А.Ширко: "Спартак" любили за стиль, при Карпине его нет!
Известный российский футболист, шестикратный чемпион России в составе московского "Спартака" Александр Ширко в беседе с корреспондентом "РБК-Спорт" рассказал о проблемах российского футбола и современного "Спартака", потерявшего стиль. Ширко поведал о сомнительных решениях Николая Толстых и подконтрольного ему РФС.
- Давайте начнем с современных спортивных реалий, которые терзают футбольных фанатов. Например, поговорим о РФС с Николаем Толстых во главе. Футбольные руководители предлагают сейчас передать трансферные дела из рук футбольных агентов в руки специалистов внутри самой команды, создать ответственные за это отделы. Насколько эта затея оправданна, и нужна ли она вообще?
- Цель этой затеи, думаю, ясна. Прежде всего, это делается для того чтобы избежать безумных трат, избежать огромного количества посредников и, наконец, взять под контроль денежные потоки, которые крутятся в данном бизнесе. Насколько правильно это, не могу сказать, пока не прочитаю закон или текст, в котором будет подробно расписано, как это будет выглядеть. Просто взять и создать в клубе отдел с юристами, которые начнут заниматься трансферами – это немного не то. Игрока должен представлять свой юрист, которому он будет доверять, который должен изучать контракт, договор и вести переговоры от его имени. А у нас такая ситуация, что мы имеем кучу агентов, которые просто являются агентами и не работают с игроками. Есть определенная группа футбольных агентов, которые ведут переговоры, работают в этом бизнесе, а есть и обычные подставные люди, которые просто числятся агентами.
- А налог на иностранных тренеров из той же песни? Насколько это справедливо заставлять, образно говоря, "Зенит" платить за своего Спаллетти?
- Мне кажется, что это не тот путь. Что значит "налог на иностранного тренера"? Тогда надо вводить налог на футболистов, на иностранцев, работающих в клубе. Это какая-то ерунда. Тренеры сами из своего кармана платят неплохие налоги, сколько еще налогов можно платить? Надо просто придумать четкие границы. Конечно, не такие, как в английской лиге, но к какому-то похожему решению надо стремиться. В российском чемпионате слишком много посредственных футболистов, которые по каким-то странным причинам попадают в наши команды. В том числе и при помощи мутных агентских дел. Поэтому нашим футболистам невозможно пробиться куда-либо, особенно молодым. Эту проблему надо решать не деньгами и налогами, а вводить строгое разграничение и ограничение на тех футболистов, которые могут привлекаться в российский чемпионат.
- Одна из проблем нашего чемпионата не только в лимите на легионеров, но и в судействе. Ну, пригласили с этой проблемой бороться Розетти, да, это уважаемый человек, да, он работает, но наши судьи так и не стали появляться на чемпионатах мира и Европы.
- То, что наших арбитров перестали приглашать на международные турниры, является ярчайшим показателем. Тут все так же, как и у спортсменов, для которых критерием является попадание в сборную и так далее. В судействе проблема у нас давнишняя, которая переходит из года в год, правильно заметили, что ничего не меняется. Решать эту проблему надо. Тут налицо комплекс проблем.
- Но вы же не будете спорить, что человеческий фактор присутствует и в Англии, и в Италии - судейских скандалов и ошибок там хватает.
- Да, человеческий фактор никто не отменял, но у нас же настолько много судейских ошибок из года в год, из матча в матч, которые влияют на исход поединков, на результаты турниров, что люди уже вбили себе в голову, что это не ошибка, а предвзятость. И пока каждый болельщик и футболист не поймут, что судейство у нас в стране не предвзято, а просто есть судейские ошибки, мы будем топтаться на месте.
- Идея объединенного чемпионата потухла так же быстро, как и возникла. Ваше отношение к этой идее изначально было положительным, или вы были на другой стороне?
- Я думаю, что эта идея возникла на тех ощущениях и эмоциях, которые присутствовали раньше, когда мы смотрели всесоюзный чемпионат, где играли хорошие команды, которые представляли свои города. И была так называемая "заруба". Сейчас это нереально, как мы объединимся? Найдутся по десять команд от Украины и России, а с остальными что делать? Каким решением и куда их убрать? Эти команды тогда просто умрут и погибнут. И мы получим еще большую пропасть между богатыми клубами и небольшими командами, которым будет нереально куда-либо пробиться.
- Давайте перейдем от проблем к разговору об Александре Ширко - классном футболисте, который запомнился болельщикам. Вы воспитанник спартаковской школы, долгое время играли за "Спартак", наверняка болеете и переживаете за команду. Тот путь, по которому развивается клуб, вам импонирует?
- Вы знаете, я не в курсе внутрикомандных нюансов, я вижу какие-то заголовки и заметки, но на их основе я не могу судить о правильности кадровых решений и назначений. Но вот общая тенденция и проблемы команды имеют системный характер, мы их видим из сезона в сезон. Мало что меняется. Поэтому говорить о правильном развитии – преждевременно. Мы из года в год слышим слова о том, что на следующий год "Спартак" выстрелит, и что клуб начнет играть не на перспективу, но мы этого не видим. Каждый год возникают проблемы, которые героически решаются, и руководство клуба обещает их избегать, но мы видим то, что мы видим. И уже года три-четыре это продолжается.
- Вы заговорили о кадровых назначениях. Ставка на Карпина как на тренера оправданна, и вообще, насколько вам импонирует Карпин-тренер и тот стиль, который он прививает команде?
- Если сказать по-честному, то стиля как такового у команды и нет! Мы видели "Спартак" при разных тренерах, полгода работал один специалист, потом несколько месяцев Валерий, потом опять новый тренер и снова его заменяет Валерий, т.е. команда играет каждый матч по-разному, нет стабильности. Нет стиля и игры, как в 90-е годы, когда "Спартак" был узнаваем, и команду любили именно за свой собственный стиль. Сейчас такого нет. "Спартак", если сказать по-хорошему, каждый раз новый и определенного почерка у команды нет, никаких наигранных комбинаций и наигранных связей тоже нет. Конечно, они проявляются местами, но не более того.
- Может быть, одной из причин этого является трансферная политика "Спартака"? Образно говоря, из пяти новичков достойно играют в лучшем случае двое. Вообще вы можете выделить для себя самый удачный и самый провальный трансфер "Спартака" за его историю?
- Понимаете, есть игроки, которые приезжают и играют определенный промежуток времени на хорошем уровне, а потом их не видно, здесь присутствует проблема в качестве игроков, но и проблема с командной игрой тоже играет свою роль. Очень сложно вписаться в команду, которая играет каждый матч по-разному. Нет никакого взаимопонимания, кто мяч получил, тот себя и проявил. А лучших и худших я выделить не смогу, в разные этапы развития клуба были разные трансферы. В то же время мы видим, что в "Спартаке" в защите и середине поля играют футболисты разных сборных, а проблемы в этих линиях колоссальны.
- Вы играли в свое время под руководством Романцева, Ярцева. Те времена можно назвать золотой порой "Спартака". Наверняка тогда внутрикомандная атмосфера кардинально отличалась от нынешней?
- Когда я начинал в "Спартаке" большая часть состава команды сменилась. Был костяк, к которому прильнула большая группа молодежи, но и в дубле принципы и командный дух прививались одинаковые. Люди отбирались под игровой стиль, мы практически копировали игровой стиль старшей команды, поэтому влились в команду настолько безболезненно, насколько это было возможно при переходе от юношеского уровня к профессиональному. Конечно, было тяжело, но мы воспитывались трудолюбием, верой и спартаковскими ценностями, мы заразились идеей. Только за счет этого, за счет желания и трудолюбия, у нас все получилось.
- У вас был спартаковский дух, а насколько возможно в современных футбольных реалиях сохранить его? Ведь основная команда "Спартака" для вас была эталоном, вы стремились ее копировать, стремились играть как они, а сейчас молодежь стремится оценивать кумиров исключительно через количество нулей в контракте и крутость машины на клубной стоянке. Да и что ждать от легионеров, которые, проявив себя, спокойно садятся на лавку и сидят на огромных контрактах, зная, что агент их прикроет...
- В этом вы правы, по большому счету, все так и есть. Командной идеи уже нет. Но даже иностранцы должны, приходя в клуб, знать его историю, и какими бы они звездами ни были, они должны полностью подстраиваться психологически под идеи клуба, а не быть статистами, которые получают огромную зарплату. Профессионал должен быть с командой, заряжаться ее идеей, без этого невозможно.
- Вы прошли все ступени развития - от детского футбола до всех видов сборной. Наверняка есть что вспомнить. Какой из ваших поступков был самым безбашенным?
- Ну, думаю, драка с болельщиком была самым "ярким" эпизодом, а особо ничего такого не было. Попав в команду, мы росли вместе с ней. А попав в юношескую сборную, мы каждый день проходили колоссальную подготовку, не только футбольную. Нас обучали вежливости, поведению, общению с журналистами. Нас обучали поведению заграницей. Такого я бы нигде не смог получить, это было самый большой опыт. Нас, детей переходного возраста, обучали азам жизни, и это сыграло огромную роль.
- Не так давно было принято решение распустить Комитет по борьбе с договорняками. В ваши "лихие 90-е" были случаи, когда вас или команду просили сдать матч?
- В мое время такое было невозможно, тем более в "Спартаке". Тогда мы были командой, которая мало кому может проиграть. Только из-за какой-то усталости... У нас стоял вопрос только о том, сколько мы забьем и когда. А Комитет по договорнякам... Сколько он просуществовал, сейчас не скажу, но я не помню, чтобы хотя бы одно дело было доведено до логического конца. Были только отписки о том, что факт не доказан. Любой комитет должен доказывать свою нужность результатами, а не простым существованием.
- Вообще есть шанс побороть эту темную сторону футбола?
- Конечно можно, и это показано в Европе. Яркий пример - как взялись за Италию. Проходят обыски, допросы и принимаются конкретные решения. Поэтому все возможно - при наличии принципиальной жесткой позиции властей, не должно быть лояльности к кому-либо. А если относиться к одному клубу жестко, а другому позволять все, то можно дальше ничего не делать.
- Кто на ваш взгляд сейчас сильнейший тренер России?
- Ответ на этот вопрос можно найти на первых местах турнирной таблицы. Работа тренера оценивается по месту команды и количеству заработанных очков. Так что Слуцкий на данный момент - лучший тренер России.
- У ЦСКА сейчас есть шансы упустить победу в чемпионате?
- Если команда, имея такое преимущество, упустит чемпионство, то у нее есть проблемы с настроем. Профессионалы такие моменты решают.
- Кем видит себя Александр Ширко в будущем. Может быть, футбольным функционером, ну или тренером команды?
- Конечно, хотелось бы работать в футболе, я вырос в нем. Знаю все его стороны досконально. В качестве тренера – нет. Но наша жизнь непредсказуема, пока я с женой занимаюсь автотюнингом, так называемым семейным делом. А там посмотрим.
- Очень скоро мы увидим вас на футбольном фестивале "Спортивная волна", как вы попали в число его участников?
- Попал я на этот футбольный фестиваль довольно банальным способом – пригласили. Видел, как знакомые ребята в нем участвовали. Турнир серьезный, поэтому дал согласие и решил выступать. Наша команда собирает хороший состав, готовый не только достойно выступать, но и претендовать на призовые места. Подбиралась команда, способная ставить перед собой задачи и выигрывать.