Ю.Красножан: "С большими футболистами уже работал"
В понедельник махачкалинский "Анжи" под руководством Юрия Красножана одержал первую победу, обыграв со счетом 1:0 олимпийскую сборную Ирака. Недавно назначенный на пост главного тренера наставник второй российской сборной рассказал о проделанной работе в клубе.
- С первой победой вас, Юрий Анатольевич. Часто слышишь, что результаты матчей на подготовительных сборах значения не имеют. Вы согласны с этим мнением?
- Спортсмен всегда должен стремиться к победе. Пускай счет скромный, для нас в начале подготовительного этапа был важен любой положительный итог. Что же касается качества игры, то о нем судить рано, поскольку мы только-только приступили к работе. Пока знакомимся, обозначаем определенные требования. Радует, что футболисты к ним прислушиваются, что у них есть желание выполнять задачи, которые перед ними ставятся.
- Состоянием, в котором игроки вернулись из отпуска, удовлетворены?
- Да. Степень готовности у футболистов неплохая. Они сразу смогли приступить к освоению предложенного объема работы.
- Предположу, что минувший год у вас выдался очень необычным. Вы размеренно жили и работали в Нальчике, как вдруг - одна перемена за другой.
#ntright#- С одной стороны, это так, с другой, прошедший год дал мне значительно больше, чем иные три, а то и пять лет. В плане опыта как житейского, так и профессионального.
- Словом, о том, что переехали в Москву, не жалеете?
- А я туда и не переезжал. По-прежнему живу в Нальчике. В Москве, а теперь уже в Подмосковье и Махачкале у меня работа.
- Но квартира-то в столице у вас есть?
- Этот вопрос находится в стадии решения.
- То есть вы все еще считаете себя нальчанином?
- А как иначе, если Нальчик - мой родной город, где я отсутствовал только один год?
- Родные места люди часто покидают. При этом многие стремятся как раз в Москву.
- У меня такого стремления пока нет, хотя в столице, несомненно, имеется возможность более качественной самореализации.
- Уроженцу Нальчика помогает в работе понимание кавказского менталитета?
- Думаю, да.
- В советские времена наверняка наведывались в Дагестан, в том числе на отдых?
- В 70-е и 80-е годы, конечно же, ездили на Каспий. Так что Дагестан мне знаком. Более того, там у меня много друзей, с которыми связал футбол. С кем-то довелось играть, с кем-то соперничать на поле. О людях остались теплые воспоминания, а теперь они выразили мне поддержку и порадовались, что сможем чаще встречаться.
- С владельцем "Анжи" Сулейманом Керимовым беседовали?
- И до назначения, и после. Встретились и здесь, в Дубае: Керимов прилетел на игру с олимпийской сборной Ирака. С его стороны есть поддержка по всем направлениям. А когда чувствуешь, что тебе доверяют, стараешься доверие оправдать.
- Вчера вы тренировали футболистов среднего уровня, а сегодня под вашим началом оказались звезды с мировым именем. Не возникало в связи с этим чувства эдакой нереальности - будто все не с вами происходит?
- Нет. Многие игроки, с которыми работал, оставили в душе огромнейший след, и я считаю их большими футболистами. Большой футболист в моем понимании - не обязательно тот, кто выиграл чемпионат мира, а тот, кто сам себя слепил и развил в достаточно полной мере. Взять Миодрага Джудовича. Это большой человек не только по росту. Играя сначала в украинском чемпионате (за "Волынь"), а потом за команду из Нальчика, сумел дорасти до сборной Черногории.
- Вместе с тем теперь вы главный тренер клуба, в котором есть и чемпион мира 2002 года, и четырежды лучший футболист Африки. Какое впечатление осталось от индивидуальных бесед с игроками "Анжи", которые, как известно, вы практикуете?
- Пятеро игроков клуба - Помазан, Агаларов, Гаджибеков, Тагирбеков и Прудников - вызывались во вторую сборную, так что предварительное знакомство у нас состоялось раньше. Других до сих пор знал только как соперников. Мое впечатление от общения может, конечно, быть обманчивым, но с людьми, которые собраны в "Анжи", лично мне комфортно. У нас нет кривотолков. Строить отношения стараемся искренне и честно.
- Как вам великий Это'О?
- Образованнейший человек, наделенный способностями влиять на других. Причем не на кого-то одного, а сразу на многих.
- Другими словами, лидер?
- Лидер может быть и неглубоким, но обладать определенной харизмой, и к его призыву - пошли за мной - будут прислушиваться. Это'О же имеет жизненную позицию правильного человека.
- Роберто Карлос такой же?
- Они разные, но их объединяет полнейший позитив. И оказываемая ими помощь дорогого для меня стоит.
- Вы Роберто Карлоса видите в роли тренера или игрока?
- Важно, кем он видит себя сам.
- А он определился?
- По-моему, нет. Но тренером быть не хочет - это точно.
- Ему нравится быть играющим тренером?
- Скорее, играющим менеджером, если можно так выразиться.
- Оригинально. Что-то не припомню аналога.
- В ижевском "Газовике" был играющий президент Владимир Тумаев.
- Какой опыт дала вам работа во второй сборной? Лучше узнали российских игроков?
- Представление о них и раньше имелось, но оно во многих случаях было телевизионным или почерпнутым с информационного поля. Когда работаешь непосредственно с людьми, качественная оценка меняется. Причем чаще в лучшую сторону, потому что ты узнаешь не просто футболистов, а людей, которые становятся тебе близкими. Во второй сборной образовался штаб единомышленников, которые попытались разобраться в психологии молодых игроков и дать им более глубокие характеристики, чем "нравится - не нравится", "с техникой или без нее". Но работы впереди еще много. Если премьер-лигу мы просмотрели, то первый дивизион остался не до конца изведанным. Наша задача в этом году - поискать там футболистов, которые обладают хорошими задатками, но по каким-то причинам не попали в высший дивизион.
- Полагаете, у вас будет время на эту работу?
- Помимо меня и во второй сборной, и в клубе есть тренерский штаб.
- В матче с олимпийцами Ирака центрального защитника Расима Тагирбекова вы использовали в обороне слева. Это следствие ваших наблюдений в рамках второй сборной?
- Впервые Расима я увидел еще в 2004 году. Он тогда играл на позиции левого защитника, и мне понравился. Даже пытался пригласить его в Нальчик из "Анжи", с которым тогда работал Дмитрий Галямин, но клуб Тагирбекова не отпустил. А в центре обороны он года три как играет. Естественно, какие-то навыки действий на фланге утратил, но их нетрудно восстановить.
- Учитывая дефицит классных защитников-россиян, есть ли у Тагирбекова, Гаджибекова и Агаларова, которых вы приглашали во вторую сборную, шансы дорасти до национальной команды?
- Конечно. Но шансы должны подкрепляться каждодневной работой.
- Вам не обидно, что Дик Адвокат и его штаб работают в отрыве от второй сборной, которая живет как бы своей жизнью? По крайней мере со стороны впечатление складывается именно такое.
- А почему должно быть обидно? У Адвоката своя задача - достойно представлять страну на международной арене. Перед второй сборной такая задача в принципе тоже стоит, но в первую очередь в ней решается вопрос отбора игроков и доведения их до более высокого уровня. Все идет своим чередом, мы понимаем, что нам нужно делать, в каком направлении двигаться.
- Вы известны как тренер, выдвигающий молодежь. Стоит ли перед вами задача развивать футбол в Дагестане и готовить для "Анжи" собственные кадры?
- Главная клубная команда должна бороться за медали и кубки, добиваясь результатов, и ее тренер не может отвечать еще и за систему подготовки. Вместе с тем в "Анжи" прорабатывается проект развития дагестанского детско-юношеского футбола в целом.
- У вас репутация специалиста, умеющего наладить командные действия. Но и при Гаджи Гаджиеве команда мало пропускала, то есть брала очки за счет организации игры. Вы чувствуете себя продолжателем его линии?
- Иначе и быть не может, потому что команда не создается с чистого листа. Она прошла трудный, тревожный и нервный этап становления, чудом сохранила место в премьер-лиге - и сразу резкий скачок. Причем он действительно был совершен. Это говорит о том, что и руководство клуба, и тренерский штаб, и футболисты проделали в 2011 году большую работу.
- Каким же образом добиться дальнейшего прогресса?
- С одной стороны, за счет комплектования - многое решает качество исполнителей, - с другой, движение вперед возможно при улучшении организации игры.
- Какие изменения в составе вы хотели бы произвести?
- Есть две-три позиции, которые необходимо укрепить уже в зимнее трансферное окно. Хотелось бы, в частности, приобрести центрального защитника и опорного полузащитника. Ахмедов и Жусилей нас устраивают. Более того, для себя открываю их на сборе с самой лучшей стороны. Но их только двое.
- Известно, что расстаться с Джуджаком клуб решил еще до вашего назначения. Будет ли кто-то выставлен на трансфер теперь?
- Сейчас на сборе в Дубае находятся 25 футболистов, включая четырех вратарей. Буссуфа и Карсела-Гонсалес в сборной Марокко готовятся к Кубку Африки, а Виктор Кузьмичев - в молодежной сборной к Кубку Содружества. Будущее молодежи, которая не сумеет проявить себя за период сборов в ОАЭ, Испании и Турции, зависит и от того, насколько мы сможем реализовать наши планы на трансферное окно. Но скорее она будет отдана в аренду, чем выставлена на трансфер.
- Может ли Габулов продолжить выступления за ЦСКА, чтобы помочь армейцам хотя бы в первом матче с "Реалом"?
- Вопрос решается руководителями двух клубов.