Ф.Капелло: Футболистам достаточно платят, чтобы они могли и поднапрячься
Вы уже успели увидеть сборную России в деле?
Да, я был представителем ФИФА на чемпионате Европы и как раз работал в Польше, где и видел два матча сборной России – игру с Чехией и первый тайм игры с Польшей. К сожалению, я провел на Евро всего неделю, а потом ехал в отпуск, но увиденного было достаточно.
Вы добились огромного успеха на клубном уровне, однако на уровне сборных ваши результаты были скромнее . Можно сказать, что вы пока еще не реализовали себя как тренер сборной?
Да, это правда. С клубами я выиграл достаточное количество титулов, но это совсем другая работа. В сборной ты проводишь с игроками мало времени, и в первую очередь имеешь дело с психологическим настроем, а не постановкой игры. Я буду работать над менталитетом игроков. Я хочу, чтобы все понимали, что играть за сборную – это большая честь. Я хочу, чтобы сборную все любили, и игроки, и болельщики, и национальная федерация, и клубы. Я не должен об этом сейчас говорить, но в Англии игроки проводят слишком много матчей за сезон. Я добивался хороших результатов с этой командой, мы решали поставленную задачу и выходили на чемпионат мира и Европы, но мы все равно хотели проводить больше времени с игроками. Но вы проиграли эту битву футбольной Ассоциации Англии.
Вам кажется, что клубный футбол довлеет над футболом сборных?
Думаю, и это нормально. Цена победы в национальном чемпионате очень высока, и понятно, что клубы делают все, чтобы этой победы добиться. Когда я был клубным тренером, я тоже не хотел отпускать игроков в сборную.
Чезаре Пранделли считает, что у тренера сборной так мало времени для работы с игроками, что он просто не может в полной мере проявить свои тренерский таланты.
В сборной Италии так было всегда, за исключением периода, когда сборную тренировал Арриго Сакки, кажется, в 93-94 годах. Тогда игроки в сборной проводили побольше времени. В России я бы очень хотел, чтобы клубы помогали мне. Я намерен изучить календарь и построить свою работу так, чтобы футболисты в сборной проводили по возможности больше времени.
А как вы относитесь к лимиту легионеров?
Я знаю, что теперь лимит сформулирован как 7+4. Если посчитать, то получается, что у меня только 64 игрока. А если вычесть вратарей, то остается совсем мало футболистов. В Испании или Италии более 70 процентов игроков чемпионата страны могут считаться кандидатами в сборную. У вас это число - всего 35 процентов. Но я сделаю все, чтобы отсмотреть всех футболистов с российским паспортом, и я уверен, что мы сможем привлечь в команду всех сильнейших. Я собираюсь объехать всю страну и познакомиться со своими коллегами. Хочу целиком погрузиться в атмосферу российского футбола, понять его тонкости. Я еще до подписания контракта начал работать – старался вникнуть в то, что происходит в вашем футболе. Я всегда так делаю – я хочу руководствоваться своими знаниями, своим опытом, а не наработками помощников. Я буду жить в России, чтобы понимать менталитет и стиль жизни россиян.
Как вы относитесь к общению с журналистами?
Для меня несколько важных условий в общении с журналистами. Главное тут – это уважение к журналистам с моей стороны и уважением ко мне с вашей стороны. Я человек довольно открытый и уважаю вашу работу. Я понимаю, какие требования предъявляются к вам, но не люблю, когда переходят границу, за которой это уважение теряется.
А где проходит эта граница?
Больше всего я не люблю, когда звонят мне домой. Там, где начинается личная жизнь, нет места журналистам. Но в интервью я, как правило, не отказываю. Я пока никого не знаю из российских журналистов и готов общаться со всеми. Ограничить меня в этом может только мой работодатель, РФС. Что касается сборной, то я составлю программу общения с прессой. В вашем распоряжении будут 2-3 игрока перед каждым матчем, а также первые 20 минут тренировки будут открытыми. До и после матча лично я буду на пресс-конференции.
Очень много вопросов про деньги – про ваш заработок, про то, какую зарплату вам будет платить РФС. Вы спокойно реагируете на подобные вопросы?
Переговоры и подписание контракта – это часть футбола. У меня есть агент, который ведет переговоры. Никто к моему виску пистолет не приставлял, никто не заставлял подписывать соглашение. Мы подписали взаимовыгодное соглашение, которое устроило и меня, и РФС.
Тем не менее, итальянские журналисты писали, что вы подались в Россию за "длинным рублем". Вас такое отношение не задевает?
Итальянские журналисты черпали информацию от своих русских коллег, а те, к сожалению, писали только о деньгах, которые я буду зарабатывать в России. Я рад, что у меня хватает денег, но если бы я принял предложение только из-за денег, это было бы большой ошибкой. Я работал в "Реале", "Ювентусе", "Милане", сборной Англии, добивался больших успехов, и принял предложение РФС, потому что я уверен в том, что я в состоянии добиться успеха с этой командой. Кроме того, я люблю Россию. Мне нравится, что здесь работает итальянец, который здесь уже стал очень успешен. Ну и мне нравится добиваться успеха с новыми командами.
А вы уже общались со Спаллетти?
Да, два раза (смеется).
И что же он вам сказал?
Что надеется успешно выступить в Лиге чемпионов. Сегодня ведь играть в Лиге чемпионов куда сложнее, чем в чемпионате. Но думаю, у него есть шансы пройти дальше, чем в прошлом году.
С кем из тренеров вы еще общались в России?
С тренером "Волги" Гаджи Гаджиевым. А вообще встретил 5 или 6 моих коллег. И я планирую регулярно общаться с коллегами.
От Газзаева вы ждете совета?
Я знаком с Валерием, и очень ценю, что он звал меня на свадьбу к сыну. В Марбелье у нас дома рядом, мы постоянно встречались, ужинали вместе. Когда его команда будет играть дома, я обязательно поеду посмотреть, потому что мне интересно, как этот клуб выглядит в родных стенах.
Газзаев – президент "Алании". А с президентом "Спартака" Леонидом Федуном вы знакомы?
Да, мы встречались с ним. Меня с ним Валерий Карпин познакомил.
Вопрос объясняется тем, что ходят слухи, будто он будет выплачивать вам часть зарплаты. И теперь всех беспокоит вопрос лоббирования – не будет ли он настаивать на приглашении в сборную игроков "Спартака"?
Впервые слышу об этом от вас. У меня контракт с РФС, а не с "Лукойлом".
Говорят, тренерам непросто было работать с Сильвио Берлускони. Вы не чувствовали с его стороны давление?
Никогда не слышал, чтобы тренеры были зависимы от Берлускони. Берлускони любит футбол, это правда. Он даже был тренером в заводской команде, поэтому он любит высказать свое мнение. Но он мне не указывал, по какой схеме играть и кого выпускать. Я не действовал по его указке.
Вы уже знакомы с системой премиальных в российской сборной?
Я слышал, что в России платят премиальные за каждую игру. Но я считаю, что платить надо за победу или за результат, а не за выход на поле. Систему премиальных я буду обсуждать с РФС. Я не привык так работать. Ни в Испании, ни в Италии такого нет. Платить за победу – это, в конце концов, и уважение к болельщикам. А наша задача, чтобы сборную любили, а не ругали на каждом углу.
Вы готовы к революции в российском футболе?
Не знаю, что имеете под революцией. Я буду работать как всегда. Я считаю, что футболисты неправильно работали в сборной России. Они должны понимать, что им повезло, что они занимаются любимым делом. И им достаточно платят, чтобы они могли немного и поднапрячься. Они должны понимать, что играют за Россию, а не для себя.
Если мы выйдем на чемпионат мира, а там пройдем до плей-офф, это уже будет революция. Наша сборная до этой стадии не добиралась с 1986 года?
Для меня это просто объективная задача. Ну а то, что этого так давно не было – это будет просто приятным бонусом к решенной задаче. Первым делом надо изменить отношение к работе в сборной. Я буду настаивать на соблюдении дисциплины. Не понимаю, почему кто-то может опаздывать на тренировки или почему все должны сидеть в автобусе и ждать кого-то одного. По какой-то причине ты всю ночь не мог сомкнуть глаз, но это твои проблемы. Ты должен проявить уважение к коллегам и быть на месте вовремя, ведь это твоя работа.
У вас всегда были сложности во взаимоотношении со звездными игроками – Бекхэмом, Дель Пьеро…
Я всегда готов поговорить с игроком один на один и обсудить проблемы, если они есть. Но игрок должен уважать мое решение, каким бы оно ни было. Ты можешь считать себя самым лучшим, но если я не включил тебя в состав, ты обязан принять это как должное. Я не руководствуюсь симпатиями или антипатиями, я не ставлю на своих любимчиков, я просто выбираю лучших на данный момент.
Главная звезда сборной России – Андрей Аршавин.
Я специально еду в Лондон, чтобы поговорить с Андреем и обсудить с ним вопросы сборной.
Вокруг Аршавина случился скандал после чемпионата Европы, когда незаметно было снято, как он общается с болельщиком. Это было не очень вежливое общение.
Я об этом слышал, но мне важно поговорить с ним самим. Мне надо понимать, в чем была его мотивация и что случилось. Я знаю его как игрока, но не знаю его как человека. Я не хочу его судить, сначала надо поговорить с ним.
У сборной были разные варианты проживания – при одном тренере она жила на базе, при другом в центре города. Что выберете вы?
Мы можем целый день говорить, что лучше и как лучше. Лучше, когда ты побеждаешь. Я вам расскажу такую историю. В ЮАР сборная Италии жила на великолепной базе, лучше и представить сложно. Но игроки жаловались, что им скучно и они изолированы от жизни. А в Кракове они жили в центре города и жаловались, что там слишком шумно. Я думаю, что на первом сборе мы обсудим и решим. У меня есть список баз для размещения команды, и у меня есть, из чего делать выбор.
Вы назвали список из 36-ти игроков сборной – это окончательный список?
Нет, это состав на ближайший матч. В ближайшее время мы должны подать в ФИФА список из 50-ти футболистов, которые могут поехать на чемпионат мира, и я хочу, чтобы эти 36 игроков были готовы защищать цвета России. Но я обращу свой взор и на молодежную команду. Конечно, я хотел бы там найти потенциально сильных футболистов. Меня волнует и то, как они отдаются игре, когда играют за сборную.
Наставник молодежной сборной Николай Писарев поэтому вошел в ваш тренерский штаб?
Я еще не определился в том, что касается моего штаба. Пока что я подбираю помощников. Но с тренером молодежки я в любом случае будут много общаться. В Англии я вызвал в основную сборную 7 человек из "молодежки".
Но Андрей Талалаев точно в штабе?
Нет-нет, я еще ничего не решил. Думаю, я определюсь к началу отборочного турнира чемпионата мира. Но я уже взял русского тренера вратарей Сергея Овчинникова. Я его выбрал, потому что считаю, что в России очень высокий уровень вратарской школы.
Вы будете приглашать в команду ветеранов? Например, Сергея Семака, Дмитрия Булыкина?
Я не перед кем не закрываю двери в сборную, но все-таки главная цель – омоложение команды. Без неожиданностей в футболе не обходится, кто-то может получить травму, кто-то выпадет по семейным обстоятельствам, и тогда появится шанс у его конкурентов. Но, повторюсь, наша главная задача – это омоложение команды.
Какая линия самая проблемная в сборной России, по вашему мнению?
В первую очередь я хочу поработать над тактикой. Из уважения к предыдущим тренерам я не хочу обсуждать слабые места сборной России. Я буду учитывать их опыт работы и действовать в том числе и в зависимости от этого опыта.
С Хиддинком вы уже общались?
Пока нет, но жду момента, когда это можно будет сделать.
В "Реале" вас критиковали за прагматизм – мол, команда при вас играла слишком скучно. Это имеет для вас значение?
Результат важнее качества игры или ее красоты. Как вы сказали? С 86-го года не были в плей-офф чемпионата мира? Так вот, результат важнее. Но вообще-то мои команды всегда много забивали, а моя репутация прагматичного тренера сложилась из-за одного сезона в "Милане", когда были травмированы все ведущие игроки атаки. Тогда мы действительно в основном выигрывали со счетом 1-0. Затем в финале Лиги чемпионов мы победили "Барселону" 4-0, но с тех пор меня преследует имидж незрелищного тренера. Хотя я и тогда играл в три форварда.
Я никогда не был поклонником какой-то определенной схемы игры. Я всегда хочу дать игрокам играть так, как им удобнее, чтобы добиться лучшего результата. Если я подберу хороших игроков, я могу играть по любой схеме. С хорошими игроками вы всегда выигрываете.
Вы уже приезжали в Россию, и тогда говорили, что вы летите на переговоры с "Анжи", а выяснилось, что вы прилетали на спектакль в Большой Театр.
Очередь за билетами пришлось за полгода занимать! Но у нас были шикарные места. Я люблю и оперу, и балет и буду часто ходить в Большой театр.
Вы и хоккей любите?
Да, потому что я в хоккее работал раньше. Это очень сложная и динамичная игра.
Тогда вы правильную страну приехали.
Да, мне нравится российский хоккей. И во время Олимпиады в Турине я болел за ваших и даже ходил на матчи.
А чем вас вообще привлекает Россия?
Мне нравится, как меняется ваша страна. Такого бурного развития нет нигде. Я много раз тут был. Первый раз я приехал в 1975 году, но это был не очень приятный визит – тогда я порвал связки колена. Но каждый следующий раз я удивлялся тому, как меняется ваша страна.
Где вы будете жить?
Я хочу жить в городе со своей женой.
А почему вам нравится мегаполис?
Потому что большой город дает множество возможностей и обеспечивает высокий уровень жизни.
Но вы же на дискотеки не ходите?
Нет, я слишком стар для этого. Давайте лучше видеться в Большом театре.
Вы известны не только своей любовью к театру, но и своей коллекцией картин, которая, по слухам, стоит целая состояние. Почему считается, что так мало тренеров и футболистов интеллектуально развиты?
Ну, слухи о стоимости моей коллекции живописи преувеличена. А вообще хороший вопрос. Знаете, я всегда говорю игрокам, что лучше иметь поменьше машин и побольше картин. Поменьше тусовок и побольше хороших знакомых. И со многими бывшими футболистами я поддерживаю связь, потому что мне интересно с ними общаться. Вы, наверное, хотите, чтобы я назвал фамилии? Например, с Гвардиолой мы вместе в театр ходили, он отличный интеллигентный парень .
Если выбирать между Гвардиолой и Моуринью, кого выберете вы?
Обоих. Моуринью прагматик, умеет добиваться нужных результатов. А Гвардиола совершил революцию в футболе. Но для того, чтобы метод Гвардиолы работал, нужны игроки, выросшие в "Барселоне". И нет смысла выбирать между Гвардиолой и Моуринью, потому что их нет смысла сравнивать.