Ф.Капелло: Сборной России нужны настоящие звезды
- Фабио, вы, как один из лучших тренеров в Италии, что можете сказать о нынешнем положении дел в "Скуадре Адзурре"?
- Это очень интересная команда, в ней есть отличные футболисты и великолепный тренер. Она может быть одним из фаворитов грядущего чемпионата мира. Чезаре Пранделли создает великую команду с победным менталитетом. Я считаю, он проделывает выдающуюся работу, - приводит слова Капелло официальный сайт ФИФА.
- А если говорить о тактике, многое ли изменилось с тех пор, как вы покинули родину?
- Когда я был тренером "Милана", то привык к схеме 4-4-2, которая потом трансформировалась в 4-3-3, потому что мой правый полузащитник (это был Руд Гуллит или Деян Савичевич) облюбовал позицию инсайда. Мы привыкли использовать в группе атаки пять или шесть футболистов.
Когда мы выиграли "скудетто" с "Ромой", то играли с тремя защитниками, а в "Реале" стали использовать четырех защитников — такой схемы я придерживался в Англии, такой придерживаюсь в России.
С моей точки зрения, сейчас ключевой момент — использование полузащитников, потому что им больше всего приходится приспосабливаться к изменениям в игре. Если они играют креативно, изобретательно, это существенно помогает.
Именно поэтому, когда в твоей команде есть такие футболисты, как Пирло, Хави или Иньеста, ты чувствуешь себя более раскрепощенно.
- Что вы думаете о футболе, который проповедуют "Барселона" и сборная Испании — полузащитники этих команд все время меняют позиции на поле.
- Дело в том, что если у тебя нет квалифицированных футболистов, которые имелись у Гвардиолы, то экспериментировать очень сложно. Речь идет не только о полузащитниках.
Пересмотрите матч Италия — Испания на Кубке Конфедераций - Де Росси заканчивал играть на позиции либеро, а Хави выступал в роли "девятки". Если у тебя есть игроки такого калибра, то возможно все.
- А есть ли существенная разница в работе тренера сборной и тренера клуба?
- Когда ты работаешь в клубе, ты можешь общаться с футболистами о чем хочешь, и это помогает лучше понимать, что хочет команда, какие есть проблемы. Проще выстраивать командный дух, а кроме того, ты способствуешь тому, что игрок прибавляет, ты применяешь различные тактические схемы.
В сборной же ты получаешь футболистов за четыре дня до игры, поэтому все гораздо сложнее. В этом случае ключевой фактор — психология, командный дух. И, что также очень важно, в короткий промежуток времени необходимо, чтобы футболисты поняли, что ты от них хочешь. Наконец, давление в сборной существенно выше.
- Не кажется ли вам, в таком случае, что нужно специально подбирать тактику, которая подошла бы футболистам?
- Конечно, нужно подбирать тактическую схему, которая соответствовала бы уровню футболистов. Хороший тренер расставляет игроков на те позиции, где они полезнее всего могут себя проявить.
- Есть ли какие-то особенности работы со сборной России?
- В основном приходится общаться через переводчика, потому что никогда не знаешь, насколько точно поняли твои слова. Это важно в особенности в тех случаях, когда твои слова реально должны помочь игрокам понять, что нужно делать, как нужно работать перед ответственным матчем. И если ты используешь правильные формулировки, это может изменить все. Что касается тренировочного процесса, то тут все проще.
- Вам сложно подбирать футболистов на конкретные позиции?
- Плохо, что в здешнем чемпионате в каждой команде играет всего четыре-пять российских футболистов. Поэтому выбор игроков очень ограниченный — по сравнению с Испанией, Италией и Францией. Приходится проводить большую работу, хорошенько выбирать из тех, кто есть в наличии.
Я живу в Москве, каждую неделю просматриваю три-четыре матча. Так же поступают и мои помощники. Есть всего 60 футболистов, из которых можно выбирать, поэтому требуется проводить большую работу, чтобы выбирать лучших из лучших.
- Важно ведь еще и то, что российских легионеров в европейских клубах не так много.
- Это проблема. Есть всего четыре футблолиста, которые играют вне России. И у нас нет натурализованных футболистов, как в Германии, Франции, Англии или Португалии.
Если говорить о российских футболистах, то в смысле техники они очень хороши, но для хорошего баланса игры сборной нужны звездные имена. В последнее время в Российской премьер-лиге появляется много топовых футболистов, это должно помочь местным игрокам стать более конкурентоспособными.
- Давление, которое оказывают на вас в России, сопоставимо с давлением в Англии?
- Английские СМИ прессуют люто, это очевидно всем. Но мне сложно сравнивать с тем, что происходит в России. Потому что здесь я не понимаю, что говорят журналисты (смеется)! Но, честно говоря, меня это все не очень трогает.
- Что вы можете сказать о времени, проведенном в сборной Англии?
- Думаю, все было очень хорошо. Но могло быть и лучше. То, как мы сыграли на чемпионате мира против Германии, до сих пор ранит сердце. Но в целом я удовлетворен. Я приехал в Англию, когда команда не смогла пройти на Евро-2008, а при мне сборная спокойно прошла две квалификации. Была неплохая победная серия, кроме того, я дал шанс многим молодым и талантливым футболистам — таким, как Дэнни Уэлбек, Джэк Уилшир, Фил Джонс, Эшли Янг, Джеймс Милнер и Джо Харт. Тео Уолкотт уже играл за сборную, но он раскрылся при мне. Думаю, я оставил неплохое наследство.
- Как думаете, почему Англия не смогла выиграть какой-нибудь крупный трофей?
- Потому что мы были уставшими. Сборная выглядела не очень свежей из-за того, что в чемпионате не было паузы. Это похоже на ситуацию, когда ты ведешь машину: если ты остановишься на полпути и заправишься, то точно доберешься туда, куда надо. Но если ты этого не сделаешь, твой бак опустеет до того, как ты достигнешь цели.