия, чтобы играть зимой? Ну нельзя так у нас играть.
А раз нельзя, то надо строить закрытые стадионы. Не построили – вот и получили. Даже сборной играть негде! Вы постройте сначала стадионы! Видите же, что другая у нас погода. Как не поймут люди? Ребята-бразильцы тоже, может быть, с удовольствием стали бы чемпионами по хоккею на льду, но нет у них льда...
- Как вы относитесь к идее Объединенного чемпионата России и Украины?
- Великолепная мысль! Но утопическая. Я на днях поеду в Днепропетровск, там будут отмечать годовщину чемпионства команды. Так вот, все знакомые на Украине – только "за". Хотя мы все понимаем, что сделать это сейчас будет очень тяжело. Футболисты готовы хоть завтра начать играть в Объединенном чемпионате. Но есть много организационных моментов. Тут надо решить вопрос участия в Лиге чемпионов, в Лиге Европы. Все это обсуждать в УЕФА и ФИФА: спрашивать, договариваться о том, сколько команд будут участвовать в тех же еврокубках.