Глава РФБ пыталась по телефону тренировать сборную на Евробаскете
— Федор, что заставило вас написать заявление об уходе? Ведь вы проработали в РФБ всего три месяца…
— Когда два месяца назад меня представляли публике на пресс-конференции, я сразу сказал, что пришел в РФБ не за статусом, а ради реальной, практической работы. Я шесть лет учился в американском университете Utah Valley University, где сначала тренировался в студенческой баскетбольной команде, а затем занимался организацией турниров. Затем был управленцем в крупнейших компаниях. Так что определенные опыт и знания как по баскетбольной, так и по менеджерской части у меня имеются. Просиживать штаны на должности в РФБ мне неинтересно. И как только пришел к заключению, что реальной работы с командой Юлии Аникеевой у меня не складывается, я написал заявление об уходе. Привык работать с профессионалами…
— Какую реальную работу вы имеете в виду?
— Результат, как известно, складывается из мелочей. С самого начала подготовительного периода к Евробаскету вокруг сборной создалась аура "подводных течений". Например, ничего не имею личного против агента Андрея Спиридонова (который в результате стал членом исполкома), но из-за того что он постоянно крутился вокруг команды, присутствовал на тренировках, начали ходить шутки типа "хочешь попасть в сборную, подпишись у меня" — то есть перейди в команду, которую я представляю. Естественно, это сильно нервировало некоторых игроков. Сборная должна априори быть избавлена от внешних влияний. Такого быть не должно в принципе.
— Вы пытались как-то повлиять на ситуацию?
— Что-то объяснять руководству было абсолютно бессмысленно, так как оно элементарно не понимало тонкости работы сборных команд. Скажем, придя на должность генменеджера, я начал с того, что представил свой план создания института главной сборной страны с созданием четкой системы подготовки, неких регламентов и порядков, штатного расписания и тому подобного. Хотя с моим планом согласились, сказали, что он, мол, верный, но как только я пытался начать хоть что-то делать, сталкивался с непробиваемой стеной "приходи потом — обсудим позже". И тогда я понял, что это болото не растрясти. В ответ президент РФБ Юлия Аникеева заявила, что отвечать за подготовку вообще всех сборных, начиная с младших возрастов, должен один человек. После этой фразы я понял, что президент РФБ вообще не представляет себе, как функционирует институт сборных команд. Я как управленец всегда выступаю за оптимизацию, но в данном случае она нанесет очевидный вред общему делу.
— Что собой представляет ваша программа?
— Я предложил создать прозрачный институт сборной команды, рассчитанный не на один и не на два цикла. К любому крупному турниру он должен начинаться, как только закончилось предыдущее соревнование. Это огромный объем работы, включающий такие мелочи, как поиск гостиниц для проживания команды на сборах и самом чемпионате, авиа- и автоперевозчиков, экипировку, поиск спонсоров, наконец. Поэтому я был в шоке, когда после завершения чемпионата Европы Юлия Аникеева заявила: "Следующие два месяца делать тебе ничего не надо" — с подтекстом, будто бы я просто так буду получать свою зарплату. К слову, финансовые договоренности между нами также были нарушены, я работал на основании устного соглашения, но два раза г-жа Аникеева брала свои слова назад. Это тоже очень показательный момент. Но дело даже не в этом. Мне-то искренне казалось, что в нынешнем положении дел генменеджер и его команда должны работать по 25 часов в сутки, чтобы исправить ситуацию.
— Что происходило в раздевалке сборной во время Евробаскета?
— Ключевой момент — второй матч группового турнира с Грецией, большой перерыв. Я присутствовал в раздевалке, пока тренер давал указания игрокам. В этот момент у меня начал разрываться телефон. Я постоянно сбрасывал, чтобы не мешать ребятам. Уже потом обнаружил 22 пропущенных вызова от президента федерации.
— И что она хотела?
— Чтобы я передал трубку главному тренеру сборной Василию Карасеву и он выслушал ее ценные советы на игру! В следующем матче со Швецией повторилась та же картина, только там в ответ на мои возражения президент устроила самую настоящую истерику. Юлия Аникеева не любит и не умеет работать с людьми, которые выдвигают контраргументы. Ей нужно беспрекословное подчинение. В частности, накануне турнира без объяснения причин был отстранен от работы со мной толковый помощник, который успел потрудиться всего месяц (второй, хоть и доработал, но ему объявили об увольнении во время чемпионата), что также не могло не повлиять негативно на обстановку в сборной. Да и вообще, убирать людей, которые отвечают за важнейшие участки работы чуть не накануне отъезда на чемпионат… Серьезные менеджеры так не поступают. Подготовка к первенству Европы была на грани срыва. Пришлось приложить титанические усилия, чтобы все прошло гладко. И тут у меня встал вопрос об адекватности всей ситуации, о профессионализме главы федерации.
— Многое говорилось о возможных фальсификациях на выборах президента РФБ. Федерация баскетбола Пермского края даже оспорила результаты выборов через суд. Сейчас, по прошествии времени, вы считаете, что выборы были легитимными?
— Я лично убедился, что Юлия Аникеева слаба и неэффективна как управленец. Исходя из событий последних трех месяцев, начинаю склоняться к тому, что фальсификации могли действительно иметь место, и выборы, вероятно, прошли незаконно. Хотя утверждать наверняка я не могу — точку в этом деле поставит суд.
— Министр спорта Виталий Мутко заявил, что после завершения упомянутого суда серьезно разберется в работе РФБ...
— Посыл очень правильный, и принять антикризисные меры просто необходимо. Люди, которые сейчас руководят нашим баскетболом, некомпетентны. И действовать тут требуется решительно. Мое мнение — федерации нужен новый президент. Если все оставить так, как есть, то баскетбол, который, как сейчас говорят, уже увидел дно, может оказаться в более худшем положении.
— Почему же во время предвыборной кампании вы поддержали именно Аникееву?
— Потому что тогда, на берегу, я верил, что человек с ее управленческим опытом поможет российскому баскетболу. Но в итоге у реальной власти остались все те же Сергей Чернов, Евгений Гомельский, которых совсем недавно обвиняли в развале федерации и коррупции.