Дон Кличко-бравый солдат Поветкин: почему этого боя не будет никогда
Директива Всемирной боксерской ассоциации (WBA) четко предписывала суперчемпиону мира по этой версии Владимиру Кличко и "просто чемпиону" Александру Поветкину встретиться на ринге в срок до 31 июля 2013 года. Однако в минувший вторник официально подтвердилась информация о том, что 4 мая в Мангейме украинец проведет добровольную защиту принадлежащих ему титулов в поединке с 28-летним итальянцем Франческо Пьянетой… Это означает, что самый ожидаемый на постсоветском пространстве бой в очередной раз откладывается на неопределенный срок.
Первое, что бросается в глаза и вызывает недоумение во всей этой истории – непоследовательность позиции WBA. Как эта организация могла санкционировать новую отсрочку битвы своих чемпионов, если это шло вразрез с ее предыдущей резолюцией? Но странность эта – только кажущаяся. Изначально абсурдное по своей сути "дублирование" титулов в рамках одной и той же весовой категории имело единственную цель – дополнительное обогащение ассоциации за счет комиссионных с большего количества чемпионских боев. Конечно, чиновники WBA не побрезгуют прибылью с объединительного поединка Кличко – Поветкин, но и нынешняя ситуация их более чем устраивает.
Ну а ожесточенная, скандальная, и в чем-то уже трагикомичная торговля между лагерями боксеров продолжается без малого пять лет. Между тем, причины столь бесконечного затягивания переговорного процесса лежат на поверхности. После того как Владимир Кличко одержал невыразительные, но все же победы, над россиянином Султаном Ибрагимовым и британцем Дэвидом Хэем, он сосредоточил в своих руках сразу три чемпионских пояса в супертяжелом весе (четвертым, по версии WBC, с 2008 года владеет его брат Виталий). После этого карьера украинца встала на сугубо коммерческие рельсы, что подтверждает его прошлогодний поединок с давно вышедшим в тираж "крузером" Жаном-Марком Мормеком, равно как и выбор соперника для предстоящего боя.
Франческо Пьянета – личность в высшей степени загадочная для широкого круга любителей бокса. В рейтинге WBA итальянец ныне занимает 12-е место, которое вполне соотносится с его классом, и в какой-то мере может считаться щедрым авансом на будущее.
Братья Кличко давно обозначили карьерные приоритеты. Их давние попытки заинтересовать своими боями американского зрителя ни к чему не привели. В Соединенных Штатах публика издавна готова принять и полюбить бойцов из дальнего зарубежья, только если те способны регулярно устраивать на ринге настоящую драму и зрелище. В то время как популярность Виталия и Владимира в Германии такова, что зрители забивают до отказа залы и стадионы, желая увидеть абсолютно любой (!) бой с их участием. Находится ли в противоположном углу ринга Хэй, Поветкин или тот же Мормек – дело десятое. От добра добра не ищут, и потому команда Кличко-младшего действительно не заинтересована в том, чтобы идти на повышенный спортивный риск, и уж тем более в том, чтобы щедро делиться призовым фондом с Русским витязем и представителями его интересов.
Ну а что же Поветкин? Вполне возможно, что сам боксер, менеджер Владимир Хрюнов и влиятельный немецкий промоутер Вилфрид Зауэрланд действительно пришли к осознанию того факта, что дальше оттягивать судьбоносную встречу уже некуда – во избежание аналогий с историей о Ходже Насреддине, шахе и его любимом осле. Владимиру в марте исполнится 37 лет – и каждый его поединок теоретически может стать последним. Как может лишиться своего титула и Александр, который в прошлогоднем противостоянии с немцем Марко Хуком был на волоске от поражения. Бой с Кличко – это, в любом случае, большие деньги и шанс по-настоящему войти в историю. В то время как для украинца на сегодняшний день встреча с "чемпионом-двойником" - еще один выход на ринг, еще несколько миллионов на счету, и только.
Однако лагерь Поветкина столкнулся с побочным эффектом политики, которая велась им все последние годы. Русского витязя всеми правдами и неправдами стремились сделать чемпионом мира в обход братьев Кличко. И, в конечном итоге, цель была достигнута. Но ювелирной эту работу, к сожалению, назвать нельзя…
Напомним, что в 2008 году Александр впервые получил статус официального претендента на чемпионский титул, который принадлежал украинцу. Бой был запланирован на 13 декабря, однако в период подготовки к нему Поветкин получил травму, которую злые языки поспешили объявить дипломатической. 19 июля 2010 года Русский витязь просто не явился на официальную пресс-конференцию, посвященную будущему поединку с Кличко-младшим. В результате организация матча была снова спущена на тормозах. При этом сам Александр то рассказывал журналистам о своей стопроцентной уверенности в исходе главного боя карьеры и даже делился тактическими задумками на этот поединок, то делал оговорки, что выйти на ринг против Владимира он пока объективно не готов.
Конечно, подобная линия поведения сделала бессмертным образ самого знаменитого литературного героя из произведений Ярослава Гашека, но в циничном и практичном мире профессионального бокса она не могла не ударить по репутации боксера и его команды. Возможно, менеджеры Поветкина искренне полагают, что час икс настал именно сейчас, в 2013-м. Но как убедить в серьезности своих намерений оппонентов – после всего, что было? Оппонентов, которые могут даже пожертвовать чемпионским поясом WBA после боя с Пьянетой и просто "смотать удочки"? Вопросы остаются открытыми. Сегодня у представителей Русского витязя, по сути, не остается иного выбора, кроме как спешно искать соперника для добровольной защиты титула в апреле или мае. Набившая оскомину история заходит на очередной круг.
Увы, приходится констатировать, что бой Владимир Кличко – Александр Поветкин по-прежнему нужен только болельщикам. А чего стоят в этом бизнесе их мнения, чаяния и даже готовность платить за билеты и прямые трансляции – наглядно демонстрирует во многом схожая по динамике развития событий сага под названием "Флойд Мэйвезер – Мэнни Пакиао". Современный бокс предоставляет бойцам и промоутерам массу возможностей для того, чтобы избежать даже самого ожидаемого и рейтингового поединка, если по каким-то причинам они считают его финансово невыгодным или слишком рискованным. Пожалуй, нет смысла в дальнейшем нагнетании ажиотажа, поиске правых и виноватых… Сегодня стоит исходить из того, что этих боев мы не увидим никогда. Иной сценарий будет приятным сюрпризом.