Ж.Коусейру: "Некоторые вещи в "Локомотиве" невозможно понять"
- Решили напоследок погулять по центру? - первый вопрос тренеру, пришедшему ровно в назначенное время.
- Надеюсь, прощальной эта прогулка все-таки не станет. Никогда не говори "никогда". Что-то мне подсказывает, что я сюда еще вернусь. Не знаю, правда, когда, но вернусь.
- В качестве туриста?
- Не только. Мне в России понравилось. В футбольном отношении у вашей страны очень большой потенциал. Конечно, многое надо изменить - в первую очередь, инфраструктуру. Но всему свое время. Скоро здесь пройдет чемпионат мира, и к этому времени появятся хорошие стадионы, базы, гостиницы. И тогда все будет отлично. Самое главное, что уже сейчас можно говорить о появлении нового молодого и талантливого поколения, причем не только игроков. Шаг за шагом Россия движется в верном направлении. Я был в Москве несколько раз, впервые - в 1998 году, так что мне есть с чем сравнить.
- Что же вы делали здесь в 1998-м?
- Уговаривал Аленичева перейти в "Спортинг".
- Ничего себе!
- Да, я работал генеральным менеджером команды, и мы очень хотели заполучить этого футболиста. К сожалению, "Рома" предложила лучшие условия, а потом он все-таки приехал в Португалию, но в "Порту".
- В следующий раз приезжали с молодежной сборной Португалии в 2006 году?
- Нет, был до этого еще один раз туристом, а уже после этого, действительно, с молодежкой, когда мы проиграли 1:4 (в ответном матче португальцы выиграли 3:0 и прошли дальше). Потом, в 2009-м, приезжал на Кубок Содружества, когда работал в Литве. Ну а пятый визит оказался самым продолжительным.
- Стала ли для вас Москва за этот год родным городом?
- Родным - вряд ли, но очень близким - точно. От Москвы без ума моя дочь. Вы же знаете, все это время со мной жила семья. Никаких проблем у нас здесь не было. И хочу сказать, что ваш город хорош не только Красной площадью, Кремлем и прочими туристическими местами, мимо которых мы сейчас проходили. Москва красива и снаружи, и изнутри. Особенно я любил ее зимнее очарование. Что ж, всему когда-то приходит конец.
- Вы согласны с решением руководства клуба?
- Я его уважаю и вынужден принять. Что касается всего остального… Было много странного. Последние месяцы вообще смазали самые хорошие впечатления о моем пребывании здесь. Мой контракт действовал год, но уже в марте-апреле я начал понимать, что продлен он не будет. Не хочу говорить плохо о конкретных людях и обвинять кого-то лично, хотя причины для этого у меня есть. Но дело не только в странных решениях судей или индивидуальных ошибках футболистов, которые имели место. Ошибался и я. Но самое главное, что в клубе происходили вещи, которые не могли не влиять на положение дел в команде.
- Например?
- В марте произошли изменения во внутренней структуре клуба. Прямо по ходу чемпионата футбольный человек Алексей Смертин был отдален от команды, и его функции стал выполнять другой сотрудник клуба. Никогда не вмешивался не в свою сферу ответственности, но у меня вопрос: зачем производить такие масштабные изменения в клубе задолго до окончания первенства? Этот случай не мог не отразиться на команде, а таких эпизодов было много, я привел лишь один пример.
- Каковы были ваши отношения с руководством?
- У меня сохранились нормальные отношения со всеми людьми в клубе - начиная с президента и заканчивая водителем или поваром. Но при этом я всегда высказывал свое мнение. Какое-то время мне казалось, что это только рабочие моменты, однако мнение мое зачастую игнорировалось.
- Как строилась селекционная работа?
- В большинстве случаев "Локомотив" брал новых футболистов, не учитывая мнения тренера. Селекционный отдел жил своей жизнью, а это неправильно. За все это время в команде появился только один игрок, которого попросил лично я - Альберто Сапатер. И он достался нам бесплатно. Клуб не потратил на трансфер ни цента - только на зарплату. Это не значит, что все остальные игроки, которые появились в команде, плохи. Но с подобным отношением, когда тебя ставят перед фактом, я не согласен в корне. Разумеется, последнее слово всегда должно быть за клубом, но тренер не может не участвовать в селекционном процессе. И совсем недопустимо, когда в нем участвуют люди, далекие от футбола, но думающие, что разбираются во всем лучше всех.
- В "Локомотиве" таких много?
- Скажем так - они есть. Им надо помнить о том, что у человека один рот и два уха - стоит меньше говорить и больше слушать. Только так можно в этой жизни чему-то научиться. Но некоторые люди считают себя самыми умными, ничего толком не добившись.
- Сильно ли вы удивились, когда зимой в команде появились Тигорев, Григорьев и Ещенко?
- Никаких проблем с этими футболистами у меня не было, они молодцы, но опять же - меня никто не спрашивал. Я, к примеру, хотел, чтобы в команде остался Илич, и сказал об этом. Ко мне никто не прислушался. Не слишком здорово поступили и по отношению к футболисту, который узнал обо всем в последний день и не успел найти себе новую команду. Дело не только в Иличе. Остальные игроки видели, что произошло и наверняка сделали про себя определенные выводы.
Отношение к людям играет огромную роль для атмосферы. Вот еще пример - незадолго до игры последнего тура против "Спартака" я предложил устроить по окончании матча какую-нибудь акцию в честь Лоськова, которого планировал выпустить на замену. Кто знает - сыграет он в следующем сезоне или нет? Таких игроков надо уважать и гордиться ими. Это же живой пример для молодых футболистов и настоящий символ клуба. В Португалии тех, кто отыграл 15-20 лет на высоком уровне, чуть ли не на руках носят, как бы они ни выглядели на поле сейчас. Лоськов - не тот, что раньше, это понятно, но разве сложно было проявить уважение к этому потрясающему футболисту? Оказалось, что сложно.
- Когда вам официально сообщили о том, что контракт продлен не будет?
- На обеде после завершения чемпионата. Про Билича я, естественно, узнал до этого - от посторонних людей. А по поводу моего соглашения все было ясно еще раньше. Если ты находишься в клубе, многое понимаешь без слов. Чемпионат еще не закончился, а руководство уже вовсю обсуждало соглашение с новым тренером. Впрочем, ничего удивительного в этом не было.
- Почему, кстати, подписали с "Локо" контракт только на год, а не на два?
- На тот момент это было наиболее разумным вариантом. Если бы моя работа удовлетворила клуб, разумеется, его бы продлили. И, в конце концов, контракт - всего лишь формальность. За 22 месяца клуб сменил 5 тренеров. Наверняка у многих действовали долгосрочные контракты.
- Как бы вы сами оценили свою работу?
- Для любого иностранного тренера первый год - самый сложный. Нужно время, чтобы познакомиться со страной, ее культурой, людьми, традициями, менталитетом. Все это и называется адаптацией. И тем не менее, я считаю, что сумел добиться с командой определенного прогресса. У нас было два сложных периода - в ноябре и в апреле-мае. Первый мы преодолеть сумели, второй - не успели.
В неудачах команды всегда виноват главный тренер - я с этим не спорю. Однако важно понять, что очень многое просто было не в моей власти. О чем можно говорить, если порой я не понимал, как работает и кому подчиняется медицинский штаб? И ничего поделать с этим не мог. Про странные внутриклубные перестановки я уже сказал. Совет директоров же решил, что вся ответственность лежит на главном тренере, - это его право.
- Знаю, что некоторые сомнения по поводу будущего в "Локомотиве" у вас появились еще в январе.
- Действительно, они были. Засомневался даже раньше - в декабре. За полгода я успел немного разобраться с тем, по каким законам живет футбол и как работает клуб. Но я всегда надеялся на лучшее. И самое главное - видел, какой путь проделала команда. Это вселяло оптимизм. В июле команда была мертва. Именно так - мертва. Мне кажется, сейчас она выглядит по-другому. "Локомотив" - далеко не "Зенит", чтобы с ходу завоевывать высокие места. При всем уважении к Лучано Спаллетти и его работе, у него практически идеальный для российских реалий состав. У "Локо" такого подбора игроков нет, и лучшей командой России он пока не является. При этом способен стать, как минимум, одной из. Но для этого нужно время.
Если клуб постоянно меняет тренеров, он не сможет решать большие задачи. Дело даже не во мне. Просто управлением клуба должны заниматься люди, понимающие в футболе. Если же этого понимания нет, то, наверное, в какие-то вопросы вмешиваться не стоит.
Как-то раз на одном собрании меня спрашивают: почему наши нападающие так часто играют назад? Я ответил: по тем же самым причинам, по которым вратарь иногда играет вперед! Не буду говорить, кто конкретно задал мне этот вопрос, но скажите: как такому человеку можно еще объяснить, что такое центральный нападающий в схеме 4-3-3 и какие функции на поле он выполняет? Если кто-то, условно говоря, не видит разницы между Павлюченко и Кайседо, то разговора о футболе не получится. Отсюда и многие проблемы.
- Молодые футболисты по большей части поддержали вас и выразили сожаление по поводу вашего ухода. Как думаете, сохранят ли ребята, вроде Оздоева, Беляева и Бурлака, место в составе в следующем сезоне?
- Не знаю, не знаю. Как видите, Игнатьев из команды уже ушел. Я считаю, что это неправильное решение. Да, последнюю часть сезона он провел не слишком хорошо, но в этом в первую очередь виновата травма. На первом сборе он выглядел просто потрясающе! Я уверен, если бы он смог сыграть против "Атлетика" в ответном матче Лиги Европы, мы бы прошли дальше. Что ж, клуб решил с ним расстаться.
- Удивились ли, что Оздоева пригласили в сборную для подготовки к Euro, а Бурлака - нет?
- Вы знаете, нет. Знаю, Бурлак очень хотел на Euro, но, учитывая проблемы сборной России в обороне, нужен был опытный игрок, которого Дик Адвокат нашел в лице Шаронова. Но я уверен, что время Тараса еще придет. Он еще заматереет, окрепнет, прибавит в мышечной массе и станет отличным защитником. Основным для сборной.
- Если Бурлак на виду уже давно, то Беляев - только полгода. Не пропадет ли?
- Не думаю. Макс - очень уверенный в себе защитник. Это здорово. Помню, за пару дней до матча с "Атлетиком" в Москве, когда я решил поставить Беляева в стартовый состав, позвал его, чтобы сообщить о своем выборе. Даже специальных бесед не понадобилось, он просто сказал: о'кей, коуч, ноу проблем. И проблем в той игре действительно не было! Повторюсь, очень уверенный в себе парень. Иногда даже слишком, что сказалось в игре с "Анжи", когда пару уроков ему преподал Это'О, но скоро Беляев найдет нужную грань. Он все схватывает на лету.
- Были ли у вас в "Локо" любимые футболисты?
- Нет. Они же все разные.
- А с кем работалось легче всего?
- Опять же, с каждым - по-своему. Везде нужен свой подход. Но нельзя угодить всем. Это нормально, если кому-то ты не нравишься. Уверен, что у Глушакова ко мне нет никаких претензий, а вот, к примеру, у Торбинского они могут быть. Ничего криминального в этом не вижу.
- А у Сычева?
- Возможно. Но я всегда говорил, что этот нападающий - большой профессионал, который понимает игру и ответственно относится к своей работе. Но он не так быстр, как восемь лет назад, не так стремителен. И ему нужно найти правильное применение. Учитывая серьезную конкуренцию в линии атаки, сделать это было непросто.
- Самое большое разочарование за время работы в России?
- Последний месяц работы целиком.
- А самый светлый момент?
- Новый уровень, на который удалось вывести команду. Я счастлив, что футболисты стали по-другому понимать футбол.
- Что дала работа в России лично вам?
- Много. Теперь я хорошо понимаю российский менталитет. Главный урок - с некоторыми людьми лучше не разговаривать вообще, и речь идет не только о футболистах.
- Сделали бы что-нибудь по-другому, начни вы все заново?
- Приобретенный опыт несомненно пригодился бы, но в целом гнул бы ту же линию.
- Где вы окажетесь в следующем сезоне?
- Не знаю. Предложения есть, но я еще раздумываю над ними. Озвучивать их пока не буду. Постоянно на связи со своим агентом.
- Из России не звонили?
- Пока нет. Но я все равно обязательно вернусь!
- Как думаете, какое будущее ждет "Локомотив" с Биличем?
- Надеюсь, что самое хорошее. Искренне желаю удачи команде, в которой у меня осталось много друзей!
- Не могу не коснуться предстоящего чемпионата Европы. Поедете в Польшу и на Украину?
- Скорее всего, нет, хотя меня звали на один португальский телеканал комментировать матчи сборной Португалии. Вынужден был ответить отказом, так как много других дел.
- А если в четвертьфинале Португалия сыграет с Россией?
- Вот тогда нужно будет подумать!
- Такое вообще возможно, как думаете?
- Почему бы и нет? Хотя российскую группу не назвал бы очень легкой. Польша играет дома - тут все понятно. Ничего хорошего не сулит и встреча с Грецией. Я хорошо знаю тренера Фернанду Сантуша - он настоящий прагматик. Учитывая склонность греков к такому футболу, легкой жизни не ждите. Непонятно, чего ждать и от Чехии, но думаю, бой они тоже дадут.
- А как оцените шансы вашей сборной?
- Наша традиционная проблема - завышенные ожидания. Товарищеские матчи с Македонией и Турцией не внушили оптимизма, но я надеюсь, что Паулу Бенту проведет работу над ошибками. В субботу увидим.
- В "Спортинге" вы работали с полузащитником сборной России Маратом Измайловым…
- Да, и удивился, что только сейчас его пригласили в сборную. Это игрок топ-уровня. Не Месси и не Криштиану Роналду, конечно, но в следующем эшелоне. На мой взгляд, среди футболистов российской сборной он - лучший. По крайней мере, в Португалии считают именно так. Всякий раз, когда я видел его на тренировках в составе "Спортинга", то не мог поверить, что этот парень из России. С мячом он обращается как португалец или бразилец. Если бы не проблемы с коленом, Марат мог бы оказаться в одном из лучших клубов мира.
- У вас с ним не было никаких проблем?
- Нет. Когда я пришел в "Спортинг", настоял, чтобы он остался в команде. Как раз перед этим у него были проблемы с Коштиньей.
"Спорт-Экспресс"