А.Богалий-Титовец: Никакая медаль не стоит того, чтобы ребенок страдал
Российская биатлонистка, двукратная олимпийская чемпионка в эстафете Анна Богалий-Титовец дала "РБК-Спорт" интервью, в котором рассказала о жизни после завершения спортивной карьеры, воспитании ребенка и собственном турнире.
- Завершив спортивную карьеру, вы стали заниматься преподавательской деятельностью в университете. Почему не остались тренировать профессиональных спортсменов?
- По первому своему образованию я преподаватель спортивных дисциплин, могу работать с детьми, начиная с детского сада и заканчивая студентами. Поэтому сейчас спортом высших достижений не занимаюсь, работаю на кафедре физвоспитания в Сибирском государственном университете путей сообщения. Здесь хорошая школа, студенты всегда неплохо бегали на лыжах. Сейчас веду четыре группы. Сначала было немного боязно, но я не боюсь заниматься новым. Кроме того, после спорта хотелось связать себя с любимым делом. Уже написала программу обучения, сейчас пытаюсь воплотить в ее жизнь.
- Но сразу после ухода из спорта ведь были другие планы?
- Да, тогда было интересно заняться массовыми соревнованиями. Я прошла три Олимпиады, имею хороший багаж, знаю, как проходит подготовка таких мероприятий. Биатлон - сложный вид спорта, особенно в том, что касается технической безопасности. И так как я в этом во всем варилась, то и хотелось погрузиться в организацию.
Но детская программа, то, чем я сейчас занимаюсь, дает больше в плане самореализации - ощущение будущего, что жизнь продолжается. Да и я сама развиваюсь. Делаю не то чтобы что-то грандиозное, но нужное. Хочется заинтересовать больше детей, создать для них комфортные условия.
- Вы получили одобрение своей программы на министерском уровне, что дальше? Готовитесь к реализации?
- Знаете, в спорте все предельно понятно: побежал, выступил, получил результат. А в работе с чиновниками иногда кажется, что дело застопорилось и ничего не продвигается, хотя на самом деле у них работа идет, просто объемы большие и многое происходит не так быстро. Пообщавшись с чиновниками, поняла, что это я сама такая торопливая – работаю быстро и хочется, чтобы и все вокруг также оперативно делали свое дело.
- Рождение ребенка повлияло на решение заняться именно детским спортом?
- Нет, и до рождения сына я думала об этом. Ведь понятно, что если не будет развития детского спорта, ни о каком высшем спорте не может быть и речи. Тем более, у нас огромные возможности для развития массового лыжного спорта – 80% страны под снежным покровом. Интересно, что многие в России ассоциируют лыжи с тем, что на них нужно бежать. А ведь во многих странах – Италии, Германии, в Скандинавии люди просто гуляют на лыжах. Приезжают на курорты семьями и проводят время в лыжных прогулках, получают от этого кайф. У них там базы отдыха созданы под это, там есть все: кафе на улицах, раздевалки, душ. Например, у нас в Новосибирске есть много площадок для прогулок на лыжах, но нет условий. А если мы создадим людям условия – хотя бы душ, место, где можно попить чай, то люди будут приезжать туда не только в выходные, но и в будни, в обеденные перерывы. Меня лично тоже многое останавливает, например, не могу нормально переодеться, чтобы пробежаться на лыжах. Хорошо, что меня знают, как олимпийскую чемпионку – дают ключи от комнаты, чтобы оставить вещи и переодеться. А так люди переодеваются в машинах, говорят: "Обогрев включим, пока доедем до дома – подсохнем". Есть востребованность, а услуги, как таковой, нет.
- Может, государству перестать тратить огромные деньги на те виды спорта, которые при фантастических вложениях не дают результата, а начать развивать массовый спорт?
- У нас нормальная организация спорта высших достижений. Олимпийские медали – это визитная карточка страны. Но есть перехлест. Мы слишком ориентированы на западную модель в таких видах спорта, как футбол и хоккей. Да, хоккей на должном уровне, хоть в этом году у ребят не получилось. Но футбол... Я сама российский футбол не смотрю, несмотря на то, что представляю клуб "Локомотив". А волейбол нравится. Мне нравится, когда люди работают в сплоченной команде. Наши волейболисты выступают хорошо, но у них нет таких баснословных зарплат, как у хоккеистов и футболистов. При этом парамлимийцы вообще ничего не получают. Просто приезжают на Олимпиады, побеждают, а в остальное время ищут меценатов. Перехлесты очень сильные. Да, и массовый спорт номинально существует, а на деле все зависит от губернаторов – в одних регионах он есть, а в других – нет.
- Вы ушли из спорта неожиданно для всех. Это был продуманный ход?
- Я спонтанно ушла из спорта. Готовилась к чемпионатам, к Сочи. Но однажды приехала домой, а ребенок называл меня то мамой, то бабушкой, все время боялся, что я отведу его в детский сад и не приду забирать домой. Он очень мало со мной был. И все это мне это очень не нравилось: я тосковала, он тосковал. И я решила, что никакая медаль не стоит того, чтобы ребенок страдал. Конечно, если говорить о финансовой составляющей – это не то, что было. Но зато я общаюсь с самым близким для себя человеком. И еще один важный момент – в этом году я впервые планирую уехать на море на несколько недель. Началась обычная жизнь, и я испытываю от этого огромное удовольствие. Нет загнанности, я свободна в действиях.
- Сложно было организовать собственный детский турнир?
– Есть своя специфика, но соревнования развиваются. Я раньше не знала, что очень многие люди готовы поддерживать все, что связано с детьми. Кто-то за свой счет организует питание, как уйгурская диаспора Новосибирска, ГИБДД сопровождает автобусы, местный Сбербанк и "Газпром трансгаз Томск" помогли деньгами. Понятно, что это все разовые проекты. Но и тут получается детям дарить сувениры – разные шапочки, банданы, рюкзаки. Им это важно – многие ребята из дальних районов. Пока получается с миру по нитке – кто-то грамоты напечатал, кто-то пловом накормил, кто-то сок привез. Готовилась полтора месяца, вот сейчас две недели развожу благодарственные письма. А с сентября "Кубок Богалий" будет уже всероссийским, будем приглашать детей из других областей.
Прежде чем начать его создавать, я через себя пропустила все, что было в детстве, и решила, что каждый ребенок и победитель по итогам соревнований должны будут получить сертификат на определенную сумму. В последнем турнире участвовало больше четырехсот детей. Они, может, и не станут олимпийцами, но у них хотя бы останутся светлые воспоминания. Понимаете, я стою на трассе, а они бегут изо всех сил, при этом здороваются, иногда даже спрашивают я это или не я.
- Как складываются отношения с бывшими коллегами?
- Я со всеми продолжаю общаться. Недавно был день рождения – кто только не звонил. Было очень приятно.