Унаи Эмери – тренер, которого погубила схема
Завершение временного пребывания Унаи Эмери в "Спартаке" (назвать эпохой его язык не поворачивается) получилось как неожиданным, так и закономерным. Не будем обсуждать слухи о противоречиях баскского специалиста с руководством клуба – сосредоточимся непосредственно на его работе, бесславный конец которой отвернул от тренера его последних защитников.
Чтобы разобраться, почему у влюбленного в футбол специалиста не получилось в "Спартаке", необходимо понять, что он хотел сделать в Москве, с кем он осуществлял свои планы, и как все это происходило на самом деле.
Схема
После одного из первых матчей Уная Эмери коллега по "РБК-Спорт" отметил, что в отчетах о "Спартаке" появились объяснения каждой замене. После каждого тренерского решения рассказывалось о том, зачем оно было сделано. С Эмери работать на спартаковских матчах поначалу было действительно интересно. Баск пришел в "Спартак" со своей схемой, которую он начал внедрять в жизнь. Суть ее заключалась в том, что команда в любом случае начинала с четырьмя защитниками, двумя опорниками (один умеет защищаться, другой действует с прицелом на атаку), двумя фланговыми полузащитниками и парой форвардов. Замены подразумевали либо усиление нападения за счет опорника "оборонительного плана", либо укрепление обороны. Были еще варианты с ротацией форвардов или фланговых полузащитников.
Плюс схемы заключался в том, что она в первых матчах постоянно наигрывалась. Эмери пытался довести ее до автоматизма, что впоследствии ликвидировало проблему нестабильности.
Минус заключался в том, что "Спартак" по такой схеме до этого не играл. Валерий Карпин скорей схему подтаскивал под игроков, а болельщики хотели другую систему с плеймейкером, раздающим передачи. Впрочем, пока "красно-белые" набирали очки, фанаты с теорией Эмери мирились.
Вратари
Уникальный случай – за 4 месяца главный тренер "Спартака" лишился всех трех вратарей. В результате на матч Лиги чемпионов в заявку пришлось брать дублера Чернышука, никогда не игравшего в основе. Впрочем, стоит отдать должное спартаковцам – после травмы Диканя они старались поддержать и Сергея Песьякова, и Артема Реброва. Когда в итоге вернулся Дикань, защитники вздохнули с облегчением, побежали вперед и позволили 8 раз пробить свои ворота. Но скажем честно: вратари были не худшими в "Спартаке" в эти 4 месяца.
Защита
Защита никогда не была сильной стороной "Спартака". Добиться более или менее нормальных результатов в обороне можно лишь при стабильной игре в этой линии, когда игроки начинают понимать друг друга с полуслова. В третьем круге чемпионата России при Валерии Карпине играли различные сочетания защитников, однако в центре играла либо пара Сухи - Пареха, либо Сухи – Родригес. Испанского защитника в межсезонье к удовольствию фанатов отправили восвояси.
В идеале Эмери должна была достаться линия обороны: К.Комбаров – Пареха – Сухи – Паршивлюк. Однако Сергей перед началом чемпионата получил травму, а вслед за ним без стартовой практики остался и Кирилл. Испанец начал экспериментировать. Ни в одном из тренировочных матчей перед началом сезона не вышел одинаковый состав. В защиту пробовали и Рохо (который к тому времени не был продан), и молодых Кутепова с Гатаговым и Пуцко. Казалось, что к началу турнира Эммер наконец-то поймет, что его устраивает, но первые десять туров эксперименты продолжались. Испанец отправлял назад и Рафаэля Кариоку, и Дмитрия Комбарова. Последний настолько обжился около своих ворот, что даже в сборную России попал как игрок обороны.
Вдобавок был приобретен аргентинец Хуан Инсаурральде, которому пришлось учиться играть с новыми партнерами. Покупка южноамериканца внесла дополнительную нервозность в заднюю линию. Эксперты предположили, что Эмери будет наигрывать аргентинца с его соотечественником Николасом Парехой, однако последний получил травму, и Хуану пришлось играть с Сухи, которого по идее должен был вытеснить из состава. Соответственно под вопросом оказалось место Парехи в основе. Попытка при этом найти козыря в рукаве в виде талантливого Брызгалова привела к поражению от ЦСКА. В итоге к последнему матчу против "Динамо" Эмери все же пришел к линии Макеев –Пареха – Сухи – Д.Комбаров, которая в условиях нестабильности напоминала героев различных басен Крылова, где герои либо разбегались в разные стороны, либо безостановочно пересаживались и только мешали друг другу.
Опорная зона
Опорная зона в построениях Эмери должна была играть ключевую роль. Беда испанца заключалась в том, что для выбранной им схемы нужно было располагать двумя высококвалифицрованными игроками этого амплуа. Непонятно, куда смотрел испанец перед началом сезона, но в начале чемпионата ему пришлось играть с Де Зеувом и Кариокой. Голландец при этом допускал много брака при передачах вперед, а бразилец забывал помогать защите. Фактически на замену им были куплены Ромуло и Чельстрем.
Игра с "Барселоной" в гостях показала, что игрок молодежной сборной Бразилии действительно мог стать лидером команды, а швед в отдельных матчах демонстрировал очень неплохое умение раздавать умные пасы. Но Ромуло достаточно быстро получил тяжелую травму. Вместо него пришлось возвращать почти что обидевшегося Кариоку. А поскольку у бразильца своенравный характер, с которым умел справиться только Карпин, обратно пришлось возвращать и Де Зеува.
В результате в этой зоне стал возникать бардак. Поскольку стабильности в зоне не было, Челсьстрем периодически начал играть плеймейкера, но с оглядкой на собственные ворота, что заметно снижало его продуктивность. Кариока в некоторых матчах очень старался, в игре с "Бенфикой" он продуктивно сыграл впереди, но при этом его действия в обороне вызывали шок у фанатов. Вдобавок накануне ответной игры с "Динамо" появились слухи, что бразилец вместо подготовки к ответственному матчу отправился в ночной клуб.
Полузащита
В идеале на флангах по схеме Эмери должны были играть быстрые Макгиди и Дмитрий Комбаров, однако и тут все не заладилось. Началось все с того, что Дмитрия пришлось отправить в защиту, а вместо него выставлять Динияра Билялетдинова. Начало сезона у экс-игрока "Эвертона" не заладилось, и левый фланг превратился в бесконечный эксперимент. Эмери попытался спасти там ситуацию за счет Гатагова, но тот получил травму. В итоге пришлось брать в аренду у "Шальке" Хосе Хурадо, который сначала получил травму, потом вроде бы заиграл, показав высокий потенциал. Однако к тому времени пожар начался на других участках поля, куда Хурадо начали перебрасывать как пожарного. Неудивительно, что последнюю игру с "Динамо" испанец успел поиграть слева, справа и в центре.
Макгиди в первых матчах при Эмери играл активно и тянул команду, однако потом своенравный ирландец сник, а ключик к нему тренер не нашел. После провальной игры с "Селтиком" Эйдена на фланге стали менять на Де Зеува, который справа играл хорошо разве что против "Салюта". Макгиди, кажется, обиделся, а потом и вовсе получил травму. При этом нормальной замены ему все равно не было. Эмери пытался отправлять на правый фланг Жано, который играть там не привык. Грузинского полузащитника в момент безысходности также начали перебрасывать с фланга на фланг, что не привело ни к чему хорошему. В последних матчах, когда под ногами Эмери уже горела почва, были попытки наиграть справа Кирилла Комбарова и засунуть куда-нибудь талантливого, но толком не игравшего последние годы за основу Игоря Горбатенко.
Нападение
Указывая на все проблемы, в начале сезона спартаковские болельщики радостно отмечали наличие в составе целой группы нападающих – Веллитона, Эменике, Дзюбы, Ари и Яковлева.
Играть с таким разнообразием Эмери не привык, а потому устроил ротацию. Закончилась она плачевно. Яковлев в ротацию почему-то не попал, Веллитон захандрил, а Эменике и Дзюба, недовольные нестабильностью, стали откровенно выражать недовольство своим положением. Россиянин стал раздавать интервью СМИ, в которых заявлял о желании сменить команду, а нигериец перестал забивать. Нигериец был в принципе обязан Карпину спасением от турецкого суда, а недоверие незнакомого ему Эмери расценил едва ли не как личное оскорбление. От Эмери выиграл только Ари, который и при Карпине проявлял себя трудягой. Однако играть в роли единственного форварда бразилец за несколько лет в "Спартаке" отвык. Эмери ставил на него как на возможного спасителя (именно Ари забил важнейший гол в Стамбуле и вынудил защитника "Барселоны" срезать мяч в свои ворота на "Камп ноу"). Однако в решающей для испанца битве с "Динамо" бразилец был незаметен. В роли единственного наконечника атаки он оказался бесполезен.
В этом плане удивительна покупка игрока "Хакена" Уориса, которая должна была по идее встрепенуть нападающих, однако в итоге лишь усилила ряды недовольных.
Тактика
Стабильная игра со схемой 4-4-2 продержалась всего несколько матчей, после чего Эмери растерялся и начал придумывать другие схемы, явно действуя наудачу. Видимо в этом и была его основная ошибка – продвинуть свою линию в команде он не сумел. Вдобавок испанцу не повезло с Лигой чемпионов. На групповом этапе "Спартаку" попалась "Барселона", с которой пришлось изобретать совсем другие варианты. Задумки баска в поединках с каталонцами были интересны, но в первом матче не хватило удачи, а во втором уже не было и остатков стабильности.
Результат
Проблемы во всех зонах, отход от своей линии, неготовность справиться с брожением в стане высокооплачиваемых футболистов и простое невезение привели к плачевному результату. Первоначальный успех в виде трех побед на старте в чемпионате и выходом в Лигу чемпионов был перекрыт провалом в еврокубках, вылетом из Кубка России, отставанием от лидирующей группы в чемпионате и впечатляющими (как по игре, так и по результату) поражениями от всех принципиальных соперников. Очевидно, что рецепт выхода из кризиса Эмери предложить не сумел, а потому дальнейшая история "Спартака" будет идти без этого симпатичного и талантливого, но все же недостаточно опытного тренера.