Д.Губерниев: Мне предлагают "убраться в Беларусь"
— Постоянно сопровождая по городам и странам биатлонную труппу "Белого цирка", ты, прежде всего, должен ответить на главный вопрос, волнующий белорусских болельщиков: что на твой взгляд в нынешнем сезоне происходит с Дарьей Домрачевой?
— Бесконечно уважаю, да что там — искренне люблю Дашу как выдающуюся спортсменку. Очаровательная девушка, бесконечно мне симпатичная. Она умна, отзывчива. Как комментатор, репортёр, никогда не испытывал с Домрачевой никаких проблем. Напротив, у нас в бригаде даже существует заповедь: если хочешь взять интервью на русском с гарантией — подходи к Даше. Но тем не менее! Я был удивлён тем, что, после ухода из биатлона немки Нойнер и шведки Экхольм, все эксперты нашей биатлонной программы, выходящей на канале "Россия-2", в один голос говорили перед стартом сезона — белоруска и только белоруска — фаворит номер раз. Все, включая Бергер! Домрачевой аналитики и соперницы уже осенью отдали все малые и большой Хрустальный глобус, медали чешского чемпионата мира. Но в итоге без феерии. Конечно, на чемпионате мира ещё не всё для Дарьи потеряно — впереди два личных вида программы и эстафета, однако, разумеется, ожидавшегося победного марша уже не вышло. И меня, как и тебя, твоих читателей терзает вопрос: в чём причина? Колоссальное давление? Конечно, не без этого: прессинг Дашу, как понимаю, действительно настиг жёсткий. Однако мне, кажется, что главная причина кроется в другом. В умиротворении, которое в последнее время накрыло моих друзей из белорусского лагеря — тренеров сборной, руководителей федерации. Уж очень они были уверены — Домрачева вытянет, пусть она перманентно в одиночку закрывает все бреши страны в зимнем спорте. Но Даша не безошибочный робот — она живой, милый человек. Сейчас она испытывает трудности, а где те люди, что её поддержат, подстрахуют на лидерском поприще?! Я бесконечно уважаю Клауса Зиберта — он профи и боец, у него трудная жизненная ситуация. Но так же знаю о проблемах Нади Писаревой, которой было тяжело тренироваться по методике Зибыча, разработанной конкретно под Домрачеву. А разве правильно всех мерить одним аршином? Может, именно в этом проблема: когда нет Дарьи — нет никого?! Ты же знаешь, как я болею за Беларусь — родная страна, родные люди. Поэтому испытываю не меньшую тревогу, чем вы. Однако считаю: мелкие неприятности — лыжи от Оливье Гонона, психологическое давление, пищевые отравления — играют свою негативную роль, но белорусам необходимо задуматься о методических нюансах подготовки. Пожалуй, есть просчёты. Очевидно, что Домрачеву охватывает лихорадка на огневых рубежах, и с этим надо что-то делать. Вносить коррективы в подготовку — это и есть тренерская работа. Ведь её нынешние ошибки год назад было трудно даже представить.
— Тем не менее…
— Болельщикам надо верить в Домрачеву. Сезон на чемпионате в Чехии не закончится, а биатлон не завершится финишем нынешнего сезона. А та же изобилующая "пересечёнкой" трасса олимпийского Сочи — для неё. Высота, сложные, длинные подъёмы. Жду от Даши в перспективе выигрыша золотой олимпийской медали и большого Хрустального глобуса. Но порядочной и цивилизованной спортивной стране не пристало взваливать весь груз ответственности на плечи одной девушки — это не правильно. Резерв и ещё раз резерв, смена и ещё раз смена! А с этим, похоже, настоящие проблемы, и никто не стучится в двери сборной.
— Домрачева порой жёстко расставляет акценты. Например, в одной твоей передаче, объясняя, почему она не согласилась сменить спортивное гражданство, ответила так: дескать, российская команда — это конвейер на заводе, а белорусская — семья.
— Так что здесь такого?! Хотя моё мнение назовут пристрастным. Мне приходят даже письма (не электронные, а классические на бумажном носителе!), а в них с различной степенью интеллигентности предлагают "убраться в Беларусь", чтобы "болеть там за свою Дашу". Пользуясь и этим случаем, передаю привет любителям эпистолярного жанра, завершая тему рекомендацией мастера куплетов в исполнении Александра Ширвиндта: "Идите в сад!" Разве Дарья относительно декабря 2011 года сказала что-то неправильное?! Сейчас ситуация в российской сборной, к счастью, претерпела изменения к лучшему, в том числе и в женской команде. С тех пор утекло много воды: доверие к Пихлеру возросло, он многое в себе поменял. Поэтому Домрачевой надо сказать спасибо: это она обозначила серьёзнейший вопрос. Более того, спортсмены продолжают уезжать из России — в основном на Украину. То есть проблемы налицо. У нас в плачевном состоянии находятся детские школы, плохо оплачивается труд тренера, а порой деньги банально задерживаются.
— Ты говорил об этом и в эфире…
— Да, и после этого случались скандалы. Но надо разобраться с ситуацией в своём королевстве, а не остро и негативно реагировать на абсолютно здравомыслящие высказывания иностранных спортсменов.
— Как личный болельщик Домрачевой, ты был бы рад, прими она приглашение из России?
— Ни в коем случае! Спорт — это конкуренция. Это, во-первых. А во-вторых, я люблю вашу страну. Был на "Славянском базаре" в Витебске, вырвался и в Минск. Не посещал его три года, но, вернувшись, понял, как соскучился. А великая белоруска Екатерина Карстен?! Для меня, как человека занимавшегося академической греблей, Катя всегда была, есть и будет кумиром — настоящая императрица, и мне бесконечно жаль, что она не взяла третье олимпийское "золото" в одиночке. Видя её, хочется упасть на колени и восхищённо шептать: "Матушка…" Поверь, это не актёрская игра, а искренняя, хорошая экзальтация. И никакого расстройства, что Домрачева и Карстен не выступают за Россию, не испытываю — мы должны растить своих.
— Но к Олимпиаде в Сочи хозяевами Игр осуществлён такой завоз легионеров экстра-класса, что мама не горюй. Правда, это не касается курируемых тобой биатлона и лыжных гонок.
— Знаешь, не буду покупаться на твой посыл, рядясь в одежды ура-патриота: дескать, это преступление, этого не надо делать! Другое дело, если под решение тактических сочинских задач — борьба за первенство в общекомандном зачёте, — не будет подложена стратегия, то легионерский эффект будет тщедушен и действительно несостоятелен. Но если, например, Виктор Ан или Ассоль Сливец привлекут в спорт детишек, то всё оправдается. Ведь мы играли в детстве в Зимятова и Завьялова. Я горжусь и знакомством с вашим замечательным олимпийским чемпионом, биатлонистом Сашей Поповым. Он мой кумир, но мы с ним на "ты" и всегда чрезвычайно интересно беседуем.
— Но в то же время руководство СБР перекрыло кислород Беларуси, хотя мест в российской сборной больше восьми всё равно не будет, а человеку надо давать шанс на реализацию…
— Не думаю, что здесь замешана какая-то нелюбовь. На мой взгляд, всё гораздо проще: ХХI век — век прагматизма, и рубли сейчас считать умеют. А на подготовку спортсменов государство деньгами налогоплательщиков тратит немалые средства. Финансирование спорта — это, простите, статья бюджета. Я понимаю позицию руководителей СБР в этом вопросе, хотя к каждому случаю необходимо подходить индивидуально, понимая мотивы атлета, не причёсывая всех под одну гребёнку.
— Работая с биатлонистами, тебе, наверное, известно лучше всего: не наклёвывается ли в этом замкнутом мире красивая и звёздная "лав стори", как в случае Пуаре и Шелбрайд?
— Это ты такой выход на итальянскую сплетню о Домрачевой и Бьёрндалене? После этого информационного заброса мне не позвонил разве что чрезвычайно ленивый. Дескать, ну ты-то знал?! И тогда, и сейчас ставлю многоточие. Если это правда, очень за них порадуюсь, ибо уважаю и Оле, и Дашу. Если неправда, то желаю ребятам счастья порознь.
— Но всё-таки небольшое продолжение темы, опять-таки в гипотетическом ключе выражения "если это правда". Какой вариант тебе ближе: первый — как повезло Оле; второй — как повезло Дарье; третий — как повезло Натали Сантер?
— Знаешь, не поддержу твоей фривольности. Это юмор, основанный на софистике, а на кону, если это правда, человеческие чувства и судьбы. Натали — прекрасная женщина, которой желаю выйти замуж и родить красивых, здоровых детишек — удачи!
— Как тебе Рафаэль Пуаре в роли главного тренера мужской сборной Беларуси? Он серьёзен и неулыбчив.
— Конечно, Рафаэль изменился по сравнению с теми годами, когда выступал и много выигрывал, купался в славе. Но какие улыбки, если он отвечает за не самых звёздных стреляющих лыжников?! Хотя у вас есть и олимпийский призёр Серёжа Новиков, и талантливый, как мне кажется, Евгений Абраменко. Знаю, что к Рафаэлю есть специфические тренерские вопросы. Но обвинять его в излишне драматичном подходе к ситуации в белорусском биатлоне, стремясь не снимать розовых очков, тоже неумно. Скажу банальность, но иного ответа у меня нет: если пошли на сотрудничество, то надо дать Пуаре полноценный шанс, а значит, время. Пусть выдающийся спортсмен и, как считаю, всё-таки не бесталанный тренер, которому есть что рассказать и показать вашим ребятам, не окажется краткосрочным, так и непонятым временщиком. Но Рафаэлю для этого тоже надо приложить усилия: быть не только гордым и умным, но и гибким. А он, я знаю, жёсток, почти как лишённый сантиментов тевтонец.
— Кстати, продолжая легионерскую тему, перенесёмся в стан женской сборной России, где сервис-группу возглавляет хорошо знакомый белорусским болельщикам австрийский гражданин Нойнер, чьим ассистентом вовсе является наш парень Алексей Яскевич.
— Белорус вообще молодец. Лёша блестяще отработал на рождественской гонке в Гельзенкирхене, где он так подготовил российские лыжи, что Юрлова и Шипулин одержали викторию. Яскевич — коммуникабельный, светлый и отзывчивый. Настоящий белорус. Да и в преломлении на технические службы для меня белорусы и украинцы уж точно не иностранцы. Не виноваты мы, что нас разделили границами. А говоря про весь российский сервис — женскую группу Нойнера, мужскую Колоскова, а ещё пришёл в команду выдающийся спец Воронин — то я в большей степени патриот. Но сейчас в российской сборной дела с сервисом пошли на лад и у женщин, хотя, говорят, что в преследовании не поехали лыжи у Вилухиной.
— Пихлер? Этого немецкого наставника ты порой жёстко и предметно критиковал.
— Если давать оценки сейчас на экваторе чемпионата мира, то я даже в какой-то мере восхищён работой Вольфганга. Ему, похоже, удалось по-хорошему разогнать команду, достаточно уверенно себя чувствующую на чемпионате. У него ныне скорее получается, чем не получается. Разумеется, желаю ему удачи. Пора уже что-нибудь выиграть.
— Но медалей-то и нет…
— Поэтому и не соглашусь с одним из главных посылов Пихлера: дескать, Зайцева достигла максимума готовности за всю свою спортивную карьеру. Ольга ныне на самом деле в порядке. Но разве можно забыть чемпионат мира-2009 в южнокорейском Пьенчане, где она выступала блестяще в условиях кошмарного психологического давления после известных дисквалификаций, завоевав две золотые и две бронзовые награды?! Не хочу и не буду идеализировать немца. Напротив, вспомню, что при нём мы потеряли для больших дел солидное количество спортсменок: Седову, Токареву, Денисову, и это неполный список. Кстати, по моему мнению, произошло это из-за отсутствия индивидуального подхода к спортсменкам. Ему же изначально досталась роскошная команда — это не ситуация Пуаре с белорусскими мужчинами. Тем не менее работа у Пихлера вначале не клеилась вовсе. Так что посмотрим для начала, чем дело завершится здесь в Чехии.
— В последние два сезона российские мужчины резко взвинтили свою скорость на лыжне…
— Это, конечно, заслуга Николая Лопухова, являющегося апологетом горной подготовки. Таково мнение и белорусского специалиста, трудящегося нынче в Болгарии, Николая Захарова. Скорости российских ребят неудивительны: Лопухов — блестящий тренер, методист, знающий что и как делать. Но это, ко всему прочему, ещё одна иллюстрация к поговорке "Не было бы счастья, да несчастье помогло". Вспомни, как перед Ванкувером после дисквалификации прорывался в команду Устюгов, а в прошлом сезоне места Черезова, Чудова, Максимова заняли Малышко, Шипулин, Гараничев. Но вакуум они заполнили мгновенно. То есть тренеры резервных команд — молодцы. За мужчин я вообще спокоен.